Совершенствование организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать существующую организационную структуру Ухтинской базы и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для выполнения данной темы решались следующие задачи:
• Изучение понятия, сущности, классификации структуры управления
• Рассмотрение организационно-экономической характеристики предприятия

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты организационной структуры предприятия………..5
1.1 Понятие, сущность, принципы построения организационной структуры..5
1.2 Классификация организационных структур ……………..........................9
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………………20
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия……………….20
2.2 . Анализ экономических показателей……………………………………...21
3.Анализ существующей организационной структуры предприятия и рекомендации по ее совершенствованию ………………………………………...42
3.1.Анализ существующей структуры управления…………………………..42
3.2. Оценка организационной структуры предприятия и возможных путей ее совершенствования………………………………………………………………....46
3.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления…………………………………………………………………………...50
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиографический список………………………………………………………..54
Приложения…………………………………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ТО.doc

— 724.50 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский государственный гуманитарный университет»

 

 

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория организации»

на тему «Совершенствование организационной структуры предприятия»

 

Выполнила Бурбулевич О.А.

Группа МН-31

специальность Менеджмент

Руководитель: Тарбеева О.В.

Дата сдачи на проверку:_____________

Оценка после защиты:______________

 

 

 

 

 

Киров

2012

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1.      Теоретические аспекты организационной структуры предприятия………..5

1.1  Понятие, сущность, принципы построения организационной структуры..5

1.2  Классификация организационных структур ……………..........................9

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………………20

2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия……………….20          

2.2  . Анализ экономических показателей……………………………………...21

3.Анализ существующей организационной структуры предприятия и рекомендации по ее совершенствованию ………………………………………...42

      3.1.Анализ существующей структуры управления…………………………..42

      3.2. Оценка организационной структуры предприятия и возможных путей ее совершенствования………………………………………………………………....46

      3.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления…………………………………………………………………………...50

Заключение………………………………………………………………………….52

Библиографический список………………………………………………………..54

Приложения…………………………………………………………………………55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Иметь предприятие, приносящее постоянную и качественную прибыль это мечта каждого человека, желающего финансовой независимости и хорошего будущего для своей семьи. Однако не многие решаются занять нишу предпринимателей, в силу того, что большинство людей боится не только «старта» в море большого и малого бизнеса, который начинается с определения организационно-правовой формы деятельности, но и выбора структуры управления.

Если обратиться к статистике, то можно наглядно увидеть, что в начале становления новых рыночных отношений в России, практические каждое второе частное предприятие и кооператив прекращали свою деятельность по причине неправильно выбранной стратегии управления. Тогда, в 80-90-х годах ХХ века, мало кто знал о науке управления – «менеджменте», и уж тем более, о принципах и подходах к построению и выбору структуры управления организацией.

Сегодня организацию управления принято рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей вызвана личностными качествами, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий и финансовый потенциал путем наилучшего использования имеющихся ресурсов. Создание и деятельность каждой организации происходит с учетом места, времени и ситуации, определяющих не только вид организации, но и порядок ее функционирования. Без решения организационных вопросов процесс управления невозможен.

Суть организации как специфической функции управления состоит в том, чтобы создать сеть организационных отношений, обеспечивающих целостность управляемой системы, эффективное взаимодействие ее компонентов, целесообразные отношения координации субординации между ними.

Функция организации предполагает формирование системы управления, способной целенаправленно воздействовать на организацию, персонал для использования наиболее эффективных методов и средств в целях достижения поставленных задач.

Цель работы: провести анализ существующей организационной структуры предприятия и предложить рекомендации по её совершенствованию.             

Объектом работы  является Ухтинская база Усинского регионального управления ООО «Торговый дом «ЛУКОЙЛ».

Предметом курсовой работы является разработка методов по совершенствованию существующей организационной структуры ООО «Торговый дом «ЛУКОЙЛ».

Актуальность темы заключается в том, что необходимо правильно и рационально разрабатывать систему управления на предприятии, внедрять новшества с целью его продуктивной работы.

   Цель курсовой работы – проанализировать существующую организационную структуру Ухтинской базы и разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Для выполнения данной темы решались следующие задачи:

                  Изучение понятия, сущности, классификации структуры управления

                  Рассмотрение организационно-экономической характеристики предприятия

                  Проведение анализа существующей организационной структуры

                  Разработка рекомендаций по совершенствованию существующей организационной структуры предприятия

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический метод. Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, различные учебные пособия, бухгалтерская отчетность и прочая документация предприятия.

 

 

 

1.      Теоретические аспекты организационной структуры предприятия

1.1  Понятие, сущность, принципы построения организационной структуры

 

Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.

Управление можно разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией.

Организационная структура -  один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления – организационная форма разделения труда по предприятию и реализации управленческих решений.

Организационная структура предприятия определяет структуру управления, которая должна ей соответствовать.

При характеристике любой системы возникает необходимость рассматривать ее элементы. Важнейшим элементом социальных систем является структура управления, с помощью которой согласовываются различные стороны деятельности предприятий, регламентируются внутрипроизводственные связи, достигается относительно устойчивый порядок служебных взаимоотношений между структурными подразделениями и работниками аппарата управления.

«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категории и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существуют два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

Звено (орган) управления - это самостоятельное структурное подразделение работников аппарата управления, выполняющее определенную функцию или несколько функций управления. Под ступенью управления понимается совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления, отражающая последовательность их подчинения снизу доверху. На предприятиях к низшей ступени в основных отраслях производства относятся бригадиры, к высшей ступени - аппарат управления во главе с руководителем предприятия. Таким образом, структура управления по вертикали расчленяется на ступени, а по горизонтали - на звенья.

Штатное расписание - документ, который содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, надбавках и месячном фонде заработной платы. В настоящее время значительно расширены права и хозяйственная самостоятельность предприятий в вопросах по укомплектованию аппарата управления, поэтому на конкретном предприятии штатное расписании составляется в соответствии с производственной необходимостью непосредственно генеральным директором предприятия и выносится на общее собрание акционеров.

В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой специализации, Тем не менее, можно выделить некоторые общие черты специализации, которые касаются, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Разделение всей работы на составляющие ее части обычно называется горизонтальным разделением труда. Отношения между подразделениями и отдельными должностями поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления

В структуре управления предприятием различают линейные и функциональные связи. Линейные связи устанавливаются по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движения информации между так называемыми линейными руководителями. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями управления. Соответственно, используется такое понятие, как «полномочия» (линейного персонала, штабного персонала и функциональные). Полномочия линейных руководителей дают им право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать работу, рекомендовать, советовать или помогать работникам. Если тому или иному сотруднику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, то он получает так называемые функциональные полномочия.

Типизация структур управления имеет важное значение для разработки штатных нормативов и определения численности работников управления, позволяет шире использовать стандартизацию и унификацию отдельных его элементов и процессов, своевременно выявлять устаревшие формы и разрабатывать обоснованные рекомендации по дальнейшему совершенствованию структур, разработке положений, должностных инструкций и т. д.

Практика показывает, что конкретные формы управления исключительно многообразны и в пределах каждого типа имеется много модификаций, отражающих местные условия, различия в уровне развития и сочетании факторов производства. Цели и задачи, которые стоят перед предприятиями, различны; существенно отличаются друг от друга и трудовые коллективы: квалификационным составом, отношением людей к делу и т. д. В этой связи типовые структуры не следует рассматривать как стандартные решения. Их необходимо привязывать к конкретным условиям предприятия.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия