Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Пейзажная живопись – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады, и таким образом может сравнивать реальные события с картинами.
Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.58 Кб (Скачать файл)

Название произведений

Айвазовский И.

«Море»; «Черное море»

Бакшеев В.

«Голубая весна»

Бродская И.

«Опавшие листья»; «Лес зимой в снегу»; «Осенний туман»; «Апрель»

Бяльницкий-Бируля В.

«Осенний ветер»; «Весенний день»

Васильев Ф.

«Мокрый луг»; «Болото»; «Перед дождем»; «Деревенский пейзаж»;

Васнецов В.

«Затишье»

Герасимов А.

«После дождя» («Мокрая  терраса»)

Горлов И.

«Парк культуры»; «Осень»

Грабарь И.

«Мартовский снег»; «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; «Осенний день»; «Дуб»; «Березы»; «Рябинка»; «Березовая аллея»

Грицай А

«Половодье»; «Подснежники»; «Первые дни мая»

Иванов А.

«Вода и камни»

Куинджи А.

«Лунная ночь на Днепре»; «Вечер на Украине»; «Днепр утром»; «После грозы»

Левитан И.

«Вечерний звон»; «Осень»; «Золотая осень»; «Слободка»; «Деревня зимой»; «Лунная ночь»; «Озеро»; «Осенний день. Сокольники»; «Околица»; «Река  Истра»

Мешков В.

«Сказ об Урале»

Нисский Г.

«Над снегами»; «Околица»; «Радуга»; «Ночка»; «Подмосковье. Февраль.»

Остроухов И.

«Золотая осень»

Поленов В.

«Заросший пруд»

Рерих Н.

«Закат; Шатровая гора»; «Тибет»; «Карелия»; «Урочище»; «Ростов  Великий»; «Полуночная»; «Граница Тибета. Наньшань.»

Рылов А.

«Зеленое кружево»; «В голубом просторе»; «Зеленый шум»

Саврасов А.

«Рожь»; «Радуга»; «Закат над болотом»; «Ночка»; «Вечер»; «Перелет птиц»; «Зимний пейзаж. Иней»; «К концу  лета на Волге»

Сарьян М.

«Горы Армении»; «Апрельский  пейзаж»

Серов В.

«Заросший пруд»

Токарев А.

«Зимушка-зима»

Шишкин И.

«Корабельная роща»; «Дождь в дубовом лесу (Дубы. Вечер)»; «Утро в сосновом лесу»; «Сумерки; «Сосны, освещенные солнцем»; «Рожь»; «Лесные дали».

Щербаков Б.

«День догорает»; «Вихри грозовые»; «Свежий ветер»

Юон К.

«Мартовское солнце»; «Лыжники. Конец зимы.»; «Полдень»; «Майское утро».


 

 
  
Таким образом, подбор художественный произведений в жанре пейзажной  живописи по программе «Детство»  отличается разнообразием имен русских  художников, работавших в разные исторические периоды, имеющих разную творческую манеру. Содержание художественных произведений многогранно. Здесь представлены разные виды пейзажей, в них передаются разные настроения, применяется индивидуальная цветовая гамма, художники применяют разные изобразительные техники. Например, произведения Шишкина И. отличаются реалистичностью, правдоподобием, детальностью, умением показать красоту русской природы. А пейзажи Рериха Н. декоративны, абстрактны, в них художник передает красоту незнакомых земель, но делает это притягательно. 
Практика показывает; от подбора произведений зависит успех художественного воспитания детей. Введения их в мир большого искусства. 
То, о чем расскажет  художник на полотне и с чем  впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед ним, чему удивится и чем станет восхищаться  он - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий эстетического воспитания дошкольников. 
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми, учитывают принцип актуальности выраженного в живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а так же произведения, посвященные знаменитым событиям и сезонным изменениям в природе. 
Для более глубокого  понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств  выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художников средств выразительности и манеры использования. Картины разных художников отличаются манерой исполнения, ритмичностью линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией образов, объемным или плоскостным изображением. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринимаемым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми. 
Детям старшего дошкольного  возраста доступны темы, отраженные в  пейзажной живописи: действенная  любовь и бережное отношение человеком  к земле, природе. Есть еще один принцип, который учитывается при отборе художественных произведений - индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений. 
Дошкольников знакомят с пейзажами разных художников на одну и ту же тему. Воспринимая эти  картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления различными художниками, выделять их отношение к изображаемому. 
Одной из основных задач  образования является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств. О путях расширения собственного эмоционального опыта детей говорится в Концепции дошкольного воспитания: «Общаясь со взрослыми, ребенок открывает для тебя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков ... Впервые начинает переживать радость познания…, тревогу за другого, гордость за свой успех, осваивает язык эмоций». Одним из средств достижения этой цели является педагогическая работа по ознакомлению с художественными произведениями, в том числе и пейзажной живописью. 
В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста. 
1. Доступность содержания  пейзажной живописи для детского  восприятия. Тематика картин обязательно  должна быть  созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту. 
2. Содержание картины  должно носить воспитывающий  гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. 
3. Яркая выраженность  эмоционального состояния. Чем  эмоциональнее, ярче, убедительнее  произведение, тем сильнее оно  действует на чувства и сознание  зрителей, глубже раскрывает само  содержание изображения. 
4. Разнообразие используемых художником  средств выразительности (цвет, композиция, ритм). 
Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусства, которые можно использовать в  работе с дошкольниками. Педагог, приобщая ребят к пейзажной живописи, учитывает  возрастные, психологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования ДОУ, его месторасположение (город, село), где растет и развивается ребенок. 
Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.  
 

Задачи ознакомления дошкольников с произведениями живописи

 

 

  
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей. 
Живопись как жанр изобразительные искусства обращается к действительности как к источнику  формирования внутреннего духовного мира человека. Об этом свидетельствуют исследования следующих педагогов и искусствоведов: В. А. Разумного, М. Ф. Овсянникова, И. Б. Астахова, Н. А. Дмитриева, М. А. Когана. 
В процессе формирования у детей эстетического отношения  к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Это доказывается в исследованиях М. Ф. Овсянникова, И. Б. Астахова, Н. А. Дмитриева. 
По мнению Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности. 
Деятельность детей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность. 
Задачи ознакомления детей с живописью: 
1. Развивать у детей  устойчивый интерес к живописи. Подвести к пониманию того, что  искусство отражает окружающий  мир и художник изображает  то, что вызвало его интерес,  удивление. 
2. Знакомить с тем,  о чем и как говорит искусство. Учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства. 
3. Продолжать работу  по формированию навыков последовательного  целостного художественного восприятия  подлинно художественных произведений  искусства. 
4. Формировать навыки  и умения общаться по поводу искусства с товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного. 
5. Воспитывать умение  любоваться произведениями, понимать  настроение героя. 
В последние годы уделяется  все больше внимания вопросам эффективного использования живописи в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами живописи. В работах А. Н. Бурова, П. Н. Якобсона, Б. П. Юсова, Р. М. Чумичевой, Т. И. Хризман и др. доказывается выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста: 
- Доступность содержания  живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно  должна быть созвучна интересу  детей, соответствовать их возрасту  и опыту. 
- Содержание картины  должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. 
- Яркая выраженность  эмоционального состояния. Чем  эмоциональнее, ярче, убедительнее  произведение, тем сильнее оно  действует на чувства и сознание  зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения. 
- Разнообразие используемых  художником средств выразительности:  цвет, композиция, ритм. 
По мнению Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности. 
Н. М. Зубарева доказывает доступность восприятия детьми живописи, и в практической педагогической работе использует различные методы и приемы художественного восприятия картин живописи. Педагог использует беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности художественные образы. Педагог комплексно использует различные дополнительные средства воздействия на эстетическое восприятие детей. Кроме художественных произведений Н.М. Зубарева рекомендует использовать музыкальное сопровождение восприятия картин, поэзию, прозу. 
В исследованиях Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой показано, что восприятие живописи формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем. 
Знакомя детей с живописью, педагог раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использован, чтобы раскрыть содержание задуманного. При качественном преподнесении картины у ребенка формируется и развивается интерес к другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений. 
Более полное познание детьми произведения живописи позволяет воспитателю  не только развивать интерес к  живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание. 
Живопись учит видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях  изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивают их эстетические чувства, которые проявляются у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством - в собственной художественной деятельности. 
Таким образом, можно  сделать вывод о том, что общение  с живописью формирует у ребенка  не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, политическим событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни. 
  
 
 

Методика ознакомления детей с живописью

 

 

  
Методика ознакомления детей с живописью включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины. 
Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное.  Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь. 
Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения. 
а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?» 
б) для активизации  слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?». 
в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние  людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок. 
г) для более адекватного  понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине  людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей. 
д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о  чём ты задумался», «Расскажи без  слов, о чём бы ты написал картину». 
е) для развития выразительности  речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?». 
ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным  словарём. Это требует от воспитателя  искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства. 
Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания. 
Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным  словарём, интонационно произносить  фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине. 
Основным приёмом в  развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных  ситуациях. Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы. 
  
 


Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью