Принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы для написания курсовой работы обусловдена тем, что принципы менеджмента определяют основные требования к системе, организации и структуре процесса управления. Другими словами, управление организацией должно осуществляется с использованием основных положений и правил, которыми должны руководствуются менеджеры на всех уровнях. Это «линия» поведения менеджера.
Первые упоминание о принципах управления датируются 1912 годом, и автором их считают американца Г. Эмерсона. Но все же основоположником является А. Файоль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие принципов управления 5
1.2 История развитие принципов управления 8
1.3 Общие принципы организации 16
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ В
ООО «ПК БСЗ» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Реализация принципов управления на предприятии 25
2.3 Совершенствование принципов управления предприятием 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

принципы организации.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

     Условно открытые ими принципы можно разделить на три группы (таблица 2). 

     Таблица 2 – Принципы менеджмента и их разработчики

   
Принципы, описывающие функции управления Анри Файоль
Общие принципы построения организационной  структуры Джеймс Муни и Алан Рейли
Свод  синтетических правил, объединяющих менеджмент, организацию и государственное  управление Лютер Гьюлик и  Линдэлл Урвик

 

     Рассмотрим  принципы, представленные в табл. 1 более  подробно.

     Анри  Файоль (1841-1925), вероятно, имеет больше всего прав на то, чтобы называться отцом-основателем современного управления. Он начинал свою карьеру в качестве горного инженера в одной из французских промышленных компаний. Будучи одним из ее директоров, он за несколько лет превратил фирму из почти банкрота в высокоприбыльное предприятие. В 1916 г., в возрасте 75 лет, Файоль написал книгу «Administration Industrielle et Generale» («Общее и промышленное управление»), обобщившую его полувековой опыт.

     Файоль  рассматривает управление как процесс, имеющий место во всех без исключения организациях - военных, государственных, промышленных, коммерческих и религиозных, - вне зависимости от их характера и размера. Он выделяет 6 основных сторон деятельности, 5 функций и 14 принципов, которые должны воплощаться в работе управленцев высшего звена.

     Файоль  отводит основную роль функциям планирования и организации, в то время как  все остальные служат их дополнением и развитием. 14 принципов были предназначены для того, чтобы объяснить менеджерам, как именно им следует исполнять эти функции:

     Сведем  данные принципы в табл. 3. 

     Таблица 3 – Принципы менеджмента, разработанные  Файолем

Принцип Содержание  принципа
Разделение  труда Количество  обязанностей и задач каждого  отдельного исполнителя должно сводиться  к минимуму за счет как можно более  узкой специализации. Файоль полагал, что разделение труда всегда повышает его производительность и сокращает  затраты
Полномочия Власть и  право принимать решения, давать распоряжения и требовать их исполнения от других людей составляют ключевой элемент любой организации. Полномочия могут быть получены либо за счет занятия  формальной позиции, либо за счет неформального  статуса
Дисциплина Контроль необходим  для обеспечения порядка и  эффективности. Лучший способ поддержания  дисциплины - подбор хороших руководителей, ясные и недвусмысленные формулировки прав и взаимных обязательств руководителей  и подчиненных и вынесение  любых наказаний исключительно на основании установленных правил
Единоначалие Каждый служащий должен получать распоряжения от одного и только одного руководителя. Этот принцип определяет направления  коммуникации внутри организации
Единство  направления Вся деятельность учреждения в одном из направлений находится под руководством одного человека и определяется одним планом
Единство  направления Вся деятельность учреждения в одном из направлений  находится под руководством одного человека и определяется одним планом
Субординация Личные интересы подчинены общим. Интересы организации  превыше всего
Вознаграждение Заработная  плата должна соответствовать заслугам. Файоль осознавал, что реальный размер вознаграждения определяется многими  факторами, часто не зависящими ни от достоинств вознаграждаемого, ни от желаний вознаграждающего, но считал, что управленцы должны стремиться к наибольшему соответствию между ними
Централизация/децентрализация Понятие централизации  указывает на состояние, когда все  решения принимаются на высших уровнях организации, а роль низших сводится к их исполнению. Децентрализация описывает положение дел, когда право принимать ответственные решения делегируется на нижние уровни. В больших организациях децентрализация является жизненно необходимой
Вертикаль власти Отношения подчинения, связывающие руководителя всей организации  через цепочку руководителей  низших уровней с каждым из служащих. Однако существование слишком жесткой  иерархии снижает гибкость организации  и ее способность реагировать  на изменение обстоятельств, поэтому учреждения, действующие в нестабильной среде, как правило, допускают нарушения вертикали власти и участие подчиненных в принятии решений наравне с руководителями
Продолжение таблицы 3
Порядок Последовательность  или устройство вещей, событий и действующих лиц, которое обеспечивает свое место для каждого. Этот принцип требует, чтобы в каждой организации существовал план, отражающий ее порядок
Равенство Отношение руководителя к подчиненным должно быть тактичным, доброжелательным и справедливым. Никому не должно отдаваться предпочтение по личным мотивам
Стабильность Работа с  персоналом должна строиться на неизменных принципах, делающих действия руководителей  предсказуемыми для подчиненных. Это  обеспечивает уверенность в будущем и чувство безопасности
Инициатива Служащих следует  побуждать подавать новые идеи и  предложения, которые можно будет  использовать на благо организации
Корпоративный дух (espri do corps) Задача руководителей - культивировать ощущение гармонии и  единства в организации
   

 

     Работы  Файоля являлись ответом на растущую потребность в систематическом  осмыслении практики управления. В  этом смысле его 5 функций и 14 принципов  до сих пор не потеряли своей ценности для управленцев, несмотря на упреки в том, что они сформулированы слишком широко и расплывчато, чтобы быть практически применимыми.

     Принципы  Файоля были с энтузиазмом встречены  на европейском континенте, и некоторые  правительственные учреждения, например, французское Министерство почт, телеграфа  и телефонов, немедленно выразили свою приверженность им. Через некоторое время они нашли сторонников и в Соединенных Штатах, где были дополнены и переработаны новым поколением исследователей, в частности Муни и Рейли.

     Важная  попытка сформулировать принципы, по которым должна строиться эффективная организация, была предпринята в 1930-х гг. в США Джеймсом Муни (1884-1957) и Аланом Рейли (1869-1947), двумя руководителями компании «Дженерал Моторс». Впервые Муни и Рейли опубликовали свои заповеди в вышедшей в 1931 г. книге «Прогрессивная индустрия». Второе, более полное, издание появилось в 1939 г. под названием «Принципы организации», а третье - в 1947 г., уже после смерти Рейли.

     Муни  и Рейли утверждали, что существуют свойства организации, которые проявляются  во всех без исключения группах людей, и что результативное управление возможно только за счет знания этих свойств. Свою главную задачу они видели в том, чтобы сформулировать принципы построения эффективной структуры, дополнив, таким образом, работу Файоля. В окончательной редакции 1947 г. перечисляется 4 таких принципа, следование которым так или иначе прослеживается в структуре всех эффективных и стабильных организаций, от католической церкви до Военно-морского флота США (табл. 4). [8, с.30] 

     Таблица 4 – Принципы менеджмента, разработанные Муни и Рейли

Принцип Содержание  принципа
Принцип координации Требует единства действий, направленных на достижение общей цели. Координация достигается  не только за счет единоначалия, но и  за счет корпоративной солидарности служащих
Принцип иерархии («скалярный принцип») Указывает на то, что власть и полномочия должны возрастать пропорционально друг другу, и каждый служащий должен быть связан с главой всей организации четко определенной властной вертикалью, по которой к  нему поступают распоряжения
Принцип функциональности Указывает на важность специализации в выделении структурных  подразделений и формальных ролей. Эффективность организации в  целом зависит от правильности идентификации  исполняемых ею операций и координации  действий ответственных за них групп
Принцип линейного и штабного персонала Представители линейного персонала связаны  друг с другом отношениями «руководитель-подчиненный», в то время как штабные служащие выполняют обязанности консультантов  и советников. Линейный персонал - это те, чьи позиции входят в состав основных иерархических вертикалей, в отличие от связанных с ними менее жестко штабистов. Штабные службы существуют как вспомогательные по отношению к линейному персоналу

 

     Муни  и Рейли рассматривали управление как искусство вдохновлять и направлять других людей, в то время как под организацией они понимали координацию исполнения поставленных перед служащими задач. Таким образом, основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.

     Огромный  практический опыт Муни и Рейли заставлял  их верить в то, что выведенные ими  логическим путем законы организации  подобны физическим законам в  своей универсальности. Задача соединения их с теми, которые сформулировал  Файоль, выпала на долю двух других ученых - Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика.

     Лютер Гьюлик (1892-1993), известный как изобретатель акронима POSDCORB, был директором Института  государственного управления, профессором  Колумбийского университета и одним  из сотрудников администрации президента Рузвельта. Линдэлл Урвик (1891-1983), покинув Британскую армию в чине генерал-лейтенанта, возглавил Международный институт управления в Женеве. Гьюлик и Урвик оформили достижения своих предшественников в единую теоретическую схему. Их бесспорной заслугой было также применение сформулированных принципов к сфере государственного управления. [7, с.52]

     Так же как Файоль, Муни и Рейли (и  так же, как Тейлор), Гьюлик и Урвик  полагали, что существуют всеобщие законы управления, одинаково истинные для любой организации и любой ситуации. Они настаивали на том, что организация должна строиться из специализированных подразделений, ответственных за какую-то одну функцию, так, чтобы количество операций, выполняемых каждым служащим, сводилось к минимуму. Задача руководства сводится к координации действий этих структурных единиц.

     Описывая  те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам «планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование». POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой.

     Списки  принципов, сформулированных Файолем, Муни, Рейли, Гьюликом, многократно подвергались критике как со стороны управленцев, пытавшихся применить их на практике, так и ученых-теоретиков. Их основные замечания можно суммировать следующим образом (рис. 2). [7, с.54]

     Действительно, некоторые из принципов имеют  крайне расплывчатую формулировку. Так, когда Гьюлик пишет о том, что подразделения должны выделяться или по признаку общности цели, или по однородности функций, или по объекту или месту приложения усилий, он не оговаривает, какое из этих четырех «или» надо предпочесть в каждом конкретном случае. Более того, не всегда ясно даже, что подразумевается под самим понятием «принципов менеджмента». 

       

       

     

     

       

     Рисунок 2 – Замечания к принципам Файля, Муни, Рейли, Гьюлика и

                          Урвика 

     Легко убедиться, что список из 14 заповедей Файоля включает как отдельные понятия, так и каузальные закономерности, а также практические рекомендации. Многие оспаривают также уверенность, которую разделяли все пять перечисленных исследователей, что «управление как точная наука» вообще возможно.

     Несмотря  на то что многие из критических  замечаний, по всей видимости, справедливы, принципы менеджмента продолжают преподаваться  как фундаментальные основы искусства  управления. Даже если они и являются всего лишь соображениями здравого смысла, а не наукой, необходимо признать, что мы не располагаем сегодня ничем лучшим. Верно, что большинство из них не подвергалось систематической эмпирической проверке, и в этом смысле они должны восприниматься как гипотезы, а не как окончательные выводы. Но, с другой стороны, именно как важные гипотезы они обозначают направления будущих исследований в управленческой науке. 
 

     1.3 Общие принципы организации 

     Можно выделить следующие основные принципы менеджмента (табл. 5).

     Главным в менеджменте считается принцип научности в сочетании с элементами искусства. Менеджмент использует сведения многих наук, что вызвано сложностью и разнообразием решения проблем современной хозяйственной практики. Вместе с тем ситуации во внешнем окружении и внутренней среде организации меняются и могут меняться так стремительно, что на поиск научно обоснованного решения проблемы нет времени. Тогда успех зависит от искусства, мастерства руководителя. Мастерство определяется умом, знаниями, опытом и талантом.

     Принцип целенаправленности означает, что менеджмент как процесс должен быть ориентирован на решение конкретных проблем организации.

     Суть  принципов функциональной специализации и универсальности заключается в том, что к любому объекту менеджмента требуется индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям функционирования объекта управления. В то же время действия менеджмента направлены на руководство людьми. Поэтому в менеджменте должно быть универсальное, нечто общее для руководства людьми. 
 

     Таблица 5 – Общие принципы менеджмента

Название  принципа Общая характеристика
принцип научности важно понимать причины несовпадения целей и  результатов, видеть противоречия между  теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в  них
принцип системности и комплексности важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных  и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как  в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации  кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны
принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений за реализацию коллегиально принятого решения  персональную ответственность несет  руководитель организации
принцип демократического централизм означает необходимость  разумного, рационального сочетания  централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы
принцип баланса власти основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя
принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных  интересов экология, занятость  населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов
принцип оптимального сочетания положительной  синергичности в деятельности организации через общую  заинтересованность в результатах  труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами

 

     Менеджмент  основывается на принципе последовательности. Действия руководителя должны следовать одни за другими и быть логически обоснованными. Например, для менеджмента неприемлемо сначала принимать решение, а затем оценить и осмыслить ситуацию. Последовательность в менеджменте может иметь циклический характер, когда действия в определенной последовательности повторяются через определенное время. [11, с.103]

Информация о работе Принципы организации