Система управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - на основе исследования системы управления выявить управленческую технологию мотивации персонала организации и разработать рекомендации по ее применению.

Содержание

1 Введение 3
2 Система управления организации 6
2.1 Сущность и содержание системы управления 6
2.2 Система управление мотивация персонал 8
2.3 Классификация типов управления организацией 11
2.4 Методология исследования систем управления 19
3 Управленческая технология мотивации персонала 25
3.1 Технология управления мотивацией персонала группы салонов сотовой связи 25
3.2 Рекомендации по эффективному применению методов мотивации персонала 32
4 Заключение 35
5 Список использованной литературы 37
6 Приложение 39

Вложенные файлы: 1 файл

Сиситема упр-я орг-ии.Курс-я по Теор. орг-ии.docx

— 87.35 Кб (Скачать файл)

Рисунок 5 - Графическое отображение вертикальных и горизонтальных связей в системе

В сложных  структурах управления такое деление  носит чисто условный характер. В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали. Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей.

В современной  теории менеджмента выделяются два  типа управления организациями: бюрократический  и органический. Они построены  на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Исторически первым сформировался бюрократический  тип организации. Соответствующую концепцию подхода разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях, как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования к людям и к структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:

    1. четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;
    2. иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
    3. наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
    4. дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;
    5. осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Главные понятия бюрократического типа структуры  управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Вебер считал, что состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации. Четко сформулированные предписания по каждой работе не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. Бюрократические структуры управления показали свою эффективность в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Очевидно, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Также с помощью структур бюрократического типа невозможно управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации. [15. С. 98.]

Органический  тип структур управления возник как  антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Данный подход отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма. Постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру. В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления:

    • решения принимаются на основе обсуждения;
    • обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, убеждение, работа на единую цель;
    • главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации;
    • творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией;
    • правила работы формулируются в виде принципов;
    • распределение работы между сотрудниками обусловливается характером решаемых проблем;
    • имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.

Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех. Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями. Данный тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в "чистом" виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся внешней среде. [19. C. 131.]

Существуют  и другие классификации структур управления, имеющие более прикладной характер, например, классификация, подразделяющая организационные структуры на линейные, линейно-функциональные, проектные и матричные, венчурные и инновационные внутрифирменные. Приведем краткую характеристику основных организационных структур по данной классификации.

Линейная  структура управления (рис.6) является наиболее приемлемой лишь для простых  форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.

В небольших  организациях с четким распределением функциональных обязанностей получили также распространение структуры  в виде кольца, звезды и колеса (рис.7, а, б, в).

Рисунок 6 - Линейная структура управления

 

 

 

 

Рисунок 7 - Варианты структур:

а - кольцо; б - звезда; в - колесо. Р - руководитель; И - исполнитель

Линейно-функциональная структура управления (рис.8) основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела и т.д.

Рисунок 8 - Линейно-функциональная структура  управления

Линейно-штабная  структура управления (рис. 9) представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений.

Рисунок 9 - Линейно-штабная структура управления

Матричная структура управления (рис. 10) представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.

Рисунок 10 - Матричная структура управления

Проектная структура управления формируется  при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе.

В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок. К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководителям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали. [12.С. 169.]

Несмотря  на то, что иерархические структуры  управления в настоящее время  признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом существенных недостатков, а именно:

    • порождают между людьми отношения подчинения, зависимости экономического и социального характера;
    • дают преимущественное право одним работникам принимать решения в отношении других, ставя последних в личную зависимость от первых;
    • допускают, чтобы меньшинство принимало решение за большинство;
    • не позволяют полностью регламентировать деятельность работника управленческого звена;
    • решение ряда вопросов отдается на личное усмотрение руководителя, что может быть использовано им в корыстных целях.

Наличие в любой иерархической системе  указанных недостатков ведет  к тому, что со временем в работе деловой организации накапливается  влияние отрицательных тенденций. Если не принять своевременных мер по коррекции действия системы управления организацией, то начинают возникать проблемные ситуации, которые, в конечном счете, могут привести к гибели всей организации.

    1. Методология исследования систем управления

На  каждом этапе развития организация  вызывает к жизни определенные тенденции изменения систем управления. Исследование систем управления или проблем функционирования систем управления всегда должно проводиться для достижения каких-либо известных (установленных) целей. В зависимости от поставленной цели по исследованию системы управления могут использоваться следующие исследования:

теоретические - изучение явлений и процессов системы и системы управления осуществляется на основе использования неких абстрактных объектов. Фундаментальное исследование позволяет выявить новые законы и закономерности, которые могут быть использованы при прикладных исследованиях или в практической деятельности;

прикладные - решение определенных практических проблем с использованием фундаментальных исследований. При прикладных исследованиях выявляются и обосновываются на научной основе направления совершенствования систем управления и их элементов;

теоретико-эмпирические - способствуют выявлению фактического состояния организации и систем управления и их элементов, тенденций развития, важнейших причинно-следственных связей, определенной направленности в разработке и реализации системы мер по их совершенствованию.

Исследования  систем управления относятся к прикладным исследованиям и носят теоретическо-эмпирический характер. Они предполагают изучение с использованием научных подходов явлений и процессов, протекающих в элементах и в системе в целом. Остановимся на каждом из этих подходов.

При исследовании систем управления необходимо использовать диалектический подход, суть которого состоит в том, что в процессе функционирования системы все ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Необходимо изучать всю совокупность параметров и показателей, характеризующих результативность функционирования системы и системы управления в динамике; свойства организационных процессов (адаптацию, саморегулирование и самоорганизацию).

На  основании эмпирического подхода  изучается опыт функционирования системы (в прошлом и в настоящем времени). Такой подход дает возможность применить методы исследования в конкретной ситуации функционирования системы и ее элементов. Эмпирический подход к исследованию систем управления позволяет обобщить результаты исследования и выявить те или иные направления эффективного функционирования организации и ее системы управления как в прошлом, так и в настоящем и спрогнозировать будущее развитие системы. Этот подход позволяет не повторять ошибки прошлого.

Изучение  межличностных отношений основывается на методах социально-психологических наук. При использовании этого подхода необходимо изучать внутриличностные и межличностные явления и процессы, которые протекают в системе, так как они охватывают весь диапазон - от индивидуума до производственного коллектива во взаимосвязи с культурной средой. Особое внимание необходимо уделять изучению человеческого фактора, т.е. мотиваций личности, поведения, потребностей и интересов. Это изучение дает возможность выявить причины конфликтных ситуаций и социальной напряженности, возникающих в коллективе.

Информация о работе Система управления организации