Формальные и неформальные группы в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

В рамках этого курсового проекта целями являются: 1)формирование и функционирования формальных и неформальных групп (общие черты и различия); 2) анализ формальных и неформальных групп в ООО «Строитель».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические аспекты и выявить природу формальных и неформальных групп. Охарактеризовать формальные и неформальные группы. Показать влияние формальных и неформальных групп на организацию. Дать общую характеристику ООО «Строитель». Проанализировать состояние формальных и неформальных групп в ООО «Строитель».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….5

1.1 Понятие групп и их значимость для организации………………………….6

1.2 Формальные группы………………………………………………………….7

1.3 Неформальные группы……………………………………………………….9

1.4 Влияние формальных и неформальных групп на организацию………….11

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ООО «Строитель»………………………………………………………………..14

2.1 Общая характеристика ООО «Строитель»………………………………...14

2.2 Анализ формальных и неформальных групп в организации ООО «Строитель» и рекомендации по управлению неформальными группами в организации………………………………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории организации.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

 

Главными их «соперниками»  являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального  лидера нет. Группа организовалась так  как:

 

Оба работника находятся  в одном офисе

 

И главный инженер, и  коммерческий директор в большинстве  случаев не согласны с мнением  генерального директора, из – за чего происходят постоянные споры и мелкие конфликты. Коммерческий директор пытается часто предложить генеральному директору  более выгодное по деньгам и эффективное  предложение.

 

Цель у обоих работников: эффективно и выгодно выполнить  задание более дешевым и правильным способом.

 

Главный инженер и  коммерческий директор являются родственниками.

 

Коммерческий директор. Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими  людьми, координировать их деятельность. Напористый и работоспособный человек, способен работать столько часов, сколько  требует дело, которым занимается. Борется за качество, надежность и  продуктивность труда. Обладает исключительно  практическим складом ума. Имеет  склонность к рационализаторской деятельности. Всё оценивает с точки зрения целесообразности и полезности. Ко всему готовится заблаговременно. Для его движения вперёд необходима ясная перспектива и стабильность. Выступает против недисциплинированности, нарушения норм и правил. Сам отличается собранностью и организованностью. Критичен в оценках своей и  чужой работы. Умеет заставить  людей работать. Не потерпит возле  себя лентяев и халтурщиков. Его  творческие способности повышаются в хорошем настроении. В сфере  межличностных отношений проявляет  себя как человек вспыльчивый, но отходчивый. Очень горячится в  споре, когда его охватывают эмоции. Приоритетные тактики поведения  в конфликте: сотрудничество и приспособление, что, возможно, наиболее ярко проявляется  в общении с вышестоящим руководством.

 

Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство  подразделений. Его сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий  слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен  уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен  в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены  коллектива считают его одним  из наиболее компетентных работников организации.

 

Чувствует уверенность  в ситуациях, требующих ломки  устоявшихся взглядов без ясных  перспектив, недоверчивость к неожиданным  идеям и предложениям, требующим  отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного  воздействия к людям, не выполняющим  свои обязанности.

 

В случае возникновения  конфликтных ситуаций в данном коллективе для преодоления разногласий  стремится искать компромиссное  решение.

 

Третьей неформальной группой  в ООО «Строитель» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит  из трех женщин: главный бухгалтер  и два бухгалтера. Неформальным лидером  в этой группе является главный бухгалтер, так как она:

 

дольше всех троих  работает в организации,

 

знает устои и правила  организации,

 

имеет большой стаж работы,

 

опытный работник.

 

Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими  людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.

 

Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует  задачу очень чётко. Характеризуется  повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной  правоте.

 

В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для  него – чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство  важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует  свою собственную ответственность  за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.

 

Но при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность  в высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности  в отношениях с людьми. Однако в  случае возникновения конфликтной  ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное  урегулирование разногласий.

 

Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в  ситуации комфортной, не ущемляющей престиж  её личности.

 

Ведущие потребности  в раскрытии своего потенциала, в  самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.

 

Группа организовалась по нескольким причинам:

 

Единственный женский  коллектив в организации

 

Попытки доказать, что  женское мнение – правильное мнение

 

Присутствие личных антипатий  к генеральному директору

 

Все работницы находятся  в одном кабинете

 

Обеденные перерывы проводят вместе

 

Общие интересы.

 

Таким образом, выявлены три ярко выраженные неформальные группы в ООО «Строитель»:

 

Первая группа – генеральный  директор и исполнительный директор.

 

Вторая группа – главный  инженер и коммерческий директор.

 

Третья группа – главный  бухгалтер и два бухгалтера.

 

По моему мнению генеральному директору не стоит избавляться  от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных  работников, из–за чего деятельность компании пойдет на спад.

 

Предложим другие способы  борьбы с неформальными группами в ООО «Строитель»:

 

Общение работников вне  стен организации. Например, празднование праздников в кафе коллективом организации. Таким образом, коллектив будет  сплочен. Отношения в коллективе, таким образом, наладятся.

 

Главному директору  прислушиваться к мнению его коллег, так как не только его мнение может  быть верным. Иногда нужно смиряться  с тем, что у подчиненных идеи могут быть правильными, эффективными и выгодными.

 

Признать существование  неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой  уничтожение и формальной организации.

 

Разрешить коллективу участвовать  в принятии решений.

 

Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя  распространению слухов.

 

Повысить заработную плату работникам, тем самым, попытаться улучшить мнение о директоре.

 

Попытаться наладить отношения с подчиненными.

 

Мне кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые способы, предложенные выше, то проблема организации может быть решена.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее понятие группы, рассмотрены  особенности неформальных групп  и неформальных организаций, а также  характеристика неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации.

 

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства  и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями  привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся  систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или  менее длительного межличностного общения.

 

Изученные нами особенности  характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция  к сопротивлению переменам; наличие  своих неформальных лидеров, помогли  нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые  рычаги управления данными группами.

 

Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние  на деятельность формальной организации.

 

К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают  необходимую модернизацию производства и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность  группе может перейти в преданность  организации, цели группы могут совпадать  с целями формальной организации, а  нормы эффективности неформальной организации могут превышать  нормы формальной организации, неформальные каналы связи могут помогать формальной организации, дополняя формальную систему  коммуникаций т.д.

 

Было выявлено три  неформальные группы в ООО «Строитель». Также предложены способы борьбы с неформальными группами. Мне  кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые перечисленные  способы, то проблема организации может  быть решена.

 

Чтобы увеличить эффективность  работы всей организации, справиться с  потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Вершигора Е.Е., Менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.ИНФРА-М. 2001. -285с.

 

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент М.: Гардарики, 2002.

 

3. Владимирова В.А./Управление персоналом /№3(91)2004/стр.73

 

4.  Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки Биржи, ЮНИГИ,1999. 501с.

 

5. Дизель П.М. Поведение человека в организации М.: Фонд, 2000.

 

6. Должностные инструкции ООО «Строитель».

 

7. Зайцева О. А., Радугин А. А. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – М.: Центр, 2002.

 

8. Зигерд В., Лонг Л. Руководить без конфликтов М: ИНФРА-М, 2001.

 

9. Иванцевич Д.М. Основы управления персоналом – М.: Дело, 2003.

 

10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск: Новое издание, 2001.

 

11. Коноваленко М.Р./Управление персоналом/№ 4(92)2004/стр.64.

 

12. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Дека, 1998. – 304с

 

13. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент – М.: Финансы и статистика , 2001.

 

14. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 рос. компаний):Практ. пособи. – М.:ИНФРА – М, 2001- 400с

 

15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 2003.

 

16. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В., Управление персоналом: - М.: Финстатиформ, 2000. – 878с.

 

17. Омаров А.М. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат, 1990.

 

18. Познякова Е.В. /Управление персоналом/№3(80)2003/стр.25.

 

19. Поршнева А.Г. Управление организацией. М: ИНФРА-М, 2003.

 

20. Радченко А.В., Смирнов Э.А. Теория организации, М.: ГУУ, 2000.

 

21. Рогачева А.Л./Управление персоналом /№11-12(98)2004/стр.70.

 

22. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томнсон В.А. Менеджмент в организациях, М.: Экономика, 2002.

 

23. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – М.: Юристъ, 2002.

 

24. Соловьев А.В. Менеджмент в России и за рубежом /№5 2003/стр.51

 

25. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2004.

 

26. Устав ООО «Строитель».

 

27. Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1995.

 

28. Шепель В.М., Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.:Финансы и статистика, 20004.


Информация о работе Формальные и неформальные группы в организации