История происхождения холдинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Холдинговые концепции были знакомы еще юридической науке имперской России, и отдельные холдинговые черты прослеживаются в государственных предприятиях СССР, однако холдинги получили свое развитие в России только в начале 90-х гг. ХХ в., когда началась реструктуризация и приватизация государственных предприятий в соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и со Временным Положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392. Данный вопрос подробно рассмотрен в § 3 гл. 2 настоящей книги.

Вложенные файлы: 1 файл

история происхождения холдинга.docx

— 118.94 Кб (Скачать файл)

Участники холдинга, будучи хозяйственными обществами, могут  иметь гражданские права и  обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещенных  законом. Как юридическое лицо участник холдинга обладает самостоятельной  волей, которая может не совпадать  с волей остальных его участников, вправе совершать от своего имени  сделки, т.е. участвовать в гражданском  обороте, и несет самостоятельную  ответственность по своим обязательствам. Юридическая самостоятельность  участников холдинга проявляется также  в том, что они не несут ответственность  по долгам головной компании. 

Таким образом, хозяйственные  общества, которые становятся участниками  холдинга, не утрачивают своей юридической  самостоятельности, хотя их воля как  субъектов гражданских правоотношений в довольно значительной мере определяется волей головной компании. 

С другой стороны, для  холдингов весьма специфично то, что  само холдинговое объединение не приобретает статуса юридического лица. Однако холдингу присущи отдельные  элементы правосубъектности. 

Законом РСФСР "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" предусмотрено, что если действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта, нарушающими  антимонопольное законодательство, причинены убытки другому хозяйствующему субъекту либо иному лицу, эти убытки подлежат возмещению причинившим их хозяйствующим субъектом в соответствии с гражданским законодательством (ст. 26). При этом ст. 4 данного Закона гласит, что "положения настоящего Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц". Тем самым холдинг в качестве группы лиц признается субъектом правоотношений, регулируемых антимонопольным законодательством *(24).  

Ведение консолидированных  учетов, отчетности и баланса холдинга, что предусматривается ч. 3 ст. 43 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ), а также ст. 11 проекта Федерального закона "О холдингах", дает основание полагать, что законодатель обособляет имущество холдинга. Обладание обособленным имуществом является важным признаком субъекта имущественных правоотношений.  

К холдингам применимы, на наш взгляд, положения п. 2 ст. 105 ГК РФ, согласно которому основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом  по сделкам, заключенным последним  во исполнение указаний этого основного  общества, а также несет субсидиарную ответственность по долгам дочернего  общества в случае несостоятельности (банкротства) последнего по вине данного  основного общества. Заметим, что аналогичной позиции придерживается законодатель и в проекте Федерального закона "О холдингах". 

К особенностям холдингов  следует отнести тот факт, что  холдинговое объединение проводит единую политику - инвестиционную, технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую или научно-техническую - в сфере  гражданского оборота. 

Создание холдинга способствует кооперации обществ, входящих в холдинг, и проведению согласованной  политики. Согласованность действий участников холдинга на рынке позволяет  увеличить его прибыль и снизить  их потери. Необходимое единство проводимой холдингом инвестиционной, технологической  и иной политики достигается путем:  

- согласованного формирования  и корректировки целей в режимах  функционирования и развития; 

- согласованного ведения  учета (в холдинговой структуре  возможна типизация и стандартизация  большинства процедур: документооборота, управления персоналом и проч.);  

- согласованной выработки  управленческих решений в случае, если собрание акционеров не  удовлетворено текущим развитием  холдинга (т.е. на основе имеющихся  отчетов о хозяйственной деятельности  и анализа причин отклонений  от желаемого результата принимать  решения об управляющих воздействиях);  

- согласованного управления  развитием. 

В результате создания холдинга образуется единый финансовый "котел", из которого можно перераспределять капитал, руководствуясь различными соображениями: или поддерживая бедствующие  в данный момент хозяйственные общества, или же усиливая приоритетные направления, чтобы обеспечить всему холдингу сверхприбыли. 

Важным инструментом, обеспечивающим единство политики холдинга, является долевое участие головного  общества в капитале других юридически самостоятельных хозяйственных  обществ - участников холдинга. Инвестиционная политика и политика долевого участия  являются частями единой политики. Важно, что при принятии решений  о долевом участии внешние  финансовые инвестиции не ведут ресурсную  конкуренцию с внутренними реальными  инвестициями, ориентированными на производство. Задачей политики долевого участия  головного общества является в первую очередь образование, сохранение и расширение холдинга в соответствии с поставленной целью. В частности, в рамках развития холдинга, структуры участия приспосабливаются к изменениям и развитию внешней ситуации путем инвестиций и дезинвестиций в сфере финансового приложения, включая их интеграцию в объединение холдинга или дезинтеграцию из него. 

Принятие решений  относительно долевого участия в  управляющем обществе имеет своей  целью опять же повышение ценности холдинга на рынке как хозяйственной  единицы. Как показывает опыт, в децентрализованных холдингах скрытая слабость заключается  в том, что его участники сами склоняются к дальнейшему автономному  развитию, нередко в ущерб холдингу в целом. Чтобы избежать раздробления холдингового объединения, обязательства, вытекающие из долевого участия дочерних фирм, должны координироваться управляющим  обществом или, по крайней мере, должны быть связаны условием проверки и  достижения согласия. 

Проведение единой политики холдингом обеспечивает ему  необходимую конкурентоспособность  и развитие как участника хозяйственного оборота. 

Таким образом, анализ особенностей холдинговых объединений  и их деятельности позволяет выделить специфические признаки холдингов. К ним относятся следующие: 

1) наличие устойчивых  внутренних отношений контроля  и зависимости между головной  компанией и другими участниками  холдинга, закрепленных в договоре  об образовании холдинга и  в уставах его участников, определяющих  организационную целостность данного  предпринимательского объединения;  

2) имущественная обособленность  и юридическая самостоятельность  участников холдинга, каждый из  которых является полноправным  субъектом гражданско-правовых отношений  (юридическим лицом); 

3) проведение единой  политики в сфере хозяйственного  оборота (в том числе согласованное  использование прибыли и других  финансовых источников участников  холдинга). 

Рассмотренные признаки холдинга позволяют отличить его  от иных предпринимательских объединений.  

Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой форму  сосуществования субъектов предпринимательской  деятельности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. При этом участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу (п. 1 ст. 3). 

Таким образом, Федеральный  закон "О финансово-промышленных группах" предусматривает две  возможные разновидности ФПГ: 

1) как совокупность  входящих в группу юридических  лиц, действующих как основное  и дочерние общества; 

2) как совокупность  юридических лиц, объединивших  полностью или частично свои  материальные и нематериальные  активы на основе договора  о создании ФПГ. 

Вторая разновидность  ФПГ существенно отличается от холдинга прежде всего тем, что ее участники являются полностью самостоятельными субъектами гражданских правоотношений и не связаны отношениями контроля и зависимости, характерных для отношений головной компании холдинга и других его участников. Что касается первой разновидности, то она, действительно, обладает чертами холдинга, что дало некоторым авторам основание рассматривать ФПГ такого вида как холдинги *(25).  

Рассматривая данный вопрос, следует иметь в виду, что согласно ст. 7 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" договор о создании финансово-промышленной группы должен определять порядок и  условия учреждения центральной  компании финансово-промышленной группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного  на ведение дел финансово-промышленной группы. При этом центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным  всеми участниками договора о  создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к  ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение  дел финансово-промышленной группы (ст. 11). Таким образом, центральная  компания ФПГ выполняет функции, аналогичные функциям управляющей  компании холдинга. Однако, в отличие  от центральной компании ФПГ, управляющая  компания холдинга либо является головной, т.е. основной, а не дочерней по отношению  к другим участникам холдинга, либо создается головной компанией самостоятельно, т.е. является независимой по отношению  к другим участникам холдинга. 

ФПГ отличается от холдинга также и тем, что среди участников финансово-промышленной группы обязательно  наличие организаций, действующих  в сфере производства товаров  и услуг, а также банков или  иных кредитных организаций. 

Следует заметить, что, строго говоря, закон (ст. 2 Федерального закона "О финансово-промышленных группах") признает в качестве финансово-промышленной группы только такую, которая действует на договорной основе. Если же предпринимательское объединение действует фактически как ФПГ, но было образовано иным путем, то в настоящее время с точки зрения закона оно не может идентифицироваться как ФПГ, что дает основание относить его к холдингу. Однако законодатель по-разному решает вопросы правового статуса холдинга и ФПГ, а также вопросы юридической ответственности участников холдинга и ФПГ. В частности, в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" по обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность. При этом особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы. В то же время в соответствии со ст. 12 проекта Федерального закона "О холдингах" участники холдинга не несут ответственности по долгам головной компании. 

Поэтому представляется целесообразным в будущем законе о холдингах разграничить (по указанным  выше признакам) холдинги от ФПГ, созданных  на внедоговорной основе, и распространить на такие ФПГ действие Федерального закона "О финансово-промышленных группах". 

Отличие холдинга от ФПГ имеет, таким образом, большое  значение, поскольку правовое регулирование  их деятельности и юридической ответственности  осуществляется различным образом  и разными законодательными и  нормативными актами. 

Другой разновидностью объединения являются концерны. Утратившим силу 1 января 1995 г. Законом РСФСР "О  предприятиях и предпринимательской  деятельности" от 25 декабря 1990 г. концерн  рассматривался как добровольное объединение  предприятий со статусом юридического лица. В настоящее время концерны рассматриваются как добровольные объединения корпораций на основе централизации  производственных, научно-технических, внешнеэкономических функций, финансовой и инвестиционной деятельности, а  также сервисного, коммерческого  обслуживания. Холдинги же - это объединения  корпораций не столько добровольные, сколько вынужденные, создаваемые  для того, чтобы выдержать и, может  быть, даже повысить конкурентоспособность.  

Концерны по сравнению  с холдинговыми объединениями являются более жестко структурированными и  централизованными объединениями, в то время как участники холдинга обычно имеют достаточную степень  свободы в оперативной деятельности. Управление концерном осуществляется его органами, избираемыми всеми  участниками концерна, тогда как  управление холдингом осуществляется, как правило, головной компанией. Единое управление является отличительным  признаком концерна. Взаимоотношения  между участниками концерна строятся, как и в холдинге, на договорной основе, однако при этом достаточно жестко регламентированы договорами об объединении, положениями и другими  локальными актами. Концерны основываются главным образом на акционерном  капитале, причем в качестве акционеров могут выступать разнообразные  юридические лица, физические лица, а также государство. 

Представляется также  целесообразным рассмотреть соотношения  понятия холдинга и понятия субъекта естественной монополии, поскольку  и холдинги, и субъекты естественной монополии заняты производством (реализацией) товаров и имеют похожие структуры, это приводит к тому, что субъект  естественной монополии считается  государственным холдингом. 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с последующими изменениями и  дополнениями) естественная монополия  представляет собой состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии согласно ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях" считается "хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии".  

Информация о работе История происхождения холдинга