Контрольная работа по предмету "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Вклад А.А. Богданова в теорию организации.
Вопрос 2. Классификация организаций по разным основаниям.
Вопрос 3. Стадии жизненного цикла организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

теория организации.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Ответы на семинар:

 
Вопрос 1. Вклад А.А. Богданова в теорию организации.

Ответ: Становление и развитие теории организации в нашей стране происходило особым путем. Главная заслуга российских исследователей – разработка фундаментальных методологических проблем теории организации.

Одним из выдающихся ученых, внесших наиболее весомый вклад в разработку организационной науки, является А.А. Богданов (Малиновский) (1873–1928), по мнению которого предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Они действуют в технике (организация вещей), экономике (организация людей), идеологии (организация идей).

Анализируя сущность организации, А. Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организационное целое превосходит простую сумму его частей.

А.А. Богданов выявил и сформулировал два ведущих закона, которые предопределяют функционирование и развитие организационных систем. Формулировка первого закона , по мнению А.А. Богданова, отражает организационный и дезорганизационный опыт и гласит: если система состоит из частей высшей и низшей организованности, то ее отношение к среде определяется низшей организованностью. Например, прочность цепи определяется наиболее слабым звеном, скорость эскадры – наименее быстроходным из ее судов, урожайность – тем из условий плодородия, которое имеется в относительно наименьшем количестве (агрономический закон Либиха) и т.п. Согласно этому закону расширение хозяйственного целого зависит от наиболее отстающей его части.

Второй закон Богданов назвал законом расхождения. Комплексы (системы) расходятся, различаются между собой в силу первичной неоднородности (начальная разность), разности среды и под воздействием исходных изменений.

В жизни закон расхождения играет важную, направляющую роль. Он указывает, что, во-первых, в отношениях и взаимосвязях между системами в большинстве случаев имеют место различные противоречия, во-вторых, за всяким многообразием надо видеть то сравнительное единообразие, из которого оно произошло, от сложного восходить к более простому, в-третьих, образовавшиеся части будут обладать прогрессирующими различиями, в-четвертых, эти различия будут направлены на создание дополнительных связей, стабилизирующих систему. Напрашивается еще один вывод: если посредством вмешательства в систему разорвать дополнительные связи, система распадется. Существенной чертой закона расхождения является его необратимость, т.е. если каким-либо образом соединить части в единое целое, получится новое системное образование, имеющее характерные черты, отличные от организационных признаков системы, имевшихся до расхождения.

Нельзя не отметить, что в научной концепции А.А. Богданова не все положения и суждения достаточно обоснованы и прошли проверку социальной практикой (особенно механизм возникновения, функционирования и разрушения социосистем), поскольку в то время не было еще достаточного эмпирического и теоретического материала. Ныне разработаны концепции синергетики (Ф. Хакен, А. Пригожин), общего эволюционизма (Н. Моисеев), общей теории систем (А. Уемов, Ю. Урманцев) и др. Их теоретические установки способствуют дальнейшему развитию общей науки организаторской деятельности. В начале 20-х годов в СССР были сформулированы «Основные законы научной организации производства НОТ».

 
Вопрос 2. Классификация организаций по разным основаниям.

Ответ: Классификация – процесс и результат разбиения всего множества объектов (исследования или наблюдения) на непересекающиеся классы на основании общности признаков классифицируемых объектов. Основные требования, предъявляемые к классификации:

1. Каждая классификация может проводиться только по одному основанию. Это, пожалуй, самое главное требование, наиболее часто нарушаемое. Вводя какую-либо классификацию, сразу необходимо оговорить – а по какому основанию она вводится? Основание классификации – это признак, который дает возможность разделить объем родового понятия (всю совокупность классифицируемых по данной классификации объектов) на виды (видовые понятия – члены, части этой совокупности). Например, основанием для деления общеобразовательной школы на начальную, неполную среднюю и среднюю служит уровень общего образования, даваемый учащимся на каждой ступени. В то же время нельзя, к примеру, в одной классификации разделить учащихся какой-то школы по возрасту и успеваемости или, скажем, посещению факультативных занятий.

2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему всего классифицируемого класса. Это значит, к примеру, что если мы разделили все треугольники на основании величины углов: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, то никаких других треугольников по этому основанию быть не может.

3. Каждый объект может попасть только в один подкласс. Нельзя, например, расклассифицировать все целые числа на четные, нечетные и простые. Тогда числа 5, 7, 11 и т.д. попадают одновременно в два класса – они являются и нечетными и простыми.

4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга; это значит, что ни один из них не должен входить в объем другого. К примеру, научные книги нельзя подразделить на монографии, учебники, справочники и по математике. Книги по математике могут быть и монографиями, учебниками, справочниками.

5. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным, то есть необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный подкласс. Допустим, научные исследования можно классифицировать как исследования в области физики, химии, биологии, экологии и т.д., но нельзя – как исследования в области химии, биологии, экологии и электродинамики (раздел физики). В последнем случае мы «перескочили» из ближайшего подкласса (физика) в более отдаленный подкласс – раздел физики.

Можно еще добавить, что к одному и тому же классу объектов, явлений, процессов могут быть применены разные классификации по разным основаниям-признакам. Так, например, мебель может быть классифицирована:

– по основанию материала, из которого она изготовлена: деревянная, металлическая, пластмассовая и т.д.;

– по основанию стиля дизайна: классическая, ампир, викторианская, модерн и т.д.;

– по основанию цвета: черная, белая, коричневая и т.д.;

– по основанию функционального назначения: столы, стулья, шкафы и т.д.

То есть одни и те же объекты могут быть классифицированы по множеству оснований.

Наконец, отметим, что совокупность классификаций по разным основаниям, для выделения которых, в свою очередь, существуют свои основания, называется системой классификаций. Построение и анализ систем классификаций играют важную роль в научных исследованиях, так как позволяют четко ограничить соответствующую предметную область (которая определяет основание классификации оснований системы классификаций), выделить в этой предметной области взаимосвязанные подобласти, обозначить «белые пятна» – перспективные предметы или методы исследования. Кроме того, исследование всех классов некоторого основания позволяет производить обобщение.

Для решения задач классификации на основе имеющихся экспериментальных данных могут быть использованы статистические методы [3], в которых близких смыслах (в зависимости от предметной области) используются также термины: «группировка», «систематизация», «таксономия», «диагностика», «распознавание образов».

В дискриминантном анализе классы предполагаются заданными (например, обучающими выборками, для элементов которых известно, каким классам они принадлежат: больной-здоровый, легкая степень заболевания – средняя – тяжелая и т.д.). Задача заключается в том, чтобы вновь появляющийся объект отнести к одному из этих классов. У термина «дискриминация» имеется множество синонимов: диагностика (требуется поставить диагноз из конечного списка возможных диагнозов, если известны определенные характеристики пациента и известно, какие диагнозы ставились пациентам, вошедшим в обучающую выборку), распознавание образов с учителем, автоматическая (или статистическая) классификация с учителем и т.д.

Если в дискриминантном анализе классы заданы, то кластеризация и группировка предназначены для выявления и выделения классов. Синонимами являются: построение классификации, таксономия, распознавание образов без учителя, автоматическая классификация без учителя и т.д.

Задача кластерного анализа заключается в выделении по эмпирическим данным резко различающихся групп (кластеров) объектов, которые схожи между собой внутри каждой из групп.

При группировке, когда резких границ между кластерами не существует, исследователю приходится самому вводить границы между группами объектов.

 
Вопрос 3. Стадии жизненного цикла организаций.

Ответ: Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.

Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях). 

Вопрос 4. Закон самосохранения и его принципы в теории организации.

Ответ: Закон самосохранения организации: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

Под «выживанием» понимается, что организация, ориентируясь в долгосрочной перспективе (тенденции развития внешней и внутренней среды), находит свое место в рыночной среде (нишу, сегмент рынка) и приносит своей деятельностью удовлетворение тем, кто входит в среду ее делового взаимодействия (потребитель продукции, сотрудники организации, ее собственники), т.е. обеспечивает гомеостазие.

Особую роль в этом играет стратегическое управление, согласующее деятельность организации с состоянием внешней среды и изменчивым спросом на продукцию и услуги организации.

Закон самосохранения предполагает, что любая организация, равно как и отдельные элементы, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий: экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности; выбор стратегий, не допускающих серьезных потрясений, которые могли бы привести к потери организационной устойчивости:, направление сбереженных средств на сохранение целостности организации, на замену пришедших в негодность элементов, на формирование новых, страхование ресурсов и рисков, создание резервов.

 
Само понятие «закон» можно определить как зависимость между двумя или более явлениями, обладающая свойствами объективности, существенности, необходимости и устойчивости. Применительно к социальным организациям под законом понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. событий. Основными законами теории организации, имеющими внешнюю и внутреннюю направленность, являются:

1. Основополагающие законы:

- закон синергии;

- закон самосохранения;

- закон развития;

- закон наименьших;

2. Законы второго уровня:

- закон единства  анализа и синтеза;

- закон информированности  и упорядоченности;

- закон композиции и пропорциональности.

Существует еще и ряд специфических законов, регламентирующих главным образом деятельность внутри организации.

Знание законов организации позволяет создать и построить такую организацию, которая будет эффективно функционировать и развиваться, достигая целей, ради которых она была создана. Впервые общие законы организации были сформулированы основоположником организационной науки А.А. Богдановым (закон наименьших, пропорциональности, равновесия). Они легли в основу формирования общей теории систем. 
Закон синергии – любая организация характеризуется следующими элементами: производительность, заинтересованность, микроклимат в коллективе, научно-технический потенциал, отношение к внешней среде, перспективы развития, имидж. Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал образуемый значениями представленных элементов, всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше. 
Закон самосохранения – каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал, ресурсы. Удержаться на заданных уровнях самосохранения помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность этого потенциала.  
Закон развития. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи или сознания. Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эластичности, непрерывности, стабильности. Каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.  
Закон наименьших.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Теория организации"