Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами физического воспитания большинство авторов считают: укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, формированию умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
1. Роль физического воспитания школьников в летних
оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3
2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4
3. Методика работы-------------------------------------------------------------6
3.1Методика проведения утренней гигиенической гимнастики------7
3.2 Примерные комплексы упражнений утренней
гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10
3.3 Методика проведения отрядных физкультурных занятий--------13
Заключение------------------------------------------------------------------------------------15

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 152.99 Кб (Скачать файл)

В ходе проведённого в школе констатирующего педагогического эксперимента, установлено (табл. 1), что по среднегруппо-вым показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки обследуемые не соответствовали региональным нормам для Северо-Запада России.Анализ полученных результатов показал, что у 48, 5% детей весо-ростовой индекс был ниже нормы и только у 4% - выше, что характеризует низкий уровень физического развития (табл. 2). Характерно, что у 57, 5% обследуемых детей преобладает астенический тип телосложения. Большинство учащихся имеют те или иные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Так, нарушение осанки выявлено в среднем у 51, 5%), а плоскостопие - у 38, 5% обследуемых детей. Более того у 48% детей жизненный индекс находился в пределах низкого и ниже среднего уровня. Таким образом, уровень физического развития детей 8-10 лет характеризуется, как «ниже среднего» стандарты для детей Северо-Запада России.

Экспериментальная модель учебной программы физического воспитания оздоровительной направленности детей 8-10 лет

С учетом рекомендаций и современных требований была разработана экспериментальная модель учебной программы физического воспитания оздоровительной направленностью для детей 8-10 лет в школьном оздоровительном лагере.

В таблице 9 представлены сравнительные данные объема часов экспериментальной модели учебной программы физического воспитания оздоровительной направленности для школьных оздоровительных лагерей с распределением часов общепринятой программы. 70% времени программа уделяет обычным средствам физического воспитания, 26, 7% времени отводится на нетрадиционные виды физических упражнений и 3, 3% времени выделяется на теоретические занятия по основам здорового образа жизни. При сравнении программ учебно-экспериментальной и общепринятой выявлен ряд основных отличий, определяющих преимущество первой: включение теоретического материала по основам здорового образа жизни; за счет 33% сокращения прикладной и спортивной подготовки увеличили долю упражнений оздоровительной направленности; применение «аэробных упражнений» для развития общей выносливости; включение упражнений на растягивания и развитие гибкости и подвижности в суставах; целенаправленное использование упражнений на формирование правильной осанки и укрепление мышц таза и туловища; систематического применения дыхательных и релаксационных упражнений. Проведенные исследования сформировали принципиальную схему оздоровительной направленности занятий с детьми 8-10 лет в школьном оздоровительном лагере (рис. 3). Во время первого этапа формирующего педагогического эксперимента в условиях школы, мы установили (табл. 10), что дети экспериментальной и контрольной групп по основным показателям физического развития и физической подготовленности не имеют существенных различий. По среднегрупповым общим оценкам уровней физического развития и физической подготовленности школьников обеих групп были получены схожие результаты (табл. 11).

Результаты формирующего педагогического эксперимента в условиях школы (табл. 12) выявили улучшение показателей физического развития и физической подготовленности детей 8-10 лет, в частности, достоверное изменение в экспериментальной группе наблюдалось в показателях гибкости, силовой выносливости, скоростно-силовых способностей, а в контрольной группе - только в показателях гибкости.

Результаты заключительного этапа обследования детей 8-10 лет на втором этапе формирующего педагогического эксперимента в условиях школы в марте 2001 года (табл.13).

Проведенный эксперимент показал, что тенденция к улучшению физического развития и физической подготовленности наблюдается в экспериментальной и контрольной группах. У детей, занимавшихся по учебной экспериментальной программе физического воспитания оздоровительной направленности, отмечено достоверное изменение показателей, которые характеризуют физическое развитие и физическую подготовленность. Так, весо-ростовой индекс в экспериментальной группе был улучшен на 13%, а в контрольной - на 2%, индекс развития грудной клетки - на 12% против 5%.

Выраженные положительные изменения произошли по показателям физической подготовленности. Результат кистевой динамометрии в экспериментальной группе улучшился на 25%, а в контрольной - на 11%. Показатель ско-ростно-силовых способностей - на 9% против 4%. Значительные изменения произошли в результатах теста «поднимание туловища из положения лежа на спине», характеризующего силовую выносливость: в экспериментальной - на 60%, а в контрольной - на 28%. При этом 39% детей экспериментальной группы показали результат «выше среднего» и «высокий», а в контрольной - 19% детей. На развитие скоростных способностей оказывали влияние подвижные игры - 35% против 7%. Занятия с целенаправленным развитием гибкости привели к тому, что на 38% в экспериментальной группе изменились оценки качества гибкости, а в контрольной - на 10%.

По сравнению с исходным уровнем улучшилась общая оценка физического развития и физической подготовленности детей в экспериментальной группе - на 46%, а в контрольной группе - на 20%.

Итак, получив результаты формирующего педагогического эксперимента в условиях школы, можно сделать вывод о том, что предлагаемая экспериментальная модель учебной программы физического воспитания детей, в объеме 30 часов, за счет включения разнообразных средств оздоровительной направленности, позволяет получить более достоверный прирост основных показателей физической подготовленности школьников, что также дает возможность на её основе разработать специальный комплекс учебных программ физического воспитания оздоровительной направленности для работы с детьми 8-10 лет в школьных оздоровительных лагерях.

Специальный комплекс оздоровительных учебных программ физического воспитания детей 8-10 лет в школьных оздоровительных лагерях

Известно, что основной задачей физического воспитания детей школьного возраста является укрепление здоровья. Основу учебных программ физического воспитания составляет организация двигательной активности детей, направленная на развитие физических способностей, гармоничное развитие и оздоровительный эффект, который обеспечивает, в первую очередь, поддержание оптимального весо-ростового соотношения и состава тела, а также гибкость, быстроту, мышечную силу и выносливость.

В школьном оздоровительном лагере занятия физическим воспитанием строятся в комплексе с различными оздоровительными мероприятиями, где учитываются не только комплексность воздействия физических упражнений, но и их взаимосвязь с режимом дня и другими обязательными мероприятиями, с турпоходами, спортивными праздниками.

Разработанная учебная программа физического воспитания для обеспечения оздоровительного эффекта соответствует общим теоретико-методическим требованиям. Во-первых, учитывает индивидуальные, возрастные, психологические и интеллектуальные особенности детей. Во-вторых - преимущественно использует целостную систему подвижных и спортивных игр, в которых в эмоциональной обстановке развиваются скоростные, скоростно-силовые и координационные способности детей. В третьих, включает целенаправленные средства и методы физического воспитания комплексного воздействия, что обеспечивает разносторонность образовательно - тренирующего воздействия. И в четвертых, с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей, предусматривает вариативность физических нагрузок при использовании средств оздоровительной направленности.

Все используемые средства систематизированы по преимущественному воздействию на ведущие системы организма - сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную.

В частности, для наибольшего оздоровительного эффекта применяются упражнения циклического характера связанные с развитием общей выносливости. При этом предусматривается: участие в работе крупных мышечных групп; равномерный характер выполнения аэробных упражнений умеренной мощности до 60-70 % от максимальной ЧСС; выполнения упражнения длительностью до 30 мин. В данную группу упражнений включены: оздоровительная ходьба (скорость до 4-5 км/ч при ЧСС 125-135 уд/мин); оздоровительный бег (скорость 5, 5-6 км/ч, при ЧСС « 145-155 уд/мин).

Немаловажное значение для физической подготовленности детей имеет состояние мышечной системы и опорно-двигательного аппарата, поэтому в школьном оздоровительном лагере систематически применяются упражнения общеразвивающего и корригирующего характера.

Учитывая высокий оздоровительный эффект дыхательных упражнений, в учебные занятия школьных оздоровительных лагерей необходимо включать дыхательные упражнения по методике Стрельниковой.

В учебные программы физического воспитания детей включать также релаксационные упражнения и несложные элементы из ритмической гимнастики. Формирование теоретических знаний предусматривает постепенную информацию по основам здорового образа жизни, гигиене и закаливанию детей.

В школьном оздоровительном лагере наиболее важным средством являются подвижные и спортивные игры. Как известно, подвижные игры не требуют специальной подготовки и характеризуются отсутствием высоких психологических и физических нагрузок. Во время игр используется индивидуальный подход к играющим, продолжительность, степень сложности двигательных заданий легко регулируется.

При применении средств, особенно нетрадиционных, в условиях школьных оздоровительных лагерей следует не забывать главного правила - «не навреди», а это требует от специалистов профессионального мастерства.

Учебные программы физического воспитания в школьном оздоровительном лагере, ограниченны сроками и временем пребывания детей 8-10 лет и сориентированы на ежедневные полуторачасовые занятия физической культурой. Общий объем учебной программы составил 30 часов.

С учетом типового распорядка разработана принципиальная структура использования физических упражнений в режиме дня школьного оздоровительного лагеря (табл. 23)

http://deti.jofo.ru/253791.html

 

 

 


Информация о работе Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников