Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами физического воспитания большинство авторов считают: укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, формированию умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
1. Роль физического воспитания школьников в летних
оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3
2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4
3. Методика работы-------------------------------------------------------------6
3.1Методика проведения утренней гигиенической гимнастики------7
3.2 Примерные комплексы упражнений утренней
гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10
3.3 Методика проведения отрядных физкультурных занятий--------13
Заключение------------------------------------------------------------------------------------15

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 152.99 Кб (Скачать файл)

В воображении ребёнка палка легко превращается в коня, стул в автомобиль, таким образом, игра - абстрактное мышление ребёнка. Более того, игра для ребёнка - огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребёнок может всё, что захочет.

Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений [16, c.45].

Игра -- прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра -- особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.

Игра одновременно -- развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого.

Вместе с тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному.

Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

Игра -- реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом [20, c.60].

http://game.jofo.ru/287022.html

 

 

Возрастные особенности детей. Что нужно знать вожатому в летнем оздоровительном лагере?

Психолого-педагогические основы

На характер взаимоотношений вожатого и его воспитанников оказывает большое влияние уже их первая встреча. Здесь срабатывает известный в психофизиологии механизм первого предъявления. Как воспримут дети своего воспитателя, вожатого с самого начала, каким его увидят, понравятся ли они друг другу — от этого во многом зависит успех их будущей совместной жизни и деятельности. Следовательно, прежде всего педагог должен знать половозрастные психологические особенности детей.

Младшие школьники

Загородный лагерь посещают дети, начиная с шести-семилетнего возраста. Уезжая в лагерь, младшие школьники нередко впервые на такой большой срок расстаются с близкими людьми, с привычными условиями, нуждаются в особой заботе взрослых. Они очень непосредственны в проявлении своих чувств: одни быстро привыкают к новым обстоятельствам и новому окружению, к коллективной жизни, другие становятся замкнутыми, плохо едят и плохо спят, часто плачут. И тем, и другим, особенно на первых порах, просто необходима поистине материнская забота: напомнить о необходимости сменить одежду, помочь навести в тумбочке порядок, перед сном поправить одеяло, прошептать ласковые слова и просто погладить по голове.

Младшие школьники отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью. Они не могут долго задерживать внимание на каком-либо предмете, мысли, поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Ребята не воспринимают длинные рассуждения, чтение нотаций — они просто очень быстро переключаются и перестают слышать, вникать в то, что говорит взрослый. Дети этого возраста любят играть, причем игровой сюжет они воспринимают очень серьезно, отождествляя себя с выдуманным героем, переживая искренне все события игрового действия.

Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому вожатому важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим.

В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, поменьше ругать, побольше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувствовать себя нужными и защищенными.

Младшие подростки

Младшие подростки более самостоятельны и не нуждаются в постоянной опеке взрослых. Они обычно активны и жизнерадостны, охотно поддерживают товарищеские отношения. Дети этого возраста более всего ценят в окружающих физическую силу, ловкость, быстроту, верность дружбе, им бывает важно проявить себя. Именно в этом возрасте они стараются объединиться в микрогруппы: мальчики — девочки. Причем, как правило, эти два «лагеря» соперничают друг с другом.

Психологи отмечают у детей этого возраста большой интерес к окружающему миру, любознательность. Они все умеют, хотят и пытаются сделать: сочинять, петь, рисовать и др. И здесь вожатому важно не подавить их активности неосторожным замечанием или оценкой. Любое отрицательное, пренебрежительное отношение, особенно проявленное старшими публично, очень ранит младших подростков.

Младшие подростки тоже любят играть, но их игры приобретают уже другой характер — часто соревновательный. Победу и поражение они переживают очень эмоционально, долго не могут успокоиться, переключиться. Поэтому вожатому надо быть максимально внимательным и справедливым при подведении итогов, обсуждении и анализе дела в целом. Ребята этого возраста еще не умеют сдерживаться в проявлении эмоций, мальчики часто могут выяснять свои взаимоотношения в потасовках. Повод для подобных случаев может оказаться совершенно незначительным, поэтому не всегда взрослому следует безоговорочно защищать одного и публично обвинять другого, иногда это только обостряет конфликт. Девочки же подчас дольше носят обиды, жалуются на подруг, ищут защиты у старшего от действительных или мнимых обидчиков.

Особенно благоприятно время в лагере для развития у младших подростков трудовых умений и навыков. Здесь без помощи старших надо следить за своей одеждой, дежурить, убирать территорию и др. Вожатому необходимо чаще напоминать и учить, как все лучше сделать.

Ребята этого возраста с удовольствием занимаются в различных творческих кружках, любят конкурсы, викторины, смотры и др.

Средний подростковый возраст

У ребят в этом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, развивается интеллект, ярче проявляется склонность к занятиям определенного вида: спорт, рисование, техника, музыка, танцы и др. В отрядах подростков ярче проявляется разделение на лидеров и «всех остальных». К сожалению, иногда вожатые в своей работе опираются лишь на лидеров, другим же во всех делах отводится роль исполнителей. А это нередко приводит к конфликтам между детьми. В этом возрасте почти каждый ребенок хочет быть лидером хоть в каком-нибудь деле.

Воспитанники этой возрастной группы обычно уже владеют организаторскими умениями, опытом коллективной деятельности, поэтому им можно доверять самостоятельное проведение тех или иных дел. В большинстве случаев старших целесообразнее не контролировать и опекать, а лишь ненавязчиво высказывать свое мнение, советовать.

Отношения между мальчиками и девочками начинают приобретать новый характер (особенно это проявляется у девочек). Они начинают кокетничать, избирательно относиться друг к другу, проверять, какое впечатление производят их действия и слова. Мальчики могут бравировать своей силой, смелостью, чтобы обратить на себя внимание, могут задираться, грубить и даже обижать девочек. Те, в свою очередь, могут начать громко обсуждать чьи-либо достоинства или недостатки, не к месту громко смеяться. От вожатого требуется проявление большого педагогического такта в формировании внутриколлективных отношений.

Необходимо помнить и о том, что ребята этого возраста эмоционально менее устойчивы, возможны неожиданные перепады настроения. Они любят соревноваться, фантазировать, устраивать вечера, концерты. Для них важно быть замеченным в коллективе сверстников и отмеченным похвалой старшего.

Старшие подростки

Старшие подростки полны стремления самостоятельно решать вопросы своей жизни и деятельности в отряде и лагере. Совершенно не переносят мелочной опеки. Они будут выполнять режим, организовывать и участвовать в различных делах, помогать другим, но только тогда, когда убедятся в необходимости и значимости своей деятельности. Воспитанники этой возрастной группы владеют многими организаторскими способностями, имеют немалый опыт общественной жизни, у каждого из них определился более или менее постоянный социальный статус. Зачастую многие из этих подростков уже не одно лето проводят вместе, что имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Ребята старших отрядов любят спорить, обсуждать серьезные проблемы, их интересы ярче дифференцируются. Как правило, они являются организаторами многих общих для всего лагеря дел. У старших подростков, особенно в условиях загородного лагеря, когда нет рядом родителей и они не чувствуют себя детьми, ярко проявляется стремление доказать свою самостоятельность, независимость, отстоять свои права. И поскольку их жизненный опыт еще недостаточен, им бывает трудно разобраться в той или иной ситуации, отсюда несправедливость, категоричность, излишняя прямолинейность суждений, а иногда и эмоциональная жесткость. Они хотят отношений со взрослыми «на равных», ревниво относятся к мнению о себе, хотя внешне этого могут и не показывать.

В старших отрядах еще ярче проявляются отношения симпатии и антипатии между мальчиками и девочками. Иногда начинается первая любовь. Проблемы взаимоотношений «с ним» или «с ней» могут занимать все мысли ребят, и все их поступки могут объясняться только этим. Взрослым ко всему этому необходимо относиться очень серьезно. Основа взаимоотношений взрослых и старших подростков — взаимное уважение и доброжелательность. Но хорошее знание возрастных особенностей — это лишь предпосылка успеха в работе.

Кроме того, вожатому необходимо:

  • теоретически и методически подготовиться к работе в лагере, определить для себя, ребята какого возраста интереснее;

  • составить картотеку самых различных дел, которые можно будет предложить воспитанникам;

  • помнить, что каждый ребенок — личность, своеобразная, сложная, интересная, только пока еще не раскрывшаяся;

  • к каждому ребенку найти свой подход, для этого детей надо изучать: наблюдать за их действиями, проявлением эмоций, беседовать с ними, уметь правильно провести анкетирование и др.;

  • при отъезде в лагерь важно познакомиться и побеседовать с родителями будущих воспитанников, это поможет лучше узнать каждого ребенка, быстрее найти к нему «ключик»;

  • помнить, что огромное влияние на каждого воспитанника оказывает личность вожатого, здесь важно все: эрудиция, способности, тактичность, умения, качества характера, на- строение, внешний вид и др.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».

http://deti.jofo.ru/307310.html

 

 

 

План

1. Введение.

2. Физические упражнения

3. Игровой метод

4. Спортивный метод

5. Плавание в детском лагере  отдыха

6. Вывод

7. Список литературы

Введение

Физическое воспитание детей в лагерях - это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из основных направлений деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований.

Согласно материалам ряда исследований физическая культура и спорт по значимости стоят на первом месте среди других видов деятельности школьников в лагере.

Условия лагеря отдыха могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством.

Основными формами работы по физическому воспитанию детей в лагерях отдыха являются: ежедневная гимнастика с обязательным пробеганием 800 м; коррекционная гимнастика; закаливающие процедуры: обливание ног холодной водой, босохождение, принятие солнечных и воздушных ванн; занятия плаванием; спортивные и подвижные игры, прогулки, экскурсии и походы с играми на местности, развлечения на игровой площадке; специализированные спортивные праздники: "День стайера", "День спринтера", "День метателя", "День прыгуна", "Веселые старты" и т. п. Необходимо отметить, что в этих праздниках должны принимать участие все дети и при подведении итогов должно проводиться награждение, что является своеобразным стимулом к привлечению детей к занятиям физической культурой. Очень важно, чтобы в них были вовлечены все дети, находящиеся в лагере, чтобы эти мероприятия отвечали запросам и интересам детей, их стремлению к любознательности, героизму, романтике.

Основными методами физического воспитания в лагере являются игровой и соревновательный метод. (4)

В своем реферате я бы хотела рассмотреть основные методы физического воспитания в детских лагерях: физические упражнения, игры и соревнования; а также плавание как один из специфических видов спорта, которому очень часто учат в детских лагерях.

Физические упражнения

Физические упражнения -- специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Очень часто в лагерях детей разделяют на 3 группы, в соответствии с уровнем их физического здоровья для занятий физическими упражнениями:

1. Коррекционно-оздоровительный  режим - для детей с нарушениями состояния здоровья, низким уровнем физической подготовленности.

Информация о работе Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников