История происхождения холдинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Холдинговые концепции были знакомы еще юридической науке имперской России, и отдельные холдинговые черты прослеживаются в государственных предприятиях СССР, однако холдинги получили свое развитие в России только в начале 90-х гг. ХХ в., когда началась реструктуризация и приватизация государственных предприятий в соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и со Временным Положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392. Данный вопрос подробно рассмотрен в § 3 гл. 2 настоящей книги.

Вложенные файлы: 1 файл

история происхождения холдинга.docx

— 118.94 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, под холдингом  можно понимать компанию, способную  определять решения дочерних и зависимых  обществ. Второй подход реализуется  в определениях холдинговой компании, даваемых в энциклопедических изданиях как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, в концепции холдинга в узком смысле, предложенной Томасом Келлером и И.С. Шиткиной, в понимании холдинговой компании В.А. Лаптевым, в понятии "головной компании", содержащемся в проекте Федерального закона "О холдингах". 

На основе анализа  содержания понятия холдинга, предлагаемого  в научной юридической литературе, в законодательных актах и  на практике, можно предложить следующее  определение холдинга, которое позволит наиболее точно составить понятие  холдинга: холдинг - это группа лиц, которая включает головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими. 

В связи с проблемой  определения понятия холдинга возникает  вопрос - могут ли его участниками  являться хозяйственные товарищества? Проект Федерального закона "О холдингах" такую возможность допускает, что  вытекает из смысла п. 2 ст. 2, упоминающего хозяйственные товарищества в качестве участников холдинга. Рассматривает  хозяйственные товарищества как  участников холдинга и И.С. Шиткина *(13).  

Такой подход не совсем бесспорен. Для холдинга существенно  наличие отношений экономической  зависимости и контроля, когда  его участники являются дочерними  или зависимыми обществами, а головная компания - основным обществом. Но, согласно ст. 105 и 106 ГК РФ, если головная компания может быть товариществом, то зависимыми или дочерними могут быть именно общества, а не товарищества. Тем  самым ГК РФ не допускает возможности  образования холдинга с участием товариществ. Если обратиться к Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" *(14) и Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" *(15), то мы увидим, что указанные  законы, как и ГК РФ, допускают возможность существования такого товарищества, которое само имеет зависимые или дочерние общества, но в качестве дочерних и зависимых признают только общества. 

Позиция законодателя, выраженная в ГК РФ и Федеральных  законах "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", представляется обоснованной. Товарищества представляют собой объединения лиц, а не капиталов, что характерно для обществ. Отсюда вытекают такие последствия, как  солидарная ответственность участников по долгам товарищества всем своим  имуществом, прекращение деятельности товарищества в случае изменения  состава его участников и т.д. Эти особенности не позволяют  нормально функционировать холдингу, участниками которого являлись бы товарищества. Поэтому мы полагаем, что из п. 2 ст. 2 проекта Федерального закона "О  холдингах" следует исключить  упоминание о товариществах. 

Полагаем целесообразным различать понятия холдинга и  холдинговой компании. На наш взгляд, можно следующим образом определить понятие холдинговой компании: холдинговой компанией является хозяйственное общество, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале иных хозяйственных обществ (участников холдинга), либо в соответствии с договором, либо иным образом имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) определять решения, принимаемые хозяйственными обществами - участниками холдинга. 

Следует также различать  понятия управляющей компании и  головной компании. Головная компания осуществляет функции по управлению холдингом, однако она может для  исполнения этих функций создать  управляющую компанию. Так, например, согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" *(16) коммерческая организация, которая в соответствии с данным федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с данным федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга. 

Головное хозяйственное  общество может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признается хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным, управляющим) хозяйственным обществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК РФ; п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об акционерных обществах"; п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").  

Понятие "группа лиц" дается в ст. 4 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" (с последующими изменениями и дополнениями). Закон  следующим образом определяет группу лиц: группа лиц - группа юридических  и (или) физических лиц, применительно  к которым выполняется одно или  несколько следующих условий: 

лицо или несколько  лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право  прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров  купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения  или иных сделок) более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица. При этом под косвенным распоряжением  голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению  к которым первое лицо обладает вышеперечисленным  правом или полномочием; 

- лицо или несколько  лиц получили возможность на  основании договора или иным  образом определять решения, принимаемые  другим лицом или лицами, в  том числе определять условия  ведения другим лицом или лицами  предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия  исполнительного органа другого  лица или лиц на основании  договора; 

- лицо имеет право  назначать единоличный исполнительный  орган и (или) более 50% состава  коллегиального исполнительного  органа юридического лица и  (или) по предложению лица избрано  более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного  коллегиального органа управления  юридического лица; 

- физическое лицо  осуществляет полномочия единоличного  исполнительного органа юридического  лица; 

- одни и те же  физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же  юридическим лицом, составляют  более 50% состава коллегиального  исполнительного органа и (или)  совета директоров (наблюдательного  совета) или иного коллегиального  органа управления двух и более  юридических лиц или по предложению  одних и тех же юридических  лиц избрано более 50% состава  совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;  

- одни и те же  физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические  лица имеют право самостоятельно  или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более  чем 50% голосов, приходящихся на  акции (вклады, доли), составляющие  уставный (складочный) капитал каждого  из двух и более юридических  лиц; 

- физические лица  и (или) юридические лица имеют  право самостоятельно или через  представителей (поверенных) распоряжаться  в сумме более чем 50% голосов,  приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического  лица, и одновременно данные физические  лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные  одним и тем же юридическим  лицом, составляют более 50% состава  коллегиального исполнительного  органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;  

- юридические лица  являются участниками одной финансово-промышленной  группы; 

- физические лица  являются супругами, родителями  и детьми, братьями и (или) сестрами.  

Необходимо заметить, что российское антимонопольное  законодательство рассматривает группу лиц в качестве самостоятельного и единого хозяйствующего субъекта. Это выражается, в частности, в  том, что меры государственного антимонопольного регулирования должны применяться  ко всем участникам группы лиц, а не к какому-либо одному из них. 

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" (с  последующими изменениями и дополнениями) все положения указанного закона, относящиеся к хозяйствующим  субъектам, распространяются на группу лиц. При этом под хозяйствующими субъектами данным законом понимаются российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы  или ассоциации), некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, и индивидуальные предприниматели. Хотелось бы еще раз отметить, что  антимонопольное законодательство определяет такую группу лиц как  единый хозяйствующий субъект. 

Если сравнить положение  ст. 4 Закона РФ "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" с  понятием холдинга, прелагаемым в проекте Федерального закона "О холдингах", или с понятием банковского холдинга в Федеральном законе от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ, то можно сделать вывод, что законодатель рассматривает холдинг в качестве одной из разновидностей группы лиц, поскольку холдинг отвечает условию, согласно которому к группе лиц относится случай, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другим лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица или лиц на основании договора. 

Участники холдинга могут  считаться аффилированными лицами. В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ) *(17) аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Указанный закон устанавливает, что аффилированными лицами юридического лица являются: 

- член его Совета  директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа  управления, член его коллегиального  исполнительного органа, а также  лицо, осуществляющее полномочия  его единоличного исполнительного  органа; 

- лица, принадлежащие  к той группе лиц, к которой  принадлежит данное юридическое  лицо; 

- лица, которые имеют  право распоряжаться более чем  20% общего количества голосов,  приходящихся на голосующие акции  либо составляющие уставный или  складочный капитал вклады, доли  данного юридического лица; 

- юридическое лицо, в котором данное юридическое  лицо имеет право распоряжаться  более чем 20% общего количества  голосов, приходящихся на голосующие  акции либо составляющие уставный  или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица, а также 

- если юридическое  лицо является участником финансово-промышленной  группы, к его аффилированным лицам относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы. 

Из всего вышесказанного видно, что в настоящий момент холдинг представляет собой не определенное корпоративным законодательством специально созданное объединение обществ. Создание холдинга объективно продиктовано практикой делового оборота. Когда хозяйственное общество становится достаточно крупным, осуществляет обширные инвестиционные проекты, возрастает денежный оборот, возникает необходимость создания подразделений компании (определенной иерархии) и дочерних предприятий, встает проблема минимизации налоговых и иных обязательных платежей - при такой закономерной для развития бизнеса ситуации холдинг возникает уже стихийно, как бы сам по себе. В той или иной форме холдинговая организация корпоративной деятельности или ее отдельные черты сейчас характерны для многих российских объединений.  

Так как холдинг  является группой лиц, но не все группы лиц являются холдингами, то представляется целесообразным понятие холдинга, которое  содержится в проекте Федерального закона "О холдингах", заменить на понятие, более точно отражающее специфику холдинга. 

Анализ понятия  холдинга актуален как с практической, так и с теоретической точки  зрения. С точки зрения практической - поскольку холдинги играют все более заметную роль в экономике страны и практика их создания и функционирования нуждается в адекватной правовой регламентации. С точки зрения теоретической - поскольку отношения экономической зависимости и контроля, лежащие в основе создания объединений холдингового типа, заставляют по-новому переосмысливать содержание принципа юридического равенства субъектов гражданского права. Как отмечал российский цивилист М.И. Кулагин, существованием подобных неравноправных отношений "ставится под сомнение и традиционное определение гражданского права как совокупности норм, регулирующих имущественные отношения, складывающиеся по горизонтали между равноправными участниками товарного оборота. Настаивать на классическом понимании гражданского права с учетом процесса централизации производства и капитала означает исповедовать юридический идеализм" *(18).  

Информация о работе История происхождения холдинга