Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической базы розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Развитие торговли зависит от общей экономической ситуации в стране: состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня денежных доходов населения, реализации программ социально-экономического развития общества, а также степени инерционности в формировании темпов и пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли, ее инфраструктуры. На характере отрасли отражаются временное запаздывание результатов принимаемых решений, их адекватность и дифференциация в зависимости от зрелости экономической системы, восприимчивость торговли к нововведениям, экономическим преобразованиям, инновациям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ВИДОВ……………………………………………...6
ТИПИЗАЦИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ…………………………………………………………..12
ПОДХОДЫ К РАЗМЕЩЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………………………....20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧНИЕ……………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсавая.docx

— 96.45 Кб (Скачать файл)

На 1 января 2013г. Кличевское районное потребительское общество объединяет 4158 пайщиков, что составляет 25,7 процента от общей численности населения района. За 2012 г. закооперировано 195 человек и принято паевых взносов на сумму 39,0 млн.руб.

Торговая отрасль райпо представлена 58 магазинами торговой площадью 6223 кв.м., что составляет 374,9 кв.м. в расчете на 1000 жителей. Из общего количества магазинов в настоящий момент 30 магазинов осуществляют торговлю продовольственными товарами, 10 магазинов – непродовольственными товарами, 18 магазинов «Товары повседневного спроса», 37 магазинов или 63,8 процента общего количества расположены в сельской местности. Обслуживание жителей 92 малонаселенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети с численностью менее 2,2 тыс. чел., осуществляют 3 автомагазина.

Для постоянного поддержания достаточного ассортимента товаров торговая отрасль райпо располагает складскими помещениями в количестве 5 единиц, общая площадь которых составляет 2672 кв.м., объем 7889 куб.м.

Результатом этого является достижение за 2012г. удельного веса районного в товарообороте района 68 процентов. потребительского общества

Развитие этих показателей в Кличевском райпо характеризуется данными таблицы 4.1.

Таблица 4.1 - Показатели эффективности использования основных средств Кличевского райпо за 2011-2012 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, %

2011

2012

Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. р.

111328,0

145000,0

130,2

Доходы торговли, млн. р.

20514,0

27353,0

133,3

Расходы торговли, млн. р.

15644,0

19735,0

126,6

Прибыль отчетная, млн. р.

2160,0

2673,0

123,8

Среднегодовая стоимость основных средств, млн. р.

48352,0

59658,0

123,4

Фондоотдача, р.

2,3

2,4

104,3

Фондоемкость, р.

0,5

0,4

80

Доходность основных средств, р.

2,35

2,51

106,8

Расходоемкость основных средств, р.

1,66

1,96

118,1

Рентабельность основных средств (убыток),%

0,66

0,83

125,8


 Примечание – Источник: составлено автором по данным прил.

Как видно из таблицы 4.1, за 2011-2012 гг. в Кличевском райпо наблюдался рост товарооборота.

Доходы торговой деятельности в 2012 году по сравнению с предшествующим возросли на 33,3%. В 2012г. расходы на реализацию товаров возросли по сравнению с предшествующим годом на 26,6% и составили 4091,0 млн. р. Более высокие темпы роста расходов в 2012 г. способствовали и высокой затратоемкости основных средств.

Фондоотдача основных средств увеличилась на 4.3%. Однако увеличение фондоотдачи до 4,3% позволило снизить фондоемкость в Кличевском райпо, до 20%.

 Такое изменение в развитии указанных показателей в отчетном году по сравнению с предшествующим годом повысило финансовое состояние Кличевского райпо. В 2012 г. сумма прибыли в отчетном году по отношению к предшествующему году увеличилась на 16,5% и составила 2516 млн. р., что более эффективно использовать основные средства.

Расчеты, проведенные по данным Кличевского райпо и отраженные в таблице 4,1 свидетельствуют о том, что в отчетном году организация повысила свои показатели эффективности, что позволило значительно улучшить свою деятельность,  и дало возможность снизить убыточность реализации.

На показатели экономической эффективности использования основных средств оказывают влияние многие факторы: объективные и субъективные; зависимые и независимые от деятельности работников торговли; внутренняя и внешняя среда и т. д. Но на каждый из показателей оказывают влияние свои специфические факторы.

 

Таблица 4.2 – Влияние фондовооруженности и производительности труда на фондоотдачу Кличевского райпо

Показатели

Годы

Влияние всего

В том числе

2011

2012

фондовооруженности

Производительности труда

Фондовооруженность, млн.р.

119,9

149,1

149,1

*

*

Производительность  труда, млн.р.

276,2

362,5

276,2

*

*

Фондоотдача, р.

2,3

2,4

1,9

-0,4

0,5


Примечание – Источник: составлено автором по данным прил.

Фондоотдача определяется по следующей формуле:

ФО = Пт / Фв, (1.)

где ФО - фондоотдача, р.;

Пт - производительность труда работников;

Фв - фондовооруженность.

Рост производительности груда работников при неизменной фондовооруженности способствует повышению фондоотдачи и наоборот, рост фондовооруженности обратно пропорционально оказывает влияние на фондоотдачу.

Рост фондовооруженности, не ведущий к повышению производительности труда, отрицательно сказывается на фондоотдаче. Согласно данным таблицы 4.2 фондоотдача за счет указанного фактора снизилась на 0,4р. (1,9 - 2,3 = 0,4). В то же время рост производительности труда на 86,3 млн. р. в отчетном году по сравнению с предшествующим годом увеличил фондоотдачу по организации на 0,1р. (2,4 – 2.3 = 0,1).

Эффективность использования основных средств характеризуется и таким показателем, как фондоемкость. Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи и характеризует размер основных средств, приходящихся на 1 р. товарооборота, поэтому на нее оказывают влияние те же факторы, что и на фондоотдачу, только в обратной зависимости. На фондоемкость оказывает влияние изменение суммы основных средств и розничного товарооборота. Рост основных средств способствует повышению фондоемкости, а рост розничного товарооборота - ее снижению.

Таблица 4.3 – Показатели эффективности использования розничной торговой сети Кличевского райпо за 2011-2012гг.

Показатели

Годы

Темп изменения, %

Отклонение, (+,-)

2011

2012

2012 к 2011

2012 от 2011

Розничный товарооборот, млн. р.

111328,0

145000,0

130,2

33672

Среднегодовая торговая площадь, м2.

6077

6223

102,4

146

Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади(п.1/ п.2)

18,3

23,3

127,3

5


 

Данные таблицы 4.3.свидетельствуют о том, что темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах (130,2%) выше темпа развития розничной торговой сети (102,4%).

Из-за расширения торговой площади организации на 146м2 розничный товарооборот увеличился на 33672 млн. р. или на 30,2%.

Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади так же увеличился на 5 млн. р. или на 27,3%.

Анализ состояния розничной торговой сети - исходный важнейший этап планирования. Основная цель такого анализа - выявление уровня развития торговой сети и изыскание резервов для эффективного использования ее в будущем. В процессе анализа состояния розничной торговой сети определяются и анализируются следующие показателями:

1. Коэффициент плотности  торговой сети характеризует  отношение количества торговых предприятий к численности населения или размеру обслуживаемой территории. Коэффициент плотности, как видим, не учитывает размеров торговых предприятий, поэтому не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или района торговой сетью. Он может примениться только при ориентировочных расчетах.

Исходя из данных приложения   

Коэффициент плотности торговой сети Кличевского райпо = 58/2200*1000=26, что свидетельствует о том, что на 1000 жителей приходится в среднем 26 магазинов

2. Показатель обеспеченности  населения розничной торговой  сетью выражается в показателе  торговой площади приходящейся  на 1000 жителей. Может применяться и обратный показатель, характеризующий среднюю численность населения, приходящуюся на 1 м2 торговой площади. Чем меньше этот показатель, тем выше обеспеченность торговой сетью.

Данный показатель по Кличевскому райпо составляет 374,9 кв.м. в расчете на 1000 жителей. Приложение

3. Уровень специализации розничной торговой сети, как правило определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам. На его влияет ряд факторов:

Характер покупательского спроса;

Степень сложности ассортимента;

Размеры торговых предприятий;

Местные условия развития товарооборота;

Размеры помещения магазина;

Численность городов и т.д.

Торговая отрасль райпо представлена 58 магазинами из общего количества магазинов в настоящий момент 30 магазинов осуществляют торговлю продовольственными товарами, 10 магазинов – непродовольственными товарами, 18 магазинов «Товары повседневного спроса», 37 магазинов или 63,8 % общего количества расположены в сельской местности.

4. Средний радиус действия  магазинов. Этот показатель имеет  важнейшее значение при размещении магазинов по территории застройки. Например, при размещении продовольственной торговой сети он должен быть не более 400-500 м.

Таким образом, прирост розничного товарооборота достигнут за счет интенсивных факторов использования материально-технической базы Кличевского райпо. За 2012г. Кличевским районным потребительским обществом обеспечено выполнение всех доведенных показателей.

В частности розничный товарооборот в 2012г. по сравнению с 2011г. возрос на 30,2% процентов в сопоставимых ценах, что выше прогноза на 9,5 процентов; это в сумме составило 145000,0 млн.руб.

За 2012г. по системе райпо получена прибыль в размере 2673 млн.руб.

Обеспечили рентабельную работу все отрасли.

В 2012г. собственные оборотные средства возросли на 1028  млн.руб. и по состоянию на 01.01.2013г. их наличие составило 1385 млн.руб.

И всю эту работу в Кличевском райпо осуществляют 400 человек, в том числе в торговле – 245,35 человека, общественном питании – 21,5 человек, заготовках – 15, промышленности – 50 человек, транспорте – 34, текущий ремонт – 11, прочие – 3.

Средняя заработная плата за 2012 возросла на 200,7 процента, что по сумме составило 2514,2 тыс.руб.  Производительность труда 1 торгового работника в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 31,2% или с 276,2 до 362,5 млн. р. В 2012 г. данный показатель увеличился на 31,2% и составил 362,5 млн. р. на 1 торгового работника в год. Среднегодовая стоимость основных средств в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 23,4% или с 48352,0 до 59658,0 млн. р. Фондоотдача в 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизилась на 4,3% . Фондоемкость розничного товарооборота в 2012г. по сравнению с 2011 г. Снизилась  на 20% .

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В состав розничной торговой сети включаются магазины, палатки, ларьки и киоски, магазины на дому, автомагазины. В потребительской кооперации из общего количества выделяются магазины - заготовительные пункты, которые наряду с продажей товаров осуществляют закупку сельскохозяйственной продукции и сырья у населения.

В Беларуси востребованы различные форматы торговли, которые активно развиваются в условиях кризиса:

- формат «Магазин у  дома». Учитывая большое количество  проектов в сфере жилищного  строительства, они будут иметь  стабильный покупательский поток;

- дискаунтеры;

- cash & carry. Формат cash & carry предполагает продажу не только продуктовой группы, но и ряд групп, связанных с одеждой, бытовой техникой и другими позициями. Бич розничной торговли - недостаток приспособленных площадей.

Для повышения эффективности использования розничной торговой сети является разработка и использование программ лояльности покупателей, политики скидок, программ стимулирования покупателей - программ с аукционами, скидками, бонусами, дисконтными картами.

Информация о работе Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической базы розничной торговли