Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности формальных и неформальных организаций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить основные характеристики формальных и неформальных организаций;
Выявить сходства и различия формальных и неформальных организаций;
Рассмотреть особенности неформальных организаций на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»;
Определить ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности предприятия;
Выявить основные проблемы, связанные с появлением неформальных организаций;
Предложить способы решения возникших проблем.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Формальные и неформальные организации. Особенности, основные черты и функции……………………………………………………5
1.1. Сущность формальных организаций……………………………….5
1.2. Основные черты неформальных организаций………………………8
1.3. Сходства и различия формальных и неформальных организаций…………………………………………………………………….13
2. Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»……………………………16
2.1. Краткая характеристика организации…………………………….16
2.2. Неформальные группы, их существование………………………..20
3. Пути устранения проблем в ООО «Агентство по туризму «Сфера», связанных с появлением неформальных организаций………25
3.1. Ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности организации……………………………………………………..25
3.2. Устранение проблем, при помощи определенных методов и походов ……………………………….…………………………………………28
3.3. Применение способов борьбы с неформальными организациями…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………34
3.1. Ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности организации
Формальная организация – это система установленных требований и стандартов поведения, жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она представлена в виде пирамиды, характеризующая систему требований функционального разделения труда, отношений власти и субординаций. Формальная организация представляет собой подразделения, группы и рабочие места.
Рабочее место каждого работника и структурного подразделения определяется позициями, называемые статусом.
Система безличных требований закреплены в нормах и образцах поведения. Формальную организацию относят к древним социальным изобретениям человечества, направленных на систематизацию и эффективность управления, цель которой сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым. В основе организации заложен принцип максимального упрощения и стандартизации отношений.
Формальная
структура формирует основу отношений
в организации, придаёт им устойчивость,
позволяя упростить процесс
Неформальная
организация – это подсистема,
которая строится на принципах саморегуляции
и самоорганизации. Она не является
жёстко структурированной, может и
усиливать внешний
Обе формы организации присутствуют на предприятии, могут как взаимодополняют друг друга, так и противоборствовать. Необходимость в неформальной организации обусловлена следующими факторами:
1)
невозможность
2)
неизбежность возникновения
3)
необходимость отработки
Эти
условия позволили специалистам
разделить неформальную организацию
на блоки: неформальную организацию
как тип неформальной организации,
возникающей в трудовой деятельности,
и социально-психологическую
Любая формальная организация и группа - это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства, а неформальные - продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п. Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы.
Потребность в социальной принадлежности. Потребность в принадлежности к какой-либо социальной общности является одной из самых сильных и наиболее типичных потребностей человека. Ее неудовлетворенность порождает сильные негативные эмоции и наоборот - удовлетворение ведет к чувству социального и личностного комфорта.
Потребность в помощи. Люди вынуждены объединяться в группы и для того, чтобы иметь возможность преодолеть присущую им ограниченность индивидуальных возможностей. Осознание этой ограниченности и необходимости ее преодоления порождает сильную потребность в помощи, а она, в свою очередь, ведет к образованию групп, прежде всего неформальных.
Потребность в защите. Степень защищенности человека, включенного в группу, выше индивидуальной защищенности.
Осознание этого факта также выступает причиной объединения людей в группы.
Потребность в общении. Помимо того, что она сама по себе является одной из главных потребностей человека, удовлетворяемой лишь через групповые контакты, эта потребность выполняет еще одну функцию. Она ведет к повышению меры информированности, а через это - расширяет адаптивные (приспособительные) возможности человека, повышает эффективность его контактов с внешним миром.
Эти
базовые психологические
3.2. Устранение проблем, при помощи определенных методов и походов
В
современной практике и теории управления
наблюдается тенденция
Тем не менее, пока еще не все российские руководители видят преимущество в стимулировании неформальных отношений и, наоборот, пытаются их ограничивать. Существует два подхода к проблеме неформальных отношений. Преимущественно компании с западной корпоративной культурой рассматривают неформальные отношения как естественное явление, бороться с которым бесполезно, а значит, следует использовать неформальные отношения на благо организации, управлять ими, инвестировать в их развитие.
Параллельно
с этой точкой зрения существует противоположная,
которой придерживаются многие крупные
российские компании, расценивающие
неформальные отношения как вред
и негативное явление для производственных
отношений, с которым необходимо
бороться. Сторонники данного подхода
считают нецелесообразным периодическое
проведение каких-либо корпоративных
мероприятий и, более того, видят
отрицательное влияние
В
современных российских компаниях
к корпоративным мероприятиям больше
относятся как к некой
Другая
альтернатива - совместное проведение
досуга после работы. Подобные мероприятия
более доступны и не менее эффективны.
В некоторых компаниях
Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации.
К
отрицательным сторонам относятся:
распространение ложных слухов, преданность
людей группе, тенденция к сопротивлению
всяким переменам и тенденция
к сохранению укоренившихся стереотипов
задерживают необходимую
3.3. Применение способов борьбы с неформальными группами
Для
повышения эффективности
Как один из методов, можно предложить общение работников вне стен фирмы. Например, празднование праздников в кафе всей фирмой. Таким образом, коллектив будет сплочен. Отношения в коллективе, таким образом, наладятся.
Директору необходимо прислушиваться к мнению коллег, так как не только его мнение может быть верным. Иногда нужно мириться с тем, что у подчиненных идеи могут быть правильными, эффективными и выгодными.
Следует признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.
Разрешить коллективу участвовать в принятии решений.
Быстро
выдавать точную информацию, тем самым,
препятствуя распространению
Повысить заработную плату работникам, тем самым, попытаться улучшить мнение о директоре.
Попытаться наладить отношения с подчиненными.
При соблюдении директором данных рекомендаций проблема организации может быть решена.
Необходимо привлекать