Организация программ адаптации новых сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:41, аттестационная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования системы адаптации сотрудников в организации.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации сотрудников в организации;
- изучение особенностей управления адаптацией сотрудников;
- изучение опыта зарубежных и российских компаний по адаптации сотрудников;
- изучить систему управления сотрудников в МОУ Советской ООШ;
- проанализировать систему адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы управления адаптацией сотрудников 7
1.1 Сущность адаптации 7
1.2 Система управления адаптацией сотрудников 17
1.3 Опыт зарубежных и российских компаний по адаптации сотрудников 19
2. Управление программой адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ 24
2.1 Общая характеристика МОУ Советской ООШ Калачеевского района Воронежской области 24
2.1.1. История МОУ Советской ООШ 24
2.1.2. Общие положения МОУ Советской ООШ 25
2.2 Управление программой адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ 26
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию программы адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ 34
3.1 Рекомендации по совершенствованию программы адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ 34
3.2 Рекомендательные приёмы для наставников по адаптации новых сотрудников в школе 36
Заключение 38
Список литературы 42
Приложение А Программа адаптации сотрудников МОУ Советской ООШ 44
Приложение Б Рейтинговый лист оценки деятельности учителя МОУ Советской ООШ 54
Приложение В Карточка оценки педагога 57

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная аттестационная работа.doc

— 506.00 Кб (Скачать файл)


ВЫПУСКНАЯ аттестационная РАБОТА

 

 

Организация программ адаптации новых сотрудников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

4

1. Теоретические основы управления адаптацией сотрудников

7

1.1 Сущность адаптации

7

1.2 Система управления адаптацией сотрудников

17

1.3 Опыт зарубежных и российских компаний по адаптации сотрудников

19

2. Управление программой адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ

24

2.1 Общая характеристика МОУ Советской ООШ Калачеевского района Воронежской области

24

2.1.1. История МОУ Советской ООШ

24

2.1.2. Общие положения  МОУ Советской ООШ

25

2.2 Управление программой адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ

26

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию программы адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ

34

3.1 Рекомендации по совершенствованию программы адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ

34

3.2 Рекомендательные приёмы для наставников по адаптации новых сотрудников в школе

36

Заключение

38

Список литературы

42

Приложение А Программа адаптации сотрудников МОУ Советской ООШ

44

Приложение Б Рейтинговый лист оценки деятельности учителя МОУ Советской ООШ

54

Приложение В Карточка оценки педагога

57


 

 

 

Введение

 

Адаптация сотрудников в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему организацией. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

К сожалению, важность мероприятий  по адаптации работников в нашей  стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого  периода. До сих пор многие государственные организации не имеют даже базовых программ адаптации. Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.

Внедрение системы управления адаптацией в организации представляет собой достаточно сложную задачу, но от ее нее зависит решение таких важных задач для организации, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров; возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя; вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды; снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.

Система адаптации призвана решать вышеперечисленные проблемы.

В связи с этим является актуальным определение сущности адаптации, описание ее как системы, определение направлений, этапов, изучение показателей оценки состояния работы по адаптации, разработка программ адаптации.

Проблема адаптации сотрудников в организации и ее влияние на эффективность работы сотрудников в различных аспектах рассматривалась в научных публикациях Архипова Н.И., Базарова Т.Ю., Веснин В.Р., Волина В.А., Дятлова В.А., Еремина Б.Л., Игнатьева А.В., Кибанова А.Я., Коханова Е. Ф., Кузнецова Ю.В., Максимцова М.М., Маслова Е.В., Мескона М.Х., Одегова Ю.Г., Плешина И.Ю., Подлесных В.И., Самыгина С.И., Сульдина Г.А., Столяренко Л.Д., Травина В.В., Хедоури Ф., и других авторов.

Цель исследования заключается  в разработке путей совершенствования системы адаптации сотрудников в организации.

В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • определить сущность и цели адаптации;
  • определить составляющие системы управления адаптации сотрудников в организации;
  • изучение особенностей управления адаптацией сотрудников;
  • изучение опыта зарубежных и российских компаний по адаптации сотрудников;
  • изучить систему управления сотрудников в МОУ Советской ООШ;
  • проанализировать систему адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ.

Предметом выпускной аттестационной работы является система адаптации сотрудников.

Объектом выпускной аттестационной работы является система адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ.

 

 

1. Теоретические основы  управления адаптацией сотрудников

 

1.1Сущность адаптации

 

Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является лишь началом.

Одной из проблем работы с персоналом в организации при  привлечении кадров является управление трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работников в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.

Термин "адаптация" применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

Адаптация социальная – (от лат. adapto – приспособляю и socialis – среды) – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в  работах Г. Айзенка и его последователей. Адаптацию они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Таким образом, адаптация  – это взаимное приспособление работника  и организации, основывающееся на постепенной  врабатываемости сотрудника в новых  профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

Важнейшими компонентами адаптации работника являются согласования самооценок и притязаний работника  с его возможностями, с одной стороны, с др. – реальностью производственной среды, в которой он адаптируется. Здесь возможны противоречия, от глубины и разрешимости которых зависит успешность адаптации.

Адаптация работника  в организации представляет собой  многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника. Это процесс, который требует как от работника, так и от коллектива взаимной активности и заинтересованности друг в друге.

Вновь поступивший на работу сотрудник  включается в систему внутриорганизационных  отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.

Среди основных целей  адаптации новых работников обычно выделяют следующие:

  • возможно боле быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя.
  • уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работает организация. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.
  • вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.
  • снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным.
  • сокращение текучести кадров среди новых работников. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением.
  • экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.
  • развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей.
  • снижение издержек по поиску нового персонала.
  • формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства).

Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы  и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

Успешность адаптации  зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:

  • качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
  • объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
  • отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
  • престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
  • особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
  • наличие отработанной системы внедрения новшеств;
  • гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
  • особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
  • личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

Изучив литературу по поставленной проблеме, классификацию адаптации можно произвести по следующим критериям:

  1. По отношениям субъект-объект:
  • активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
  • пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
  1. По воздействию на работника:
  • прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
  • регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
  1. По уровню:
  • первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня);
  • вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя).

Информация о работе Организация программ адаптации новых сотрудников