Совершенствование организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать существующую организационную структуру Ухтинской базы и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для выполнения данной темы решались следующие задачи:
• Изучение понятия, сущности, классификации структуры управления
• Рассмотрение организационно-экономической характеристики предприятия

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты организационной структуры предприятия………..5
1.1 Понятие, сущность, принципы построения организационной структуры..5
1.2 Классификация организационных структур ……………..........................9
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………………20
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия……………….20
2.2 . Анализ экономических показателей……………………………………...21
3.Анализ существующей организационной структуры предприятия и рекомендации по ее совершенствованию ………………………………………...42
3.1.Анализ существующей структуры управления…………………………..42
3.2. Оценка организационной структуры предприятия и возможных путей ее совершенствования………………………………………………………………....46
3.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления…………………………………………………………………………...50
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиографический список………………………………………………………..54
Приложения…………………………………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ТО.doc

— 724.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Классификация организационных структур

В зависимости от характера связей выделяют:

1. линейную структуру управления;

2. функциональную структуру управления;

3. линейно-функциональную структуру управления.

       В  линейной  структуре  управления  каждый  руководитель  обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.

Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая структура управления образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчиненный, имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.

Сущность линейной формы связей в структуре управления состоит в том, что во главе каждого коллектива стоит один руководитель, который подотчетен вышестоящему руководителю. Подчиненные выполняют распоряжение только своего непосредственного руководителя. Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника.

Р- руководитель, И - исполнитель

Рис. 1 Линейная структура управления

Таблица 1  – Основные преимущества и недостатки линейной структуры управления

Преимущества

Недостатки

четкая система взаимных связей функций и подразделений;

отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

 

ясно выраженная ответственность;

малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

 

тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

 

большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

 

перегрузка управленцев верхнего уровня;

 

повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

 

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Функциональная структура. Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным фикциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. Данная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

Функциональная  структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Функциональная структура управления

В функциональных структурах преобладает функциональная форма связей, которые характеризуются выделением специалистов и подразделений, хорошо знающих конкретные области производства и управления и принимающих в этих областях обоснованные решения.

 

Таблица 2 – Основные преимущества и недостатки функциональной структуры управления

Преимущества

Недостатки

высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

нарушение принципом полноправного распорядительства принципа единоначалия

специализация подразделений на выполнении определенного вида управленческой деятельности, ликвидация дублирования в выполнении задач управления отдельными службами

длительную процедуру принятия решений

освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством

трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами

создается основа для использования в работе, консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля

снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей

 

несогласованность и дублирование указаний и распоряжений, получаемых исполнителями «сверху»

 

каждый функциональный руководитель и функциональное подразделение ставят свои вопросы на первое место, недостаточно согласовывая их с необходимостью достижения поставленных перед компанией целей

 

отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами

Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

                  Если размер всей организаций или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными.

Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. При этом необходимо соблюдать известную осторожность с тем, чтобы такой отдел (или подразделение) не ставил бы свои собственные цели выше общих целей всего предприятия. На практике обычно используется линейно-функциональная, или штабная, структура, предусматривающая создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений

Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из:  линейных управленческих работников, осуществляющих в организации основную работу;  специализированных обслуживающих функциональных отделов и служб.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные - информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Руководители функциональных служб доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

Как правило, руководители функциональных служб не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.  Линейно-функциональная структура управления

 

Роль и полномочия функциональных руководителей зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмы в целом. Руководители функциональных служб осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством процессов производства; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.

 

Таблица 3 – Основные преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления

Преимущества

Недостатки

Быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим

Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности

Рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей

Недостаточная для больших предприятий, и предприятий, работающем на динамичном рынке, оперативность принятия решений

Стабильность полномочий и ответственности за персоналом

Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения

Единство и четкость распорядительства

Возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства

Более высокая, чем в линейной структуре, оперативность принятия и выполнение решений

Разногласия между линейными и функциональными службами

Личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности

Противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов

Профессиональное решение задач специалистами функциональных служб

Неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами

Линейно-функциональная структура управления представляет собой наиболее распространенный вид иерархической структуры. Ее основу составляют так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.). По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная, прежде всего на достижение высоких показателей каждой службы. За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель (руководитель организации), задача которого состоит в том, чтобы все  функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам. Высокие затраты на эту структуру могут компенсироваться за счет повышения экономических результатов.

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Их достоинства проявляются в управлении небольшими предприятиями, а также организациями с массовым или крупносерийным типом производства. Если компания работает не только на внутреннем, но и на международном рынке, эта структура может быть полезной только в случае однородности требований к продукту и технологии его изготовления на всех видах рынка. Если же спрос на разных рынках различен, структура неэффективна.

Существенным препятствием к эффективному использованию этой структуры является то, что она не позволяет быстро реагировать на изменения в области науки и техники, которые чаще всего приводят к «разбалансировке» отношений между функциональными подсистемами. Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за высокого уровня формализации, органически свойственной данной структуре. Результатом является замедление и сложности с передачей информации, а это приводит к снижению скорости  принятия  решений. Необходимость согласования действий разных функциональных служб резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей.

Недостатки линейно-функциональной структуры управления на практике усугубляются за счет таких условий хозяйствования, при которых: допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышаются нормы управляемости, особенно у директоров и их заместителей; формируют нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные и регламентирующие документы.

В последние десятилетия активно развиваются такие типы структур управления как дивизиональная и программно-целевая (матричная) структуры управления. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). В нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме создания производственных объединений.

В настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще - на уровне их подразделений за рубежом. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления.

Дивизиональные (отделенческие) структуры управления (от англ. слова division - отделение, подразделение компании) являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа и даже порой их считают чем-то средним между бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами. В ряде случаев эти структуры в литературе можно встретить под названием «дробных структур».

Дивизиональные структуры - структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

На   дивизиональную   структуру   управления   успешно   переходят    многие отечественные  организации  (в  первую   очередь   корпорации,   акционерные общества,  холдинги  и  т.п.),  используя  заложенные  в   ней   возможности децентрализации роста эффективности.

 

Таблица 4 – Основные преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления

Преимущества

Недостатки

она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями

большое количество «этажей» управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более

обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной

разобщенность штабных структур отделений от штабов компании

при расширении границ самостоятельности отделений они становятся «центрами получения прибыли», активно работая по повышении эффективности и качества производства

основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.

более тесная связь производства с потребителями

дублирование функций на разных «этажах» и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры

Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия