Формальная и неформальная организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности формальных и неформальных организаций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить основные характеристики формальных и неформальных организаций;
Выявить сходства и различия формальных и неформальных организаций;
Рассмотреть особенности неформальных организаций на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»;
Определить ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности предприятия;
Выявить основные проблемы, связанные с появлением неформальных организаций;
Предложить способы решения возникших проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Формальные и неформальные организации. Особенности, основные черты и функции……………………………………………………5
1.1. Сущность формальных организаций……………………………….5
1.2. Основные черты неформальных организаций………………………8
1.3. Сходства и различия формальных и неформальных организаций…………………………………………………………………….13
2. Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»……………………………16
2.1. Краткая характеристика организации…………………………….16
2.2. Неформальные группы, их существование………………………..20
3. Пути устранения проблем в ООО «Агентство по туризму «Сфера», связанных с появлением неформальных организаций………25
3.1. Ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности организации……………………………………………………..25
3.2. Устранение проблем, при помощи определенных методов и походов ……………………………….…………………………………………28
3.3. Применение способов борьбы с неформальными организациями…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

148376_2C9ED_formalnye_i_neformalnye_organizacii.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     1. Формальные и неформальные организации. Особенности, основные черты и функции……………………………………………………5

     1.1. Сущность формальных организаций……………………………….5

     1.2. Основные черты неформальных организаций………………………8

     1.3. Сходства и различия формальных и неформальных организаций…………………………………………………………………….13

     2. Развитие неформальных  организаций и  их характеристика  на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»……………………………16

     2.1. Краткая характеристика организации…………………………….16

     2.2. Неформальные группы, их существование………………………..20

     3. Пути устранения проблем в ООО «Агентство по туризму «Сфера», связанных с появлением неформальных организаций………25

     3.1. Ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности организации……………………………………………………..25

     3.2. Устранение проблем, при помощи определенных методов и походов ……………………………….…………………………………………28

     3.3. Применение способов борьбы с неформальными организациями…………………………………………………………………..31

     Заключение………………………………………………………………..32

     Список  используемой литературы………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Общество  состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты  и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации  призвана ответить на вопросы, зачем  организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют  именно так, а не иначе.

     Тема  данной курсовой работы «Формальные  и неформальные организации. Их особенности  и роли». Актуальность данной тематики обусловлена тем, что организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

     Цель  курсовой работы – изучить особенности  формальных и неформальных организаций.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    • Изучить основные характеристики формальных и неформальных организаций;
    • Выявить сходства и различия формальных и неформальных организаций;
    • Рассмотреть особенности неформальных организаций на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»;
    • Определить ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности предприятия;
    • Выявить основные проблемы, связанные с появлением неформальных организаций;
    • Предложить способы решения возникших проблем.

     Предметом исследования является управление формальными и неформальными организациями.

     Объект  исследования: формальные и неформальные организации как неотъемлемая часть предприятия.

       При написании работы было использованы труды отечественных и зарубежных авторов, а также методические материалы по теории организации.

       Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Формальные и неформальные организации. Особенности, основные черты и функции.

     1.1. Сущность формальных организаций

          Формальная организация – это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.

          Формальная организация характеризуется  определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высока. Чем выше уровень стандартизации трудовых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого работника в конечный результат. Стандартизация не только не способствует альтернативному поведению работников, но и устраняет всякую необходимость каких-либо альтернатив. В разных организациях степень формализации различна1.

     Формальная  организация - костяк административной структуры - представляет собой систему  узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально  заданных и жёстко закреплённых ролевых  предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует  систему требований функционального  разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

     Рабочее место отдельного работника и  отдельного структурного подразделения  в формальной организации легко  определяется позициями, которые они  занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция  называется функцией, в другой - статусом.

     Система безличных требований фиксируется  нормами и образцами поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются  в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует  отнести к числу наиболее древних  социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной  деятельности. Поскольку её цель - сделать  управление людьми эффективным, а поведение  контролируемым и предсказуемым, в  фундаменте такой организации лежит  принцип максимального упрощения  и стандартизации отношений. Это  достигается формализацией ролевых  предписаний, введением безличных  стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации.

     Формальная  структура образует каркас отношений  в организации, придаёт их необходимую  устойчивость, позволяя облегчить и  рационализировать процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает  ряд неустранимых дисфункций, поэтому  служит для социологов самых разных направлений объектом критики.

     Формальная  организация может быть описана  в виде системы узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний (начальник - подчиненный, технический работник - инженер, преподаватель - студент). Ее горизонтальная организационная структура характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальная - отношения власти и субординации.

       Особенности формальных организаций  состоят в следующем:

     • Рациональность, так как в их основе лежит принцип целесообразности;

     • Безличность, рассчитанная не на конкретные личности, а на абстрактных индивидов (членов организации);

     • Отношения людей в них преимущественно  служебного характера;

     • Цели организации функциональные, намеренно  однозначные.

       Главной функцией формальной  организации является соединение  людей со средствами и целями коллективного труда. Преимущества формальных организаций - то, что они обеспечивают максимальную эффективность деятельности за счет определенного ограничения разнообразия, т.е. они направляют усилия людей в узкое русло выполнения целей и задач организации. Также они создают целостность коллектива как единого организма со своими законами и правилами жизни.

       Формальная организация может  быть описана в виде системы  подразделений групп и рабочих  мест. Рабочее место отдельного  работника в горизонтальной функциональной  структуре называется функцией, в вертикальной властной структуре  - статусом.

       Можно выделить целую систему  формализующих факторов для организации. Благодаря этим факторам, организация приобретает внутреннюю   определенность.

       • Административно - правовой: определяет  статус и компетенцию как       всей организации, так и отдельных ее элементов - соподчинение,       юридическую ответственность, полномочия и т.д., определяется правовое положение работника, общие принципы подбора и расстановки       кадров, способы контроля и отчетность;

       • Экономический - определяет  финансовые средства, коммерческие       связи, средства стимулирования, плановые и стоимостные показатели;

       • Технологический - определяет  последовательность и режим трудового  процесса, размещение работников и их связи, содержание и интенсивность труда, вооруженность средствами труда, материальную среду;

       • Логико-системный - определяет  рациональность и эффективность       построения организации как системы, ее коммуникационные и операционные возможность, информационные потоки и процесс принятия решения;

       • Оперативно - управленческий определяет  методы воздействия на поведение  организации и ее членов посредством  текущих распоряжений       о поощрениях, наказаниях, расстановке работников;

       • Социокультурный включает принятые  в данной организации нормы       поведения и взаимоотношений;

     •   Психологический отражает в структуре  организации особенности      мышления создателей и управляющих - ориентации, ценности, представления, стереотипы и т.д.

       Важнейшим признаком организованности  служит договорное, документированное  закрепление этих факторов.

       Формальная организация присуща  всякому социальному институту,  независимо от его назначения. Одним из основных элементов  организации является разделение труда как результат необходимой в современном обществе глубокой специализации. Разделение труда в организации выступает в виде должностей с закрепленными функциональными обязанностями. 
 

     1.2. Основные черты неформальных организаций

     Неформальная  организация базируется на других принципах  и источниках социальной регуляции  поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и  самоорганизации. Неформальная организация  не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При  этом её направленность может как  усиливать внешний организационный  импульс, так и противостоять  ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики  отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

     Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной организации  как элементе социальной организации  обусловлена следующими факторами:

     • невозможность стандартизировать  всю совокупность отношений, возникающих  на производстве по поводу трудовой деятельности;

Информация о работе Формальная и неформальная организации