Портрет современного руководителя организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы выявить портрет современного руководителя организации.
Задачами являются:
1) изучить теоретический материал по данной теме;
2) проанализировать деятельность конкретного современного руководителя и его организации;
3) сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Сущность и значение лидерства в современной организации……….4
1. Портрет современного руководителя………....…………………….…….4
1.2 Инновационная деятельность современного лидера-руководителя..….8
Система качеств современного руководителя……………………………...….13
Глава 2 Современный руководитель: факторы успеха на примере ресторатора Аркадия Новикова……………………………………………………………….21
2.1 Характеристика организации «Группа Компаний А. Новикова»………...21
2.2 Анализ внутренней среды Группы Компаний А. Новикова……………...23
2.3 Проблема управленческого контроля и руководства крупной организацией……………………………………………………………………..27
2.4 Разработка мероприятий по решению проблемы контроля и руководства крупной организацией………………………………...…………………………29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………………….………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.docx

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Правда, видение не является до конца завершенным и полным. Оно возникает и развивается  по ходу реализации стратегии и фактически есть результат продвижения к  намеченной цели. Вот почему видение  является инструментом для продвижения  лидера вперед, для реализации самого себя.

С другой стороны, лидер становится служителем собственной стратегической цели или видения будущего состояния  организации.

В тоже время задача лидера заключается в том, чтобы воспитать  в людях представление о реальности как о ресурсах для творчества, а не как об источнике ограничений, источнике угроз и кризисов.

Решающим оказывается  выбор того, на чем лидеру сфокусировать  свое внимание и организации в  целом: на экономии имеющихся ресурсов или на поиске возможностей, предоставляемых  внешней средой. К сожалению, современные  организации, как правило, настроены на реактивное, а не на проективное поведение, позволяющее формировать внешнюю среду самим, не дожидаясь случайных изменений в ней.

Системное мышление представляет собой концептуальную рамку, совокупность развитых за последние десятилетия  знаний и опыта, которые позволяют  облегчать восприятие целостности  явлений, что обеспечивает осуществление  стратегических изменений.

Взаимодействие с внешней  средой, определяет и сам системный подход к развитию организаций и помогает работникам видеть картину организации в целом: как взаимосвязана деятельность подразделений; какие ресурсы организация получает из внешней среды; из каких частей состоит стратегия развития и как должны быть сбалансированы показатели деятельности организации, чтобы по их значениям можно было бы отслеживать степень успешности реализации стратегии.

Словом, руководитель организации  должен делать нечто большее, чем  просто формулировать стратегии, нацеленные на реализацию новейших тенденций. Он должен еще научить работников организации  пониманию системных сил, формирующих  изменения.

Находясь в роли учителя, лидер не столько учит людей тому, как достигать собственных целей  и стремлений, сколько мотивирует их к обучению и самоорганизации.

Лидер в этом отношении  дает то, что философы называют «телеологическим объяснением», то есть понимание того, чем организация и работники  пытаются стать. Когда же на всех иерархических  уровнях организации работников воодушевляет одинаковое понимание  цели, у них появляется ощущение общего предназначения и возникает  чувство единства и оправданности  жизни, которого никаким иным способом не достичь.

В процессе реализации мечты, желаемого будущего (видения) происходит не только совершенствование умений работников, но и возникает творческое напряжение, основанное на соотнесении  мечты и реальности. Определение  аспектов реальной действительности, воздействие на которые дает реальные результаты, обеспечивает сплочение  работников организации.

Говоря о внешних признаках  и действительных качествах современных  лидеров организаций, Питер Сенге высказывает интересное наблюдение: «Большинство выдающихся лидеров, с которыми мне случилось работать, не были ни высокими, ни стройными, ни особенно привлекательными. Зачастую они довольно посредственные ораторы, не выделяются в толпе, а их красноречие не способно воспламенить слушателей. Их, как правило, отличает ясность и убедительность идей, глубина убежденности и постоянная готовность учиться. У них нет «готового ответа на все», но они умеют внушить окружающим уверенность, что вместе «мы можем научиться всему, что нам нужно для достижения желаемого».

Другими словами, способность  быть лидерами является побочным результатом  всей жизни конкретных людей, в течение  которой формируются умения формулировать  и убеждать, слушать и оценивать  идеи других людей, и на этой основе формировать команды управления.

Эволюция человека как  биологического вида свидетельствует  о том, что знания, накопленные  за прошедшие столетия, используются многими людьми в их практике, что  создает условия для обобщения  нового опыта в виде новых знаний. Процесс этот в век информационных технологий ускорился. Результатом  эволюции индустриального общества можно считать и возникновение  обучающихся организаций.

Но создание организаций, состоящих из самоорганизуемых рабочих групп или автономных команд, основано на делегировании полномочий. Видимо по этому, как свидетельствуют результаты исследований, из 15 наиболее часто упоминаемых достоинств руководителя четыре качества ориентированы на делегирование полномочий: умение создавать команду единомышленников, личное обаяние, умение налаживать отношения между людьми, стремление к коллективному решению проблем. А 10 из 15 наиболее часто упоминаемых недостатков, так же относятся к качествам, необходимым для принятия решений о делегировании полномочий сотрудникам: предъявление слишком высоких требований к подчиненным, отсутствие склонности к коллективным решениям, отсутствие привычки делиться информацией с подчиненными, общее неприятие людей и т.д.

Стратегическое управление не может быть порождено одной  только реальностью, только на основе анализа невозможно сформировать образ  будущего организации. Здесь уместно  воспользоваться основными положениями школы дизайна как одной из школ стратегического управления.

Как утверждают специалисты, путь к успеху не в том, чтобы «заполучить» правильную стратегию, а в том, чтобы  выработать стратегическое мышление работников, принимающих важные решения. То есть, опираясь на логику когнитивной психологии, важно проникнуть в сознание стратега (здесь следует сделать упор на когнитивную школу стратегического  управления).

Третья задача – поддерживать процесс обучения малых групп (то есть развиваться стратегически  через посредство обучения работников организации), поскольку конкуренция  среди организаций представляет собой конкуренцию управленческих команд организаций-конкурентов.

Если формируется группа из людей, имеющих сходные ценностные ориентации, то тем самым выстраивается  первый шаг к созданию команды  единомышленников. Отсутствие общих  ценностей – первый шаг к развалу  команды.

1.3   Система качеств современного руководителя

Прежде всего, необходимо личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а  соответственно, и готовность брать  на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, дар Божий. Но талант без труда ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели[12].

Наконец, претендент на лидерство  на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и созреть  как крупный руководитель. Продолжительность  такого созревания западные специалисты определяют в 5-7 лет, то есть стремительный взлет карьеры должен начаться в 27-28 лет.

Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые дебри, принятие решений и улаживание конфликтов.

Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют создать  благоприятное впечатление о  себе, как говориться, «пустить пыль в глаза», быстро лавируют с изменением конъюнктуры, преследуют преимущественно свои интересы. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

«Открытые» лидеры не столь  заметны, но они последовательны; берутся  за любые самые трудные дела, стремятся  добросовестно во все вникнуть, чем  за­воевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе.

Авторитет завоевывается  долго, а теряется быстро. И главные  причины этого - бездеятельность  и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют - от них никто не застрахован, а исправить их при желании не­трудно.

 

Обычно авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть  на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того чтобы такого безошибочно подобрать (лидеры появляются сами!), нужно знать качества, которые ему в обяза­тельном порядке должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные и организаторские, деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и  порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех. Он должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного приме­ра, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно  тяжела, и поэтому одним из его  важней­ших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, ус­пешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки. Силы и энергию необходимо, поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным перегрузкам, разрушающим нервную систему, ибо когда потребуется рывок, измученный руководитель на него уже не будет способен.

 

Однако одного физического  здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно загодя формировать  у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, радость бытия, помогающую продвигаться вперед, к освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых  любому менеджеру - профессиональные. Это компетентность, то есть система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это общая культура - техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогичес­кая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание внутреннего состояния и внешних условий деятельности фирмы, понимание ее целей и своего подразделения, в частности, умение ви­деть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть воспри­имчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высокообразованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, воспринимать новые идеи и новаторские решения. Творчески подходящий к делу руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо  без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим, независимо оттого, кто  они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратной связи, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих интерес для фирмы.

Но наиболее важно для  менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые  знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Информация о работе Портрет современного руководителя организации