Мотивация в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Понятие мотивации, основные потребности человека и принципы
лежащие в основе трудовой мотивации……………………………………...3
Этапы развития систем мотивации…………………………………………..10
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России
от предприятий других стран………………………………………………....12
Макроэкономические проблемы……………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

организ.поведение (мотивация в управлении).docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

     Седьмая отличительная особенность мотивационных систем состояла в том, что ни одна из мотивационных моделей предприятий капиталистических стран не предусматривала и не предусматривает сегодня блока моральных стимулов, так как в них в основном находят отражение стимулы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры.

   Восьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. И думается, соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. В противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран3.

    Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации зависит, прежде всего, от желания или нежелания конкретного предприятия России, а также от специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов, где будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуют о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить противоречия в стимулировании труда наемных работников, в том числе инженерно-управленческих. Такое положение не позволяет добиться полного развития личности и ее самореализации.

 

 

  1.  Макроэкономические проблемы

Мотивации в  экономической среде есть совокупность объективно обусловленных индивидуально-психологических  реакций хозяйственных субъектов  на импульсы, задаваемые экономической  деятельностью.

Теоретически  обычно исходят из того, что в  своей основе мотивации в социальном рыночном хозяйстве рациональны  и складываются под воздействием, с одной стороны, экономической  ситуации, с другой - принципа вознаграждения в соответствии с вкладом работника, а также под влиянием стремления хозяйственных субъектов к обеспечению  собственной выгоды. Исследование массового  понимания собственной выгоды различными типами хозяйствующих субъектов  нашло свое отражение в формировании экономической политики высокоразвитых стран, являющейся основным инструментом хозяйственного воздействия, а также  в выдвижении в центр системы  экономической политики методов  обеспечения хозяйственного порядка  с помощью государственного регулирования  узловых экономических процессов. Упрощенно понимаемые рыночные механизмы  в начальный период перехода от тотально управляемой экономики к современной  рыночной в нашей стране породили искаженное представление об экономической  роли государства в процессах  мотивации деятельности как экономических  структур, так и каждого отдельного человека. Рассмотрим эти вопросы  через призму устоявшихся в индустриально  развитых странах методов и средств, способных побудить хозяйствующих  субъектов принять ту модель поведения, которая считается предпочтительной для структур, ответственных за экономическую  политику страны, то есть в нашем  случае государственную политику социальной ориентации экономики. В постиндустриальных странах хозяйственное развитие уже не отдается на откуп так называемых самонастраивающихся механизмов конкуренции  или классического либерализма, полностью свободных от контроля центральной власти, ответственной  за экономику, финансы и социальную политику страны. В этой связи наряду с прямым или косвенным вмешательством, применяемым властями в рамках обеспечения  государственной экономической  политики, используется целый ряд  мер, задача которых - побудить хозяйствующих  субъектов избирать линию поведения  и принимать решения, отвечающие целям государственной экономической  политики.[6]

Стимулирование, предназначенное для корректировки "стихийности" рыночного хозяйства, влияет на условия, в которых принимаются  решения, и имеет целью изменить соотношение между положительными и отрицательными сторонами этих решений, которые сложились бы при  данном состоянии рыночных сил в  отсутствии всякого государственного вмешательства.

Таким образом, мотивация предпринимательства, с  одной стороны, в условиях традиционного  рыночного хозяйства и с другой - в обстановке социально-ориентированной  рыночной экономики является принципиально  разной потому, что требования в  последнем случае более жесткие, поскольку с учетом целей должен быть обеспечен существенно больший  производственный рост, а необходимое  стимулирование такой направленности экономического процесса может обеспечить только государство, потому что в  ином случае текущие интересы предпринимателей в конкурентной среде будут постоянно  принуждать его принимать иные, более  удобные и простые для них  экономические решения.

Все традиционные целенаправленные действия органов  государственной власти, такие, например, как программы экономической  политики, налоговая и финансовая, таможенная системы представляют собой  важную форму государственного воздействия  на систему свободного предпринимательства. Более того, методы регулирования  имеют множество степеней и принимают  множество форм, при этом большинство  из них, как правило, комбинируются, а их результативность циклически проверяется  сложившейся системой демократических  выборов властных государственных  структур всех уровней, которые в предвыборной борьбе не только анализируют прошлые результаты, но и четко формулируют новую экономическую платформу, которая будет реализована в стране. Однако в первый период активного проведения экономических реформ в России преобладали поборники так называемой либеральной экономики, практически отрицающие экономическую роль государства.

Пропагандируя необходимость существенного снижения роли государства в экономике, сторонники такой политики обычно аргументируют  свою позицию тем, что следует  стремиться обеспечить производство конкурентоспособной  на мировом рынке продукции, и  в этом случае стране не будет грозить  торговая интервенция. Но на практике в сложившейся ситуации наш рынок  наводняется отнюдь не лучшими зарубежными  товарами.

Именно в  целях развития отечественной промышленности механизмы государственного управления должны быть направлены на то, чтобы  прогнозировать и регулировать все  явления, связанные с принятием  базовых экономических решений  в результате согласованных и  целенаправленных действий экономических  структур всех уровней. Отвергая тотальное  экономическое управление, подчеркнем, что именно с помощью такого рода методов реализуется хозяйственная  политика в постиндустриальной экономике, отводящая государству главенствующую роль в принятии базовых экономических  решений, которая выражается как  в экономических обязательствах государства, так и в жестких  запретах на хозяйственные процессы, противоречащие интересам страны. Вмешательство  государства в настоящее время  носит практически всеобщий характер, получило название "дирижизм" (управляемая  экономика) и в исходный момент было порождено обстоятельствами, возникшими в результате великого кризиса 1929 года в странах с развитой рыночной экономикой. Обвальная дезорганизация экономических процессов этого  периода была ярким свидетельством трагического ослабления функционирования капиталистической системы свободного предпринимательства, что вызвало  недоверие по отношению к экономическому либерализму и сформировало в  общественном сознании необходимость  реорганизации управления экономикой и "взятия в руки государства" узловых проблем хозяйства как  единственной власти, способной установить должное управление в интересах  собственного народа и обеспечить в  экономической политике необходимое  место социальным факторам.[17]

Все возрастающие масштабы и разнообразие методов  участия государства в экономике  определяются развитием в современной  обстановке хозяйственных, социальных, политических и оборонных потребностей. Постоянное стремление к промышленному  росту требует того, чтобы эти  процессы координировались, направлялись и подчинялись определенному  порядку. Сложившиеся социально-экономические  сообщества уже не принимают фатальную  неизбежность кризисов, а это ведет  к необходимости постоянно вносить .коррективы в далеко не всегда упорядоченные  тенденции рынка. Кроме того, потребности  сохранения социально-экономического равновесия требует осуществления  весьма распространенных в настоящее  время мер: ослабления развития негативных процессов в уязвимых или переживающих упадок отраслях (сельское хозяйство, угольная промышленность и др.); упорядочения экономических колебаний или  циклов; содействия определенным видам  экономической деятельности (инвестиции, инновации, преодоление локальных  кризисных процессов); управления промышленными  секторами, считающимися стратегическими (базовые отрасли промышленности, коммуникации, электроэнергетика, вооружение).

Таким образом, вся совокупность такого рода мер, предпринимаемых  государством путем формирования его  экономической политики, способна направить  развитие экономики страны на создание желательной экономической модели не нарушая принципов экономической  мотивации как для хозяйственных  структур, так и отдельных личностей.

При решении  этого сложного сочетания экономических, социальных и инновационных задач  следует отдавать отчет в том, что без способствования теоретическому обоснованию роли государства в  современной отечественной экономике  не может быть обеспечено развития должной экономической среды, в  сфере которой можно реализовать социальные задачи общества.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, эффективного управления подчиненными добиться нереально без осознания  в полной мере менеджером тех мотивов, которые представляют движущую силу, стимулирующую подчиненных к выполнению своих профессиональных обязанностей. Менеджер призван не только оценить и проанализировать такого рода мотивы и стимулы, но и максимально рационально их применять в целях совершенствования мотивации подчиненных. Многие подходы и оценки, сделанные западными исследователями мотивации, не учитывают сформировавшийся в течение десятилетий социалистической действительности менталитет российского человека, все еще накладывающий отпечаток на его отношение к работе, будь то менеджер или его подчиненный.

Одним из основных стимулов к эффективной  работе российского труженика служит его материальная заинтересованность в результатах труда. Именно благодаря грамотно построенной системе премирования и взысканий российский менеджер способен не только добиться высокой производительности труда подчиненных, но и повысить их заинтересованность в конечных результатах работы, а также укрепить производственную и трудовую дисциплину. Вместе с тем несмотря на наши национальные особенности, многие рекомендации западных исследователей мотивации персонала являются универсальными и вполне применимы в современной российской организации.

Постараемся сформулировать основные правила управления мотивацией труда, учет которых поможет российскому  менеджеру улучшать мотивацию подчиненных, управлять ими более грамотно и эффективно. Обоснования данных правил не приводятся лишь из тех соображений, что они были подробно изложены выше при рассмотрении теорий мотивации, и среди факторов, влияющих на мотивацию, ключевое значение имеют следующие.

— Поощрение всегда эффективнее  наказания (особенно в расчете на перспективу).

— Стимулирующее воздействие оказывается  тем энергичнее, чем лучше представлены способ и форма подкрепления, вне  зависимости от его непосредственной величины.

— Подкрепление должно быть конкретным и осуществляться без промедления, ибо чем больше временной лаг, тем меньше конечный эффект.

— Нестандартные поощрения за особые заслуги стимулируют более действенно.

— Поощрение за промежуточные результаты активизирует мотивацию работников, способствует росту их отдачи, сокращает время достижения основной цели.

— Самостоятельность, свобода выбора системы действий, право принимать  решения, определяя ответственность, формируют мотивацию, наращивают эмоциональную удовлетворенность работой, укрепляют чувство уверенности в собственных силах.

— Неоправданно большое вознаграждение, как правило, вызывает зависть персонала  и ведет к напряженности в коллективе. Возможно, что поощрять следует в этом случае частями.

— Конкуренция внутри коллектива эффективно мотивирует работников, способствует выдвижению новых идей, проявлению творческих инициатив.

— Повышать трудовую мотивацию можно  за счет развития интеллектуального  и предпринимательского потенциала на основе непрерывного образования  и переподготовки.

 

                                                  Список литературы:

  1. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала. / "Консультант директора", февраль №4, 2002. - С. 23-34.
  2. Вершигора Е.Е. Менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Триада ЛТД, 1997.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., Изд-во Гардарика, 2002
  5. Герчикова И.М. Менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 2003.
  6. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002.
  7. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие. – Ростов н/Дону, 2002.
  8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело ЛТД, 1995.
  9. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. - М., Инфра-М, 2002.
  10. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 446 с.
  11. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., Прогресс, 1996.
  12. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин М.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  13. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. — М., 1995.
  14. Управление организацией/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. — М.: ИНФРА-М, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Кокорев В.П. Развитие систем мотивации в управлении инженерно-управленческим трудом в России и КНР. – Барнаул: Изд-во Алтайского ГУ, 1996 г.

3 Кокорев В.П. Мотивация в управлении. -  Курс лекций. Рекомендовано Советом учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента.


Информация о работе Мотивация в управлении