Формальная и неформальная организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Понятие и значимость групп

Содержание

Введение 3

1. Понятие групп и их значимость 4

1.1. Формальные группы 4

2. Развитие неформальных организаций и их характеристики 7

2.1. Образование неформальных организаций 7

2.2. Характеристики неформальных организаций 11

3. Управление неформальной организацией 13

4. Повышение эффективности формальных групп 16

4.1. Факторы, влияющие на эффективность групп 16

4.2. Проведение эффективных собраний 21

4.3. Управление с помощью комитетов 22

Заключение 27

Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.47 Кб (Скачать файл)

комитета – это совет  директоров. Совет  директоров  большой  компании  может

быть  поделен  на  постоянные  комитеты,  такие  как  ревизионная  комиссия,

финансовая комиссия и  исполнительный комитет.  Президенту  большой  компании

часто бывают подчинены такие  комитеты как комиссия  по  выработке  политики,

группа планирования, комиссия по рассмотрению  жалоб  сотрудников,  комиссия

по пересмотру зарплаты.

      На более  низких уровнях организации   комитеты  могут  быть  образованы

для таких целей как  снижение себестоимости, совершенствование  технологии  и

организации производства, решение  социальных  вопросов  или  для  улучшения

отношений между подразделениями.

      В  дополнение  ко  всему  вышеперечисленному  во  многих  организациях

имеются  неформальные  комитеты.  Существуют   группы,   организованные   за

пределами формальной организации  для решения  возникших  проблем.  Например,

четыре техника могут  собраться вместе для обсуждения проблем, возникающих  в

лаборатории в  процессе  испытания  прибора  или  оборудования.  Как  и  все

неформальные рабочие  группы, они  могут  способствовать  или  мешать  работе

формальной организации. В любом случае  они  действуют  только  потому,  что

сами обрели какую-то власть, а не потому, что они имеют полномочия.

      Руководство  делегирует полномочия комитету  таким  же  образом,  как   и

отдельно  лицу.  Как  и  отдельные  лица,  комитеты  должны  отчитываться  о

выполнении порученных им заданий перед тем, кто делегировал  им  полномочия.

Однако, поскольку  комитет  –  это  группа,  персональная  отчетность  здесь

ослаблена. В 1986 году «Банк  оф Америка» отменил полномочия,  делегированные

комитетам по выдаче займов, с целью усилить отчетность  отдельных  служащих,

занимающихся займами. До этого, когда этим  занимались  комитеты,  «Банк  оф

Америка» испытывал серьезные  трудности в выдаче займов.

      Комитеты  обладают либо линейными, либо  штабными полномочиями.  Кабинет

Министров и Совет Национальной Безопасности, например, являются  постоянными

комитетами   Федерального   правительства    со    штабными    полномочиями,

делегированными   Президентом   Соединенных   Штатов,    и    подчиняющимися

Президенту. Совет директоров  корпорации  является  постоянным  комитетом  с

линейными  полномочиями  в  организации.  Совет  не   только   консультирует

президента фирмы, но может  также  предпринять  действия  для  осуществления

своих решений через линейную  организацию.  Когда  комитеты  имеют  линейные

полномочия, как  и  Совет,  это  называется  «множественным  руководителем».

Крупные компании иногда прибегают  к институту «множественных  руководителей»

в  дополнение  к  Совету  директоров,  чтобы  сформулировать  и  осуществить

крупные стратегические и  финансовые мероприятия.

      Как и  другие инструменты управления, комитет будет эффективным   только

тогда, когда все или  большая часть факторов данной  ситуации  диктуют  выбор

именно  этого  инструмента.  Большинство  теоретиков   управления   советуют

прибегать к этой форме  управления, когда группа может выполнить  эту  работу

лучше, чем один руководитель, или когда организация, передавая  всю власть  в

руки одного человека,  подвергает  себя  риску.  Ниже  приводятся  ситуации,

когда управление с помощью  комитетов может быть предпочтительным.

1. Когда проблема требует  большого опыта в  какой-то  определенной  области,

можно  использовать  такой  инструмент  как  комитет  для   оказания   лицу,

ответственному  за  данный  вопрос,  консультативной  помощи  для   принятия

решения. В сегодняшней  сложной и быстро меняющейся обстановке вряд ли  можно

ожидать, что главный  руководитель  диверсифицированного  предприятия  будет

обладать знанием всех  факторов,  влияющих  на  организацию.  Мнения  членов

комитета относительно всех «за»  и  «против»  в  новой  и  сложной  области,

особенно  если  фирма  никогда  до  этого  ею  не  занималась,  могут   быть

чрезвычайно полезны. Примерами  таких ситуаций могут  служить  решения  выйти

на новый рынок, создать  производство  новой  продукции,  приобрести  другую

компанию или осуществить  слияние с ней,  найти  источники  больших  кредитов

для развития компании и внести  существенные  изменения  в  политику  фирмы,

чтобы удовлетворить социальные или законодательные требования.

2. Когда предлагаемое  решение  наверняка  окажется  весьма  непопулярным  в

организации,   использование   комитета   для   принятия    решения    может

способствовать  ослаблению  недовольства  в  отношении  действий  конкретных

ответственных   лиц.   Опекунский   совет   университета   часто   принимает

непопулярные решения, которые,  если  бы  их  принял  только  президент  или

канцлер, подвергли бы их неприятному давлению со стороны  общественности.

3. Когда коллективное принятие  решения поднимает  дух   организации,  комитет

может привлечь подчиненных  к участию в процессе выработки  решений.  Иногда,

если решение навязано  сотрудникам  сверху,  и  никто  из  руководителей  не

поинтересовался их мнением  по этому поводу, это  может  привести  к  подрыву

морального состояния  подчиненных.

4. Когда  есть  необходимость   координировать  работу  разных  подразделений

организации, комитет может  явиться форумом  для  высказывания  точек  зрения

руководителей и помочь им понять свое место в общем деле.

5. Когда нежелательно сосредоточивать  всю власть в  руках  одного  человека,

комитет может распределить полномочия между несколькими лицами. Это  поможет

организации избежать ошибок в важнейших  вопросах  и  ослабить  давление  на

высшее руководство. Страховые  компании часто  пользуются  этим  инструментом

для оценки и одобрения  капиталовложений,  если  они  сопряжены  с  крупными

суммами и необходимостью использовать консервативную тактику.

       Своей   печальной  известностью  неэффективного  инструмента  комитеты

часто обязаны их неправильному  использованию.  Именно  они  страдают  из-за

некомпетентного управления. Ниже приводятся характерные ошибки по  отношению

к такой форме управления как комитет,  и  ситуации,  где  один  руководитель

добьется большей эффективности, чем группа.

1. Отсутствие четкого описания  прав и обязанностей комитета. В  этом  случае

комитет столкнется с теми же проблемами, что и отдельная  личность в  похожей

ситуации.  Перед  тем  как  образовать  комитет,  руководство  должно  точно

решить, с какой целью  он создается: для определения проблемы, для  выработки

и оценки альтернативных решений,  для  рекомендации  соответствующего  курса

или для выработки и  выполнения решения (для этого  комитет  должен  обладать

линейными полномочиями).

2. Неправильно определенная  численность комитета.  Часто   в  комитет  вводят

все новых членов не потому, что они своим опытом действительно  улучшат  его

работу, а для придания большей политической силы. Оптимальная  численность  –

от 5 до 10 человек. Если в комитете будет меньше 5 человек, то  этого  может

оказаться недостаточно для  извлечения выгоды из различия мнений, а  комитет,

состоящий  более  чем  из  10  человек,  ограничивает  участие   каждого   в

обсуждении вопроса.

3.  Потери  времени.  Норткот  К.  Паркинсон  заметил,   что   у   комитетов

наблюдается  тенденция  тратить  больше  времени  на  понятные  всем  членам

вопросы, чем на  те,  что  отличаются  большей  сложностью.  Это  происходит

потому,  что  многие  люди  не  хотят  демонстрировать  своего   невежества,

выступая на незнакомую или  запутанную тему. Поэтому  комитеты  иногда  ведут

бесконечные споры на тривиальные  темы,  а  решения  по  важнейшим  вопросам

принимают за несколько минут. Паркинсон называет это законом  тривиальности.

«Время, затраченное на любой  пункт  повестки  дня  обратно  пропорционально

сумме, которая за ним стоит». Время  –  ресурс  дорогостоящий,  и  комитеты,

которые тратят его на тривиальные  вопросы, возможно, не так уж и нужны.

4. Замедленное принятие  и выполнение решений. Ни одна  группа не в  состоянии

действовать так же быстро и решительно, как  компетентная  личность,  и  это

общепризнано.

5. Компромисс порождает  посредственность. Какой бы вопрос  ни  обсуждался  в

группе, голосование редко  бывает единогласным. Если расхождение  во  мнениях

очень   велико,   то   устраивающее   всех   компромиссное   решение   будет

характеризоваться наименьшим коэффициентом согласия в группе.

6. Чрезмерные затраты.  Если  решения  принимаются   группой,  затраты  на  ее

работу  намного  превосходят  затраты  на  принятие  решений  одним   лицом.

Поэтому, перед тем как  передавать вопрос на  рассмотрение  комитета,  высшее

руководство должно подсчитать, в какие суммы это выльется.

7.  Единомыслие.  Такое   явление  как  конформизм  может  помешать  комитету

критически проанализировать все альтернативные предложения. Группа  может  с

легкостью  проявить  чрезмерный  энтузиазм  по  поводу  одного   проекта   и

чрезмерную осторожность по поводу другого. При  таком  энтузиазме  отдельные

лица  могут  постесняться  выразить  вслух  свои  сомнения   или   поддержку

относительно  непопулярного  проекта,   боясь,   что   коллеги   сочтут   их

«нелояльными членами  команды».  Кроме  всего  сказанного  выше,  необходимо

помнить, что комитеты –  это группы, поэтому все характеристики,  процессы  и

проблемы групп относятся  также и к ним.

 

                                 Заключение

 

 

       Управление  группой  имеет  очень   большое  значение  в   современном

менеджменте.  Поскольку  организации  любого  размера  состоят   из   групп,

менеджеру необходимо  хорошо  разбираться  в  особенностях  возникновения  и

развития  формальных  и  неформальных  групп.  Современный  менеджер  должен

понимать важность существования  неформальных групп. Он должен  стремиться  к

обеспечению  тесного  взаимодействия  между  формальными   и   неформальными

организациями, поскольку  неформальные организации динамично  взаимодействуют

с формальными организациями, влияют  на  качество  выполнения  работы  и  на

отношение людей к труду  и к начальству.

      В число  проблем,  связанных  с  неформальными   организациями,  входят:

снижение  эффективности,   распространение   ложных   слухов   и   тенденция

сопротивляться  переменам.  К  потенциальным  выгодам   относятся:   большая

преданность  организации,  высокий  дух  коллективизма   и   более   высокая

производительность труда  наблюдаются в тех случаях,  когда  групповые  нормы

превосходят официально  установленные.  Чтобы  справиться  с  потенциальными

проблемами и  овладеть  потенциальными  выгодами  неформальной  организации,

руководство должно признать  неформальную  организацию  и  работать  с  ней,

прислушиваться к мнению неформальных  лидеров  и  членов  группы,  учитывать

эффективность  решений  неформальных  организаций,  разрешать   неформальным

группам участвовать в  принятии решений и  гасить  слухи  путем  оперативного

предоставления официальной  информации.

       Хорошо  зная  групповую  динамику,  руководство   сможет   эффективно

управлять формальными  группами,  проводить  эффективные  собрания,  разумно

использовать  в  деятельности  своего  предприятия   такие   структуры   как

комитеты.

 

                      Список использованных источников

 

 

      Зайцева  О. А., Радугин А. А., Радугин  К. А., Рогачева  Н.  И..  Основы

менеджмента: Учеб. пособ. –  М.: Центр, 1998. – 432с.

      Мескон М.  Х. Алберт М., Хедоури Ф. Основы  Менеджмента: пер. с англ.  –

М.: Дело, 1997. – 704с.

 

-----------------------

                           Организационный процесс

 

                                 Спонтанное

                               взаимодействие

                             (не спланированное

                                руководством)

 

            Формальная  организация, спланированная  руководством

 

 

                          Неформальная организация

 

                             Неформальная группа

 

                             Неформальная группа

 

                             Неформальная группа

 

Комитеты

 

                               Рабочие группы

 

                              Командные группы

 

                                   Эмоции

 

 

                                Деятельность

 

                               Взаимодействия


Информация о работе Формальная и неформальная организации