Управление фирмой в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью исследования является изучение проблемы управления деятельностью организации в системе рыночных отношений, где организация рассматривается в качестве объекта управления. Вторичной целью является изучение внешнего воздействия рынка на деятельность фирмы, её конкурентоспособность.
Достижению данных целей соответствуют следующие исследовательские задачи:
1) изучить какой должна быть система управления, позволяющая организовать конструктивную деятельность фирмы;
2) изучить функции и методы управления, применяемые руководителем для формирования и повышения конкурентоспособности фирмы на рынке;
3) анализ применения механизмов управления фирмой;
4) определение степени внешнего воздействия рынка на организацию.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты методологии управления фирмой в условиях рынка 6
1.1 Функции управления фирмой в условиях рынка 6
1.2 Методы управления фирмой в условиях рынка 10
1.3 Механизмы управления фирмой в условиях рынка 11
1.4 Внешние факторы, оказывающие влияние на фирму в условиях рыночной экономики. Конкуренция, как основной инструмент регулирования ситуации на рынке. 15
Глава II. Практическая значимость исследования.
Осуществление эффективного управления в условиях рынка, на примере «DellComputerCorporation». 17
Заключение 22
Приложения 23
Список используемой литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 870.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение            3

Глава I. Теоретические аспекты методологии управления фирмой в условиях рынка                     6

1.1 Функции управления  фирмой в условиях рынка              6

1.2 Методы управления фирмой  в условиях рынка            10

1.3 Механизмы управления  фирмой в условиях рынка           11

1.4 Внешние факторы, оказывающие  влияние на фирму в условиях  рыночной экономики. Конкуренция,  как основной инструмент регулирования  ситуации на рынке.                   15

Глава II. Практическая значимость исследования.

Осуществление эффективного управления в условиях рынка, на примере «DellComputerCorporation».                17

Заключение                  22

Приложения                  23

Список используемой литературы               25

 

Введение

Деятельность любого успешного  предприятия, будь то государственная  организация или частная фирма, основана на эффективном управлении. Под словом «эффективное» понимается сознательное, продуманное и организующее управление, направленное на удовлетворение целей и задач организации. В виду активного развития промышленности, частного предпринимательства всё более актуальным становится умение грамотно управлять.

Управление - в широком  понимании этого термина - это  непрерывный процесс воздействия  на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой, искусством управления, уметь чётко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести личную ответственность за них. Функции сегодняшнего руководителя значительно усложнились. Теперь он должен думать не только о производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и постоянно решать перспективные, стратегические вопросы. Без изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нём, без инновационных вложений и банковского кредита предприятие обречено: в условиях рыночных отношений оно погибнет в конкурентной борьбе.

Рынок имеет в своей  основе демократические принципы, так  как он не может нормально развиваться  без самостоятельности производителей и потребителей, без равноправия всех форм собственности и свободы выбора. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли; при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования.

Руководитель сталкивается с такими проблемными задачами, как  внедрение новых технологий, организация выпуска новых, конкурентоспособных товаров, не формальное, а фактическое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение комплекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда, развитие самоуправления и одновременно укрепление единоначалия и дисциплины, также очень важным аспектом управления является риск и ответственность.

Появилась новая тенденция  в практике управления - успешная работа предприятия, получение им высоких  прибылей; высокая конкурентоспособность теперь во многом зависят от культуры организации. Крупные процветающие фирмы мира имеют свою особенную, глубоко продуманную культуру организации - это целый комплекс правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это дало основание утверждать, что наступает время «культурной революции в управлении».

Особые задачи стоят перед  самостоятельным предприятием в  связи с новыми проблемами материально-технического обеспечения и сбыта. Ведь раньше директора и заведующие отделами снабжения «выбивали» «наверху»  дополнительные капитальные вложения, оборудование, топливо, материалы, фонд зарплаты, т.е. получение от довольствующих органов всех видов обеспечения производства. Поэтому перед руководством предприятия в настоящее время стоят уже не проблемы приобретения исходных материалов и полуфабрикатов-заготовок, а цель производства и дальнейшего сбыта произведённого продукта, что требует знания наперёд потребностей в товаре и рынков его сбыта.

Объект управления - это  деятельность фирмы; субъектом управления является руководитель; предмет - те решения  и действия, которые применяет  субъект в процессе управления предприятием.

Главной целью исследования является изучение проблемы управления деятельностью организации в системе рыночных отношений, где организация рассматривается в качестве объекта управления. Вторичной целью является изучение внешнего воздействия рынка на деятельность фирмы, её конкурентоспособность.

Достижению данных целей  соответствуют следующие исследовательские задачи:

1) изучить какой должна  быть система управления, позволяющая  организовать конструктивную деятельность фирмы;

2) изучить функции и  методы управления, применяемые  руководителем для формирования  и повышения конкурентоспособности  фирмы на рынке;

3) анализ применения механизмов  управления фирмой;

4) определение степени  внешнего воздействия рынка на  организацию.

(Приложение 1- дерево целей)

Тема курсовой работы является весьма глобальной. Поэтому я вынуждена рассмотреть лишь часть аспектов составляющих методологию управления, которые занимают центральное место при рассмотрении фирмы в условиях рынка.

 

Глава I. Теоретические аспекты методологии управления

фирмой в условиях рынка

Теория управления имеет  свой, только ей присущий предмет исследований: она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приёмы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и механизмы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Это далеко не весь список задач, которые решает данная наука.

Анализ процесса управления фирмой в условиях рынка предполагает рассмотрение тех функций управления, которые составляют основу данного  процесса:

Организация управления - обеспечивающая функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей. Основными задачами этой функции являются формирование структуры организации и обеспечение её деятельности финансами, оборудованием, сырьём, материалами и трудовыми ресурсами. При изменении условий внешней среды организационную структуру приходится перестраивать, чтобы улучшить её соответствие потребностям производства, упростить или, наоборот, ввести новые структурные элементы.

Основной показатель высокой  организации управления - её быстрая  реакция на изменения внешней среды, особенная чувствительность к достижениям научно-технического прогресса, к рыночной конъюнктуре.

Термин «организация» (от лат. organize - придаю стройный вид, устраиваю) имеет двоякий смысл. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех её иерархических уровнях. В то же время другое значение этого слова - некое объединение, коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих для всех членов этого коллектива целей.

Планирование является этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач. Наиболее ответственной задачей планирования является прогнозирование.

Прогнозирование является важнейшим  инструментом принятия стратегических управленческих решений на основе анализа системы показателей: качественных (их часто называют ориентирами) и количественных (заданий). Основная задача стратегического планирования - определение путей и методов достижения поставленных целей. Другими составляющими научного планирования является моделирование состояния управляемой системы, и научное программирование - разработка алгоритма реализации функций управляемой системы. Примером планирования в современных организациях является составление бизнес-плана

Мотивационная функция обеспечивает комплекс мероприятий по стимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.

Теория и практика мотивации  непросты, так как истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, неопределённы и сложны. Метод кнута и пряника, принцип материальной заинтересованности или система моральных и материальных стимулов не всегда дают ожидаемые результаты. Эффективная работа предприятия зависит от того, насколько надёжно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, проявляет инициативу. Это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации сотрудников.

Человек реагирует на внешние  события чаще всего импульсивно, без глубокого анализа причин и следствий. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторы  определяют реакции личности на среду. Это заставляет руководителя знать  сложность мотивационных тенденций  личности и не удивляться неадекватности реакции людей на управляющие воздействия.

Контроль - это функция, которая даёт ответы на следующие вопросы: достигло ли управляющее воздействие поставленных целей? нуждаются ли управленческие решения в корректировке?

Контроль осуществляется в системе управления с помощью  обратных связей и обеспечивает количественную и качественную оценку труда и  учёт результатов деятельности организации. Эффективно организованный контроль, прежде всего, ориентирован на решение стратегических задач, на конечные результаты работы и должен быть прост, нагляден и убедителен для каждого исполнителя.

В условиях производства контроль выполнения плана работ, сроков выполнения и особенно качества продукции должен осуществляться на ранних стадиях технологического процесса, именно на ранних стадиях производственного процесса он даёт существенный экономический эффект, так как в намеченный для производства продукт ещё не вложены большие трудовые затраты и его суммарная стоимость ещё находится на наименьшем уровне. Производительность любого действия представляет объём производства, разделённый на труд, который необходимо затратить на это действие. Это же принципиальное положение распространяется на любой управленческий процесс - чем раньше будет выявлена ошибка в системе управления, тем меньшие негативные последствия она будет иметь.

Помимо перечисленных  основных функций управления предприятие  должно решать целый комплекс взаимосвязанных  задач: управление финансовой деятельностью, кадровой политикой, обучение и повышение квалификации персонала, решение научно-исследовательских и конструкторских проблем и т.п. Поэтому ещё одной функцией современного управления предприятием принято считать маркетинг.

Маркетинг занимает особое место среди функций управления производством; он направлен на обеспечение приспособления производства к требованиям и спросу рынка, т.е. решать новые для российского предпринимательства задачи.

Проблемы маркетинга особенно актуальны в настоящее время  не только в силу своей новизны для большинства руководителей, но и из-за особо сложной конкурентной ситуации на отечественном рынке, куда хлынули новые и в основном высококачественные импортные товары. Особая роль теперь отводится потребителю, выдвигающему свои требования к товару, к его технико-экономическим характеристикам, возрастает значение конкуренции, борьбы за покупателя. Всё это даёт основания для рассмотрения проблем маркетинга как одной из важнейших функций управления.

Каждый производитель  и продавец старается продать  как можно больше товара, получить максимальную прибыль. Но как можно получить эту прибыль? Только путём научно-обоснованного учета потребностей общества.

Маркетинг изучает методы наиболее полного удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах в условиях рыночных отношений. Актуальность современного маркетинга для мировой экономики стала очевидной в 60-е годы. Научно-технический прогресс выдвинул на рынок много новых товаров высокого качества, и резко обострилась проблема сбыта. Производитель был вынужден работать уже не на абстрактного, обезличенного потребителя, а на определенный рынок, изучать спрос, тенденции его изменения и капризы моды. Принципиальной особенностью маркетинга является управление предприятием ориентированное на рынок, а не на технологические возможности производства.

Требования рынка заставляют производителя постоянно совершенствовать структуру управления, применять гибкие формы планирования, контроля и организации производства, постоянно изучать последние научные достижения, внедрять современные технологии. Продавец обязан знать ситуацию на рынке, товары и торговую стратегию конкурентов, каналы сбыта, особенности рекламной деятельности и многое другое об индивидуальных и общественных потребностях. Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путём применения методов управления, а именно: организационно-распорядительных, экономических и социально-психологичес-ких методов, каждый из которых является частью систематической совокупности шагов, действий, которые в комплексе приведут к достижению желаемого результата.

Информация о работе Управление фирмой в условиях рынка