Шпаргалка по "Организационное поведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Организационное поведение".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы..Организационное поведение.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)


1. Понятие, цели и факторы организационного поведения.

Организационное поведение - совокупность действий и поступков индивида по его адаптации к условиям и требованиям окружения. Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации (то есть в основе лежит личность).

Организационное поведение – изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать действенные решения при работе с людьми, в сложной динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам, организации в целом.

В соответствии с последним определением будем выделять 3 уровня проблем поведения:

         Личностные;

         Групповые;

         Общеорганизационные.

Организационное поведение включает в себя множество научных дис­циплин (таких, как психология, социология, антропология культуры - происхождение и эволюция культуры) и использует следующие подхо­ды:

  поведение рассмотрено как функционирование на индивиду­альном, групповом и организационном уровнях;

  организационное поведение использует принципы, модели, теории и методы, заимствованные из других дисциплин;

  люди и их отношения, восприимчивость, способность к обуче­нию, чувства и цели представляют наибольший интерес в ор­ганизациях;

  организационное поведение ориентированное на исполнение;

  внешний мир рассматривается со стороны его воздействия на поведение организации;

  так как к исследованиям организационного поведения приме­нен строго научный метод, то и разработанные руководящие указания имеют научную основу;

  область изучения организационного поведения имеет ярко вы­раженную ориентацию на практику.

 

 

3. Модели организационного поведения.

Создание модели организационного поведения опирается на следующие основные принципы:

         Относящиеся к особенности личности, среди которой индивидуализм и коллективизм.

         Мотивированное поведение, особенности восприятия, стремление к соучастию, ценности, целостность.

         Системность

         Взаимный интерес

         Этические принципы

Среди них можно выделить базовые:

1.        Ориентация на человеческие ресурсы (рост и развитие работников), поддерживающая модель. Основная точка – руководитель т.е у исполнителя.

2.        Авторитарная  - главное власть, которая поддерживается за счет делегирования полномочий и распределение ответственности. Здесь исполнитель ориентирован на подчинение. Главное, на что ориентирована эта модель – это результат.

3.        Модель оценки. Предпосылка этой модели экономические ресурсы. Основной инструмент управления  - материальное вознаграждение. Здесь на первый план выходит потребность исполнения в безопасности. В этой модели человек в наибольшей степени зависит от организации в целом.

4.        Коллегиальная модель – ориентирована на партнерство, поэтому менеджментам поощряется работа в командах. Рядовой исполнитель стремиться брать на себя ответственность и главная ценность для него – самореализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные процессы групповой динамики

Групповой динамикой называется процесс, порождаемый взаимодействием участников группы.

Участники группы своим взаимодействием порождают особую, уникальную для каждой группы, атмосферу. В группе люди выстраивают отношения в свойственной для себя манере, поэтому, как правило, они создают те же самые ситуации, которые случаются с ними в жизни. Во взаимодействии с другими людьми они используют свои наработанные стереотипы, часть которых является эффективными, а часть - деструктивными, разрушительными для здоровых взаимоотношений.

         знакомство

         межличностные взаимодействия осторожны

         преобладает аура вежливости

         члены группы не уверены в друг друге

         взаимный обмен информации

         анализ задачи и поиск способа ее решения

         стихийная выработка структуры группы и распределение ролей

         происходит уточнение целей и обсуждение методов

         перераспределение функций и полномочий

         конкуренция за обладание более высоким статусом

         зарождение группового самосознания

         споры за неформальное лидерство

         возникновение малых групп

         бойкоты и бурное обсуждение

         велика вероятность возникновения конфликтов внутри группы

         прояснены цели

         намечен план действий

         завершено формирование действий

         эффективная группа создана

         совершенствуются принципы группового взаимодействия

         в результате делегирования растут полномочия группы

         возможны конфликты с руководством по вопросам доступа к информации

         существует опасность обособления группы вплоть до отсоединения

         утрата большинства функций группы

         главная задача решена или утрачивает свою актуальность

         низкий уровень взаимоотношений эффективность группы падает

6. Формирование и развитие групп: основные стадии и предпосылки.

Первоначально к объединению – несомненно, позитивному для общественного развития – индивида подталкивает ряд инстинктов, обусловленных различными внутренними и внешними обстоятельствами и носящих социальный характер, то есть четко идентифицируемых в общественном сознании, как необходимые. Впоследствии индивид и организация, взаимодействуя, проходят ряд этапов, которые, как представляется, довольно полно представлены в концепции Г.Г.Дилигенского, отличающейся некоторой психологичностью, что в целом не сказывается на ценности получаемых выводов. Данная авторская концепция прослеживает следующий характер организационно-группового развития.

«Типологический» уровень. Члены групп имеют общие социально-психологические признаки – профессиональные или этнические (их простая арифметическая сумма).

Уровень «идентификации». Происходит формирование группового самосознания, «мы-чувства», при этом члены группы сознательно отделяют себя как некую обособленную часть от других структур.

Уровень «солидарности». Наиболее высокий, по мнению автора, уровень общности группы, свидетельствующий о психологической готовности ее членов к совместным действиям во имя собственных целей и интересов. Солидарность выступает как значимый фактор образования и сплоченности группы.

 

 

7. Концепция типов социального поведения Вебера.

Вебер определил четыре типа поведения человека в экономической сфере.

1.        Традиционное поведение – когда человек ориентируется в своих действиях на опыт, нормы, традиции, то есть не оценивает свои поступки, потому, что так принято.

2.        Ценностно-рациональное поведение – человек в своих действиях исходит из индивидуальных ценностей.

3.        Аффективное поведение – поступки, основанные на эмоциях. Под воздействием эмоций совершается действие.

4.        Целерациональное поведение – это действие, при которых человек представляет результат в цель. Средства его достижения, то есть ресурса и возможную реакцию окружающих – это идеальный тип. Данный вид относиться к экономически ориентированному поведению. Экономически ориентированное поведение — это поведение, которое по своему смыслу соотносится с удовлетворением желаний, связанных с извлечением пользы (Nutzleistungen, где leistung — производное от глагола leisten — совершать, производить, и от Nutz — корень слова «польза»). Это определение применяется к экономически ориентированному поведению, а не к экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Давление как один из внутренних динамических процессов (консолидация, конформизм).

Групповое давление – это формирование и поддержание полезных для достижения целей организации типов поведения, когда конфорность к существующим целям и нормам в организации реализуются через неформальные санкции, по отношению к каждому сотруднику (цели подразделения, система статусов и ролей нет привязки к индивидуальности). На эффективность группового давления  оказывают влияние следующие факторы:

1.        Численность группы в организации

2.        Доля членов группы поддерживающих нормы и правила

3.        Наличие авторитетных лидеров

4.        Степень агрессивности

5.        Взаимозависимость.

6.        Степень неопределенности

7.        Согласие или консолидация, которая основывается либо на объективных нормах, либо на общепринятом мнении.

Выделяют несколько типов группового взаимодействия:

         Сотрудничество

         Противоборство (на основе конкуренции)

         Уклонение от взаимодействия (адекватно определить общую цель, чтобы она была значимой для каждого)

         Однонаправленное взаимодействие (одни члены группы способствуют достижению целей всех остальных)

         Компромиссное взаимодействие. (самое сложное, так как в этом взаимодействии стремятся совместить достижение целей группы и личные цели каждого участника).

 

 

9. Психологические и социально-психологические теории и концепции в ОП (Л.С Выготский и А.Н Леонтьев, З. Фрейд и К. Юнг, представители бихевиоризма).

Стимул – реакция основания бихевиористов, то есть поведение является следствием воздействия внешних раздражителей (Джекон, Морено, Куртлевин, Мейо, Гоманс, Саймон)

Фрейд рассматривал структуру личности и выделил следующую составляющую:

         активное сознание (я и эго)

         бессознательное (Ид)

         культурная и общественная часть личности (супер эго)

Фрейд связывал поведение человека с той или иной потребностью или мотивом или желанием, которое неизбежно приводит человека к определенному типу поведения.

Юнг (психолог) – он разработал свою структуру личности:

         сознание (эго или я, сознание – это рациональная часть в поведении сотрудника)

         индивидуальное бессознательное (оно, личный опыт каждого человека)

         коллективное бессознательное (опыт, идеи нормы, существующие в обществе помимо воли человека, при этом в этой структуре существует иерархия, т.е базовым уровнем поведения является коллективный бессознательное, а остальное являются его следствием, по этому на этом уровне строится PR, реклама, структура и прочее.

Леонтьев определил понятие жизненного цикла организации. Три основных этапа:

1.  Типологический уровень (простая арифметическая сумма индивидов имеющих общие социально-психологические признаки).

2.  Уровень идентификации (формирование группового самосознания)

3.  Уровень солидарности (психологическая готовность сотрудников к совместным действиям для достижения собственных целей и интересов).

Выготский. Главным образом рассматривал мотивационную модель поведения. Является представителем так называемых процессуальных людей. Исследовал математические методы. Считал, что мотивацию необходимо формировать. Для этого применяются способы психологического воздействия, к которому относиться внушение, убеждение, подражание, принуждение, требование.

 

10. Содержание понятия лидерства в управлении организацией.

Лидерство — это процесс социальной организации и управле­ния

Обязательное условие лидерства - обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней и  масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных  и  общественных  групп  и  движений.  Формализованная  власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или  в  коллективах  людей, которые за ним следуют.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ­ление и характер деятельности всей группы. Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Воздействие внешнего окружения на формирование организационной структуры.

Нет организаций, которые работают в вакууме – всегда существует некоторая внешняя среда.

Обычно изменения внутри организации вызваны изменениями во внешней среде. Можно выделить две группы компонентов внешней среды, изменения которых влекут за собой перемены в организации.

Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Рассмотрим эти факторы.

1.        Поставщики.

2.        Кредиторы.

Информация о работе Шпаргалка по "Организационное поведение"