Мотивация в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Понятие мотивации, основные потребности человека и принципы
лежащие в основе трудовой мотивации……………………………………...3
Этапы развития систем мотивации…………………………………………..10
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России
от предприятий других стран………………………………………………....12
Макроэкономические проблемы……………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

организ.поведение (мотивация в управлении).docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

Для многих руководителей широкое  использование разных стратегий  подкрепления часто является наиболее удобным средством воздействия  на трудовую мотивацию подчиненных. В своей повседневной деятельности руководитель обычно не имеет времени  на изучение потребностей своих подчиненных, особенно в большом рабочем коллективе.

•  В ряде случаев приходится наблюдать такую картину, когда политика компании и заявления отдельных представителей высшего руководства декларируют одни образцы рабочего поведения, а реально руководство добивается от работников совсем другого. К примеру, жесткий контроль за рабочим временем персонала будет стимулировать дисциплину и исполнительность работников, но может негативно повлиять на развитие творчества и инициативного отношения к делу, которые декларируются как ключевые направления кадровой политики. При этом надо отдавать себе отчет, что корни такой проблемы, как отсутствие инициативы и творчества, кроются скорее не в работниках, а в организации и в сложившейся практике руководства.

•  Если поощрение не является, с точки зрения работника, достаточным , они не смогут эффективно стимулировать желательное поведение работников. Так денежная премия может не восприниматься работником как значимый стимул, если она будет ниже определенного уровня.

•  Если поощрения не воспринимаются работниками как справедливые . Люди постоянно сравнивают размер поощрений, которые они получают, с размером поощрений, которые получают другие работники. Если работник считает, что поощрение не соответствует тому вкладу, который он внес в дела организации и подразделения, или ниже того, что за аналогичную работу получают его коллеги, то это ведет к снижению удовлетворенности работой и может вызвать снижение рабочих показателей.

•  Руководители, использующие различные формы поощрения для воздействия на рабочее поведение подчиненных, не всегда учитывают их индивидуальные особенности . Работники различаются по тому, какие поощрения для них являются наиболее привлекательными или значимыми. Для того, чтобы определить, какой форме поощрения стоит отдать предпочтение, руководителю приходиться учитывать ряд индивидуальных характеристик подчиненных: от возраста работника, положения, которого он достиг в организации, до его личных качеств и особенностей трудовой мотивации.

Стратегии подкрепления

Перед руководителями часто встает вопрос: какой стратегии подкрепления следует придерживаться, чтобы сформировать у работника высокий уровень  трудовой мотивации?

Возможны следующие стратегии  подкрепления:

•  Постоянное подкрепление. Подкрепление дается после каждого желательного действия.

•  Подкрепление через фиксированный интервал времени. Подкрепление (выплата заработной платы, премий, бонусов и пр.) осуществляется после определенного периода времени - раз в месяц, квартал или год.

•  Изменяющийся интервал времени: желательные действия работника подкрепляются после разных периодов времени. Сюда можно отнести переводы, повышения по службе, получение благодарностей и т.п.

•  Подкрепление фиксированного числа желательных действий. Подкрепление дается после определенного числа желательных действий (например, премия после оформления 5 заказов).

•  Подкрепление изменяющегося числа желательных действий. Подкрепление следует после ряда желательных действий, число этих действий изменяется в установленном порядке (например, премия или бонус сначала после трех, потом после 5, потом после 7 полученных заказов).

•  Изменяющийся размер подкрепления. Размер подкрепления меняется от ситуации к ситуации. Например, одна сделка может иметь результатом вознаграждение в 10$, а другая - в 50$. Такая ситуация часто встречается у торговых агентов, которые работают за разный

процент комиссионных от разных заказчиков.

 

 

 

 

 

 

 

2.  Этапы  развития систем мотивации

Изучая историю менеджмента  можно выявить эволюцию систем мотивации  с начала XX в. по настоящее время.

Процесс эволюции можно разделить  на восемь этапов1:

  • На первом этапе, начиная с учения Тейлора, система мотивации изучает реакцию человека на обязательные условия труда и его результаты, соизмеряя с ними размеры оплаты.
  • На втором этапе человек труда познается как существо социальное, групповое, способное нормально существовать только в условиях социального коллектива. Труд человека покупается, а система стимулирования и размеры оплаты труда определяются работодателем.
  • На третьем этапе система мотивации в управлении ставится в зависимость от методов и способов управления. Размеры оплаты и результативность труда являются производными от стиля управления, применяемого руководителем.
  • На четвертом этапе система мотивации изучает воздействие положительных и отрицательных факторов на результативность труда и величину его оплаты.
  • На пятом этапе формируется и осуществляется новая философия мотивации, суть которой сводится к развитию самомотивации как явлению, вытекающему из иерархии потребностей человека.
  • На шестом этапе апробируется новая концепция мотивации, которая указывает работнику пути достижения своих целей, исходя из иерархии потребностей и психологической теории мотивации.
  • На седьмом этапе система мотивации ориентируется на достижение групповых целей и задач на основе делегирования полномочий малым коллективам. Размеры стимулирования определяются результативностью работы этих групп (японский опыт).
  • На восьмом этапе в основу системы мотивации закладываются факторы социальной карьеры и пути удовлетворения личных потребностей.

Принципы управления кадровым потенциалом, которые успешно применяются  в ряде зарубежных стран (США, Японии, Германии):

  • глубокие убеждения всех работников предприятия в совместных этических ценностях;
  • политика полной занятости (пожизненный наем на работу);
  • неуклонное обогащение трудовой деятельности;
  • личные стимулы к трудовой деятельности;
  • неспециализированная карьера, т.е. привлечение работника к одной или нескольким различным видам деятельности на протяжении всей карьеры.

Эффективность применения конкретной модели мотивации и управления персоналом, развитие новых форм организации  их труда, планирование социальной карьеры, оценка деятельности, подбор и расстановка  кадров во многом зависят и будут  зависеть от специалистов кадровой службы предприятия, которые на протяжении длительного времени выполняли  функции статистов в приеме и  увольнении работников, отрабатывая  свой должностной оклад и необходимое  рабочее время, выполняя заявки структурных  подразделений.

В настоящее время такой  стиль работы кадровых служб предприятий  оказался неприемлемым и потребовал совершенно новых форм работы с персоналом, включая подбор и расстановку  кадров самих таких служб. Анализ их деятельности свидетельствует о  том, что руководителями кадровых служб  на предприятиях России назначались, как  правило, отставные офицеры, бывшие партийные работники, не имеющие  соответствующего образования и  навыков в управлении персоналом. Следовательно, в условиях развития рыночных отношений, наличии явной, скрытой и потенциальной безработицы, где на рынке труда сказывается  значительный удельный вес выпускников  вузов и колледжей, нужны принципиально  новые подходы к формированию этих служб, пересмотру их функциональных обязанностей и новых методов  управления, созданию своего рода инфраструктуры взаимодействия среди руководителей  всех уровней управления, планирование социальной карьеры, которые будут  способствовать закреплению высококвалифицированных  специалистов.

В фирмах США и Японии успешно применяются следующие  принципы:

  • участие в принятии решений на всех уровнях управления;
  • выращивание корпоративной сильной культуры;
  • максимальное делегирование полномочий;
  • выработка новых подходов кадровой политики.

К сожалению, отдельные ученые - экономисты, политологи, социологи  и другие - эффективность систем мотивации пытаются отождествить с  идеологией и соответствующим экономическим  строем (социализм, коммунизм, капитализм), убеждая окружающий мир или население  отдельно взятой страны в преимуществе того или другого политического  строя.

Но на деле любая политическая система имеет право на свое существование, если она отвечает интересам своего народа, жизненный уровень трудящихся данного государства неуклонно  из года в год повышается, удовлетворяется  вся гамма социальных потребностей. Если взять, к примеру, мотивационную  систему социализма, то она, к сожалению, в большей степени декларировалась, о чем мы уже говорили выше.

Механизм стимулирования призван обеспечить интеграцию интересов  руководителей предприятий и  его работников путем разработки разнообразных форм материального, морального и социального вознаграждения. Особое место в этих системах должны занять социально-психологические  методы мотивации и разрабатываемые  для этих целей социально-психологические  и организационные программы.

В настоящее время разработано  и апробируется в практической деятельности большое количество мотивационных  моделей, авторы которых хорошо известны специалистам, исследующих данную проблему (А.Маслоу, Ф.Герцберг, С.Кэрролл, Т.Митчелл, Э.Лоулер, Л.Портер, Э.Мэйо, М.Грегор, Ф.Тейлор, А.Макаренко, Д.Моутон, В.Андреев, и т.д.), которые объективно доказали необходимость  применения той или иной модели как  в теоретическом, так и в практическом аспектах. Вместе с тем любая предложенная мотивационная модель имеет не только положительные моменты мотивационного воздействия на человека и результаты его труда, но и немало предлагаемых мотивационных факторов, которые  не оказывают существенного воздействия  на поведение личности в процессе трудовой деятельности. И это вполне естественное явление, так как, в  сущности, не может быть идеальной  модели, отвечающей всем параметрам и  потребностям человека.

 

 

  1. Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран.

 

Отличительные особенности  систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий  других стран весьма существенны  по многим параметрам. Но прежде всего:

     Первой отличительной особенностью развития систем мотивации является тот факт, что в производственно-хозяйственной деятельности предприятий России длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна - единственная мотивационная модель "кнута и пряника", которая и сегодня не утратила своего применения.

     Вторая отличительная особенность систем мотивации состоит в том, что модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы).

     Третья отличительная особенность состояла в том, что мотивационные системы способствовали не только уравнительности в системах оплаты труда и премирования данной категории работников, но и сохраняли тенденцию стимулирования в равном объеме лучшего и худшего, так как размер должностного оклада управленцев одной квалификационной категории оплачивался одинаково, независимо от трудового вклада. Таким же методом осуществлялось премирование. Выплата премии независимо от итогов труда и даже незначительный отрыв премии от достигнутых результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку к основной заработной плате.

     Четвертая отличительная особенность применения мотивационных систем заключается в том, что трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и не заинтересованности как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность.

Неэффективность функционирования действующих систем оценки можно  подкрепить результатами ранее проведенного исследования на российских предприятиях. Достаточно сказать, что только 38,4% опрошенных ответили, что действующие  критерии оценки учитывают результаты труда, 50,3% - учитывают частично, 11. 3% - не учитывают2. Пятая отличительная особенность состояла в том, что мотивационные модели, действующие в России, полностью исключали возможности инженерно-управленческих работников в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей. Лишь за последние годы необходимость развития неспециализированной карьеры и совмещения должностей стала признаваться.

     Шестая отличительная особенность мотивационных систем России состояла в том, что социальное стимулирование трудовой деятельности данных категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности. Например, предприятие создало прекрасную социально-бытовую базу (сеть дошкольных, лечебных учреждений, профилакториев и баз отдыха, спортивных сооружений и т.д). Созданные коллективным трудом социальные блага предоставлялись в первую очередь рабочим и только затем инженерно-управленческому персоналу, так как главной производительной силой считался рабочий, а не работники интеллектуального труда, чьи творческие идеи рабочие воплощали в реальную жизнь. Более того, если рабочий трудился малопроизводительно, нарушал правила внутреннего распорядка, но отличался плохим здоровьем, ему в первую очередь предоставлялись социальные блага.

Информация о работе Мотивация в управлении