Шпаргалка по "Теория управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:38, шпаргалка

Краткое описание

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
Две трактовки понятия «управление»:
1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность;
2) как механизм управления.

Вложенные файлы: 1 файл

0344454_3F775_teoriya_upravleniya_shpargalka.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

ЭМУ опираются на все  рычаги хозяйствования: 1) прибыль; 2) финансы; 3) кредиты; 4) рентабельность; 5) фондоотдачу; 6) заработную плату и т. п.

Сущность ЭМУ: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.

ЭМУ основываются: на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

Особенность ЭМУ: 1) управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными; 2) при использовании экономических методов более эффективно функционируют обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля; 3) распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

 

23. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Административные (организационно-административные или  организационно-распорядительные) методы управления создают основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.

Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных: 1) через административные приказы; 2) на основе заключенных договоров; 3) через распоряжения и требования; 4) уставы и регламенты; 5) правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц.

Особенность административных методов: опираются на власть руководителя и представляют собой, методы властной мотивации, базирующиеся на принуждение или на возможности принуждения и подробно описывающие операции получения необходимого результата.

Взаимосвязь административных и экономических методов: административные и экономические методы управления имеют много общего и очень часто дополняют друг друга.

Социально-психологические  методы

Сущность социально-психологических методов: с помощью воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать действенный механизм работы.

Значение методов: воздействуют на потребности и интересы индивида и группы, их иерархию, активизируют исполнительскую, творческую деятельность или общение.

Социально-психологические  методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, сравнений и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей.

Разновидности социально-психологических методов: 1) убеждение; 2) внушение; 3) «заражение»; 4) демонстрация примеров поведения.

Взаимосвязь с другими  методами: социально-психологические  методы управления всегда дополняют  административно-командные и экономические методы управления. Разновидности общенаучных методов управления: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнение, оценка, диалектика, системный и комплексный подходы. Методы конкретных наук, используемых в управлении: 1. Математические методы: сетевая оптимизация, линейное программирование, управление запасами, модель Леонтьева, метод анализа иерархий, методы прогнозирования, методы теории вероятностей, теории игр, теории управления организованными системами и некоторые другие. 2. Используются методы самостоятельных наук: экономики, социологии, психологии, статистики и др. К ним относятся последовательный анализ, метод статистического испытания и др. 3. Методы педагогики, обучения, образования: методы поиска, обработки и анализа информации, освоения материала и представления результатов. К этой категории относятся методы фокус-групп, мозгового штурма (мозговой атаки), кейс-стадии, деловых и ситуационных игр и др.

 

24. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ». СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЯ

Принятие решения – сложный и ответственный этап процесса управления, заключающийся в выборе наиболее рационального пути достижения установленной цели.

Признаки управленческого  решения: 1) принимается при наличии цели управления, установленного критерия эффективности процесса управления и множества альтернативных способов достижения цели или вариантов управляющих воздействий, обеспечивающих достижение назначенной цели; 2) является результатом выполнения одного из этапов процесса управления и включает выбранный рациональный (или оптимальный) способ достижения цели, или вариант управляющих воздействий на объект управления, для достижения поставленной цели; 3) может периодически корректироваться при изменении цели (задачи) управления и появлении новых условий в обстановке окружающей среды.

Управленческое  решение на предприятии – это действия субъекта управления (индивидуума или группы), определяющие программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа данных о ее состоянии.

Сущность деятельности по выработке управленческого решения – разработка наилучшего варианта действий по достижению поставленных целей.

Разработка управленческого решения является видом управленческой деятельности.

Основные составляющие процесса разработки управленческого  решения: деятельность должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. В целом, при осуществлении функций управления должна создаваться управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели, т. е. процессы выполнения задач управления и целевые управленческие организации, призванные осуществлять эти процессы.

Основные этапы процесса выработки решения:

1. Осознание задачи и разработка предварительного решения на создание процесса разработки решения.

2. Уточнение решения на создание процесса разработки решения, планирование работы, создание системы контроля за процессом и качеством разработки решения. 3. Уточнение и детализация задач, определение мероприятий, которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей. 4. Анализ факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели. 5. Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели. 6. Согласование проекта решения с исполнителями. 7. Выбор одного из вариантов решения и доведение его до исполнителей.

Содержание  решения – краткое изложение принятого варианта по достижению цели. Решение должно предусматривать организацию взаимодействия, обеспечения и оперативного контроля процессов реализации решения. Оно должно включать задачи, которые необходимо выполнить исполнителям: на низших уровнях иерархии – это задачи по осуществлению, реализации самого решения, на более высоких уровнях – задачи по осуществлению планирования, организации, мотивации, коммуникации и контроля.

 

25. ОСОЗНАНИЕ ЗАДАЧИ И РАЗРАБОТКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ (1-И ЭТАП)

1-й этап – мыслительная, творческая деятельность руководителя.

Вход 1-го этапа – возникшая  проблема или поставленная вышестоящим  руководителем задача, которую необходимо уяснить. После этого следует  выработать предварительное решение  на создание процесса выработки решения и группы выработки предложений в решение. Выходы 1 – го этапа:

• цель и задачи деятельности;

• цель, задачи и основное содержание по выработке предложений;

• примерный состав исполнителей (определение круга ответственных лиц, которые будут участвовать в разработке решения);

• сроки выработки предложений.

Выходы 1 – го этапа  распадаются на две задачи:

• первая – определения целей и задач предстоящей деятельности;

• вторая – предварительное решение, основанное на интуиции руководителя, по порядку работы, срокам и составу группы выработки предложений. Сущность 1-го этапа – определение целей и задач будущей деятельности системы и выработки предварительного решения на создание процесса и выработки предложений и управленческой целевой организации – группы выработки предложений.

Действия, необходимые  для определения цели и общего содержания будущей деятельности:

1. Осмысление задачи (проблемы).

2. Определение цели, задачи и общего содержания будущей деятельности.

3. Определение места организации в осуществлении замысла.

4. Установление видов деятельности жестко регламентированных существующими законами, рекомендациями, нормами и другой документацией.

5. Выделение задач, требующих творческого решения.

На основе решения  этой задачи руководитель принимает  предварительное решение по порядку, срокам и составу группы выработки предложений.

Задачи руководителя:

• определить общую структуру процесса выработки решения, его этапы, проанализировать мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы решить эти задачи (осуществить этап выработки решения);

• учесть условия обстановки, в которых будет осуществляться процесс выработки решения, способствовать созданию максимально благоприятного климата;

• определить сроки выработки и примерный состав исполнителей, а также создать систему контроля за ходом и качеством выработки решения. Руководитель на 1-м этапе в качестве основного метода использует свой опыт, интуицию, проводя лишь самые необходимые расчеты.

В целом, на 1-м этапе  процесса выработки решения определяются цели и задачи будущей деятельности по достижению цели и принимается решение на управление этим процессом.

 

26. УТОЧНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОЦЕССОМ И КАЧЕСТВОМ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ (2-И И 3-И ЭТАПЫ)

Входом 2-го этапа является выход 1-го: 1) цели и задачи предстоящей деятельности в результате которой должно быть выработано решение, основное содержание предложения; 2) примерный состав исполнителей; 3) сроки выработки предложений.

Выходом рассматриваемого этапа должен быть: 1) план работы группы выработки предложений и полностью отражающей содержание работы, состав группы и сроки завершения работ; 2) система контроля хода и качества выработки решения, включающая организацию контроля и силы, выполняющая контроль, а также организации, созданные для реализации этого этапа: группа выработки предложений и контроля за ходом и качеством выработки предложений.

Порядок работы на данном этапе: 1. Планирование и организация предстоящей деятельности. 2. Установление лиц, ответственных за контрольные мероприятия. 3. Установление сроков проведения контрольных мероприятий.

Результат деятельности на этом этапе получается на основе уточняемого решения руководителя. Особенность этапа: процесс разработки плана выработки решения должен совпадать с процессом выработки решения, однако методы, применяемые на этапах планирования, должны быть другими: так как речь идет только об уточнении, а не о поисках наиболее подходящего варианта. На данном этапе реализуются функции планирования этого процесса и организации, то есть создание реальных организаций, способных организовать спланированный, разработанный процесс и осуществить контроль за ходом и качеством выработки решения.

Уточнение и  детализация задач, определение  мероприятий, которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей (3-й этап):

1. Осознание цели деятельности, для достижения которой должно быть разработано решение. 2. Установление системы задач, которые необходимо осуществить для достижения цели. 3. Исключение из определенной на 2-м шаге системы задач тех, которые жестко регламентированы руководящей документацией для включения их в список задач, решаемых при реализации третьей функции управления – организации. 4. Сопоставление разработанной подсистемы задач, требующих творческого решения, с поставленной руководителем на 1-м этапе. Если разработанная система будет отличаться от определенной руководителем, то необходимо предоставить аргументированный доклад о новой системе задач для ее утверждения. 5. Создание подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из представленных задач. 6. Установление технологической последовательности осуществления задач и мероприятий.

Вход 2-го этапа – цель деятельности и основные задачи, которые необходимо осуществить для достижения цели, поставленной руководителем на первом этапе процесса выработки решения.

Выход – система задач, обеспечивающих эффективное достижение цели, и подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение этих задач с учетом технологии их выполнения.

 

27. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕД, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ (4-Й ЭТАП)

Порядок работы на этапе  анализа факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели, состоит из следующих основных этапов:

1. Анализ особенностей и времени деятельности по выполнению каждого из мероприятий. При этом необходимо учитывать количество времени, затраченное на проведение каждого из мероприятий, определить факторы, оказывающие влияние на изменение временных границ.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория управления"