Схема взаимодействия организаций в рамках объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Организации – явление живое и подвижное, в них люди вступают в различные отношения: личные, производственные, официальные, неофициальные, поэтому мы относим организации к динамически развивающимся, управляемым системам с целенаправленным действием. Деятельность организаций регламентируется законами, которые отражают специфику организационных структур и их обособленность от естественных образований окружающего нас мира. Глубокое изучение закона композиции и пропорциональности является целью написания представленной работы.

Содержание

Введение
1. Закона композиции и пропорциональности. Обеспечение гармоничного развития предприятия
2. Формирование среды обитания организации
3. Цели и причины создания объединений
4. Схема взаимодействия организаций в рамках объединения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

419н - Панин.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение

1. Закона композиции и пропорциональности. Обеспечение гармоничного развития предприятия

2. Формирование среды обитания организации

3. Цели и причины создания объединений

4. Схема взаимодействия организаций в рамках объединения

Заключение

Литература

 


Введение

 

Закон гармонии — один из основных законов Природы. В Природе царит гармония. Гармония — соразмерность, соединение компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегреческой философии гармония понималась как организованность космоса, мировой порядок, изначально установленный Богом. Все должно подчиняться этому установленному порядку.

Все законы природного мира обеспечивают в конце концов реализацию закона гармонии. Вспомним, например, закон динамического равновесия, который базируется на оптимальном соотношении между элементами системы, а также между целым и ее частями, т.е. обеспечивает стабильность и жизнеспособность системы с помощью создания необходимых композиций и пропорций как между системой и внешней средой, так и внутри самой системы.

А.А. Богданов, рассуждая о сущности хорошо организованного комплекса, утверждал, что главной особенностью такого комплекса является «гармоническое сочетание частей, т.е. такое объединение их функций — специфических активностей— сопротивлений, при котором они взаимно усиливают друг друга, отчего реальная их сумма и возрастает».

Организации – явление живое и подвижное, в них люди вступают в различные отношения: личные, производственные, официальные, неофициальные, поэтому мы относим организации к динамически развивающимся, управляемым системам с целенаправленным действием. Деятельность организаций регламентируется законами, которые отражают специфику организационных структур и их обособленность от естественных образований окружающего нас мира. Глубокое изучение закона композиции и пропорциональности является целью написания представленной работы.

Необходимость изучения законов организации при профессиональной подготовке менеджеров различных уровней связана с тем, что достижение конкретных результатов управленческой деятельности предусматривает создание тщательно продуманной системы управления, обеспечивающей эффективное целенаправленное поведение всех членов организации. Для этого менеджер должен знать и уметь применять на практике законы, регламентирующие функционирование социальных организаций. Он должен владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и корректировки, уметь различать статические и динамические особенности организационных систем, грамотно применять принципы рационализации, основанные на использовании новых рыночных технологий. Кроме того, менеджер должен разбираться в тонкостях организационной культуры, исходя из исторических предпосылок организационной науки.

Цель данной работы – изучение основных аспектов формирования среды обитания организации.

 

 


1. Закона композиции и пропорциональности. Обеспечение гармоничного развития предприятия

 

Гармония — это согласованность, стройность, соразмерность в сочетании чего-либо. Каждая сложная система стремится к гармонии — состоянию, когда композиция и пропорции оптимальны. Говоря о композиции, имеем в виду соотношение и взаимное расположение частей исследуемого целого. Пропорциональность — это определенное количественное соотношение, соответствие с чем-либо (напри мер, размер ноги по отношению к росту человека или количество управленцев по отношению к общему количеству работающих в фирме). Пропорциональность часто понимается как соразмерность. Закон композиции и пропорциональности в наиболее явной форме применяется в архитектуре и искусстве. Художник, работая над картиной, стремится к гармонии, используя известные приемы, на пример, «правило золотого сечения». В экономике использование закона помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Хороший менеджер через достижение композиции и пропорциональности стремится создать гармоничное предприятие.

Организация представляет собой единый, целостный развивающийся объект, для которого, как для целенаправленной динамической самонастраивающейся системы, характерна тенденция к объединению. На первом этапе указанная тенденция реализуется в желании создать благоприятную и устойчивую среду обитания.

На практике это выражается в стремлении к работе с устойчивыми и надежными партнерами, обеспечивающими жизнедеятельность организации. Если речь идет об организациях производственного типа, то в качестве таких партнеров, в первую очередь, выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, а также организации, осуществляющие сбыт продукции.

По мере развития и завоевания определенного сектора рынка налаживается взаимодействие не только с партнерами, но и с потребителями производимого организацией продукта или оказываемых услуг, а также с организациями, осуществляющими аналогичную деятельность. Взаимодействие не должно носить антагонистического характера, т. к. это увеличивает риск и затрудняет деятельность всех противоборствующих организаций. Желательно всех потенциальных конкурентов превратить в своих друзей и партнеров.

Процесс самонастройки организации на оптимальный режим работы, предусматривающий объединение усилий в создании устойчивой среды обитания, носит объективный характер. Задача звена управления состоит в ускорении этого процесса и минимизации материальных и интеллектуальных затрат. В процессе реализации этой тенденции возникают объединения сложного типа, получившие название «надорганизаций».[1]

Примером могут служить объединения организаций по отраслевому или региональному признаку (банковские пулы, финансово-промышленные группы, холдинги корпорации и др.). Их формирование происходит в соответствии с законом композиции и пропорциональности, который утверждает, что в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию объединений при соблюдении определенной соотносительности и пропорциональности.

Реализации закона композиции и пропорциональности способствуют разработанные на основании научных исследований и организационного опыта нормы и правила. Например, уровни иерархии связаны с нормами управляемости. Диапазон контроля и норма управляемости — это максимальное число непосредственно подчиненных, которыми эффективно может управлять руководитель. Считается, что у руководителей низшего уровня норма управляемости может достигать 30 человек (для высшего уровня управления, как правило, — не более 7 человек).
Имеются нормативы для создания рабочих мест, нормативы соотношений численности работников и оборудования и пр. В каждой организации идет естественный процесс гармонизации. Дисбаланс, диспропорцию менеджер должен исправлять с помощью планирования, координирования, опираясь на нормы и правила, ограничения, поощрения и т.д. К сожалению, в современных организациях можно наблюдать самые уродливые структуры и формы: раз дутые управленческие отделы, технологически слабое основное производство, огромный штат охраны, отсутствие организационной культуры. Важно понимать: зачастую кризис в компании напрямую связан с нарушением закона гармонии в самой организации или в ее взаимоотношениях с внешней средой.
 

 


2. Формирование среды обитания организации

Среда обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внешняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить поддержание баланса между организацией и внешней средой путём создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечить устойчивое существование организации. 

Ни одна организация не может быть "островом в себе". Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. 

В современной теории организации и менеджменте стали привычными утверждения о необходимости тщательного анализа внешней среды организации и процессов управления, хотя в рамках классических управленческих концепций больше внимания уделялось внутренним аспектам.

К этому менеджеров подталкивает логика общественного развития, не оставляющая места для замкнутости производства товаров и услуг и закрытости рынка.

В системе факторов внешней среды организации обычно выделяют несколько уровней или слоев.

Первый слой – это тот, в котором непосредственно оперирует организация. Его называют деловой или функциональной средой. Факторы деловой среды прямо и непосредственно воздействуют на большинство аспектов деятельности организации и определяют технологию и стиль менеджмента. Сочетание факторов деловой среды уникально для каждой организации и поэтому значение их анализа и учета трудно переоценить.

Второй слой – общая или генеральная среда – включает факторы, которые оказывают косвенное влияние на деятельность организации и управление ею. Эти факторы примерно в равной степени воздействуют на организации одного региона или даже страны. Их влияние, как правило, непрямое, но может быть очень сильным.

Третий слой – глобальная среда – это так называемые «трансграничные» факторы, воздействие которых не связано с особенностями конкретного региона или страны.

Потребители – это индивиды и компании, приобретающие товары и услуги организации. Взаимодействие с потребителями в конечном итоге и определяет успешность деятельности современной организации.

Партнеры – это те, кто обеспечивает поступление необходимых для производства сырья и материалов, а также ресурсов, необходимых для нормального функционирования организации – поставщики. К партнерам относятся также те индивиды и компании, с которыми организация находится в кооперативных отношениях (вместе производят какой-то товар или предоставляют услугу) или сотрудничает с целью защиты общих интересов.

Регуляторы – это, как правило, государственные, региональные и местные органы, задающие конкретные правила, контролирующие и регулирующие деятельность организации. Это, например, министерство, выдающее лицензию, налоговая инспекция, органы пожарного и санитарного надзора и т.д. Это влияние может быть как стимулирующим, так и тормозящим деятельность и развитие компании. Классическим примером действия этого фактора является количество инстанций, которое необходимо пройти предпринимателю, чтобы зарегистрировать компанию или открыть новый бизнес в уже действующей компании.

Конкуренты – это организации, которые функционируют в той же сфере бизнеса и предлагают свои товары и услуги таким же группам потребителей нашей организации. Конкуренция – один из важнейших факторов развития современного бизнеса, оказывающий определяющее влияние на практически все стороны деятельности организации.

Профсоюзы. В странах с развитой экономикой фактическое (а не декларируемое) влияние профсоюзов является довольно мощным. Принято считать, что профсоюзы оказывают определяющее влияние на социальную политику организации. Но во многих случаях оно затрагивает и другие аспекты деятельности компании – разработку стратегий, планирование и организацию работ, формирование и развитие структуры, реструктуризацию и т.д. В СССР (как и в любом тоталитарном государстве) профсоюзы фактически были встроены в административную систему, т.е. были фактором внутренней среды организации. В нынешней России же профсоюзы, являясь классическим внешним фактором, не настолько сильны, чтобы говорить о высокой степени их влияния. [2, с. 211]

Культура – история, традиции и обычаи, нормы и поведенческие модели, конфессиональная структура и система ценностей общества, в котором действует организация. Трудовая культура, отношение к меньшинствам, гендерные отношения, отношение к труду, деньгам, другим людям.

Экономика – степень развитости финансовых, трудовых и потребительских рынков. Уровень жизни и покупательная способность населения. Способ организации экономической жизни, степень государственного регулирования. Фискальная политика, развитие банковского сектора, экономическая инфраструктура. Валютное регулирование, инвестиционный климат; занятость и безработица, инфляция, цены, доступ к ресурсам и др.

Социум (социальные факторы) – демографическая, этническая, половозрастная и классовая структура страны, в которой функционирует организация. К важным социально-демографическим факторам относятся также старение населения в развитых странах, географическое распределение и плотность населения, его динамика и мобильность, а также степень развития образовательной системы и образовательный уровень людей.

Законы – общая легальная система страны, в которой оперирует организация. Конституция, гражданское законодательство, законодательное обеспечение инвестиций и вложения капитала. Трудовое законодательство; финансовое и налоговое законодательство.

Политика – распределение и концентрация власти; политическая система; политическая активность, стиль политической жизни в стране, в которой оперирует организация. Сюда же можно отнести наличие и силу так называемых групп влияния – борцы за права потребителей, за здоровый образ и безопасность жизни, экологические движения и т.д.

Информация о работе Схема взаимодействия организаций в рамках объединения