Выбор оптимального стиля руководства организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в курсовой работе является проведение анализа и составление сводной группировочной таблицы, в которой даны результаты исследования и можно определить степень влияния оптимального стиля руководства на благоприятную социально-психологическую обстановку в ОАО «Сызраньгрузавто».
Для реализации цели определены следующие задачи:
Сформировать выборочную совокупность;
Определить, как влияет оптимальный стиль руководства на уровень демократизации стиля руководства персоналом и уровень социально-психологического климата;
Проанализировать полученные данные при помощи коэффициента корреляции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Факторы, влияющие на выбор стиля руководства……………………...…5
1.2. Личные факторы в управлении персоналом……………………………….7
1.3. Структура социально-психологического климата……………….………..9
2. анализ влияния стиля руководства ОАО «сЫЗРАНЬГРУЗАВТО» на уровень социально-психологического климата коллектива организации
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………….....12
2.2. Исследование оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам………………………………………………………………...14
2.3. Анализ и обобщение данных сотрудников ОАО «Сызраньгрузавто»….15
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……23

Вложенные файлы: 1 файл

Выбор оптимального стиля.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Для руководителя-демократа характерно привлечение подчиненных к процессу разработки альтернативных вариантов решения проблемы, стремление к делегированию полномочий, поощрение инициативы снизу, уважительное отношение к подчиненным, предпочтение методов социально-психологического воздействия на работников15.

Руководителя-либерала отличает отсутствие размаха деятельности, безынициативность, ожидание указаний сверху, неуверенность в себе, нежелание брать на себя ответственность, слабый контроль за деятельностью подчиненных.

Трактовка стиля руководства, определяющаяся субъективными факторами самого лидера (его темпераментом, личностными качествами, интеллектом, общей эрудицией и культурой, владением методами управления, профессионализмом, опытом, состоянием здоровья, демографическими факторами и т. д.), является односторонней, так как не учитывает влияния совокупности объективных условий. Из последних подробно рассмотрим влияние самой производственной группы на выбор наиболее приемлемого стиля руководства.

В группе-кооперации преобладают сотрудничество, взаимопомощь. Работники уже хорошо знают друг друга, появляются общие интересы, формируется общественное мнение. Группа стремится к сплочению, однако нет еще взаимной ответственности, устойчивых сопереживаний. При руководстве такой группой следует шире привлекать подчиненных к обсуждению производственных ситуаций, принятию решений, поощрять инициативу.

В группе-коллективе каждый ее член ощущает себя частью целого, отлаженного механизма, общая цель значима для всех. В группе развиты взаимопомощь, взаимная требовательность и ответственность. Требования руководителя воспринимаются как требования работников друг к другу16.

Такая группа становится практически самоуправляемой. Достижение поставленных целей осуществляется в основном на демократических началах.

Как мы видим, по мере совершенствования уровня развития группы, становления межличностных отношений должен гибко меняться и стиль руководства: от жесткого авторитарного до коллегиального.

Гибкость стиля руководства предполагает, что способы воздействия на подчиненных определяются также сложившейся ситуацией, конкретными временными параметрами. В ситуации, требующей быстрого, незамедлительного принятия решения, вряд ли руководитель-демократ должен собирать коллектив для выяснения общественного мнения, он единолично примет решение17.

Конечно, в чистом виде определённые стили руководства встречаются редко, но в данном случае видно: при общении с подчиненными и в управленческой деятельности на предприятии преобладает демократический стиль руководства. В отличие от авторитарного стиля, в стиле руководства ОАО «Сызраньгрузавто» (этот стиль более похож на демократический) власть руководителей не безгранична и не беспрекословна: напротив, налицо высокая степень децентрализации управления, а работники принимают активное участие в принятии решений, однако это не значит, что работники отстраняются от ответственности за такие решения. Из этого следует, что на предприятии сотрудники высоко организованы и мотивированы, поскольку такой стиль руководства возможен только при наличии высококвалифицированного персонала. Но существуют также и минусы применяемого стиля руководства: из-за использования коллективного труда (преимущественно работа в группах) человек приспосабливается к зависимости от коллектива, теряет способность самостоятельно мыслить; в экстремальных ситуациях возможны проблемы при принятии решений.

Но, в общем, этот стиль руководства положителен из-за хорошего морально-психологического климата в коллективе – сотрудники принимают участие в жизни предприятия, чувствуют, то, что они являются неотъемлемой частью этого предприятия, а не являются обычным «винтиком» в системе18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретического анализа литературы нами были рассмотрены стили руководства, и было установлено, что каждый стиль имеет некоторые достоинства и недостатки. Авторитарный стиль - проявляется в крупных организациях. Используется иерархический аппарат. Отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Либеральный стиль - невмешивающийся стиль руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху. Демократический стиль – в отличие от авторитарного, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Удовлетворенность работой  рассматривается и как эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Сторонники авторитарного метода утверждают, что авторитарный стиль руководства более эффективен, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. Сторонники демократичного  стиля руководства считают, ориентированный на человека подход, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. - М., 2007-325с.

2. Еропкин А.М. Организационное поведение. - М., 2008. - 431с.

3. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебное пособие для вузов. - М., 2009.-227с.

4. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М., 2007. - 720с.

5. Трасов С.Г. Основы применения математических методов в психологи. - СП. Из-во С. Петербург. ун-та, 2009. - 416с.

6. Удальцова М.В. Социология управления. - М., 2008.- 382 с.

7. Аширов Д.А. Организационное поведение. -М.: Проспект, 2009.- 360 с.

8. Атаманчук Г.В. Управление - фактор  развития. Размышления об управленческой  деятельности. - М.: Экономика, 2009.-120с.

9. Базарова Т.Ю. Управление персоналом. - М: ACADEMA. 2008.- с.267.

10. Веснин В.Р. Практический менеджмент  персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Наука, 2007. - 532 с.

11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2009.- 411с.

12. Дебольский М. Психология делового  общения. -- М.: Эксмо, 2009. -218с.

13. Дудченко B.C. Методология инновационного консультирования.В контексте конфликтологии./Отв. ред. Т.М. Дридзе. -М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2008. -Вып.2.-С.97-104.

14. Емельянов С.М. Практикум по  конфликтологии. -СПб.: Питер, 2009.-384с.

15. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и пререраб. - М.: Дело, 2009. - 384с.

16. Коргова М.А. Менеджмент: краткий  курс: учебное пособие/М.А. Коргова. - Ростов: Феникс, 2008. - 378с.

17. Магура М.И. Культура как средство  успешной реализации организационных изменений. - СПб.: Питер, 2008.-187с.

18. Максимцов М.М., Игнатьева А.В. и др. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2008.-398с.

19. Парфенова З.Ф. Организационная  культура. Учебно-методический комплекс,- Новосибирск: СибАГС, 2007.-144с.

20. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/Под ред. Д.Я. Райгородский - Самара; Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. - 672с.

21. Управление персоналом. Словарь-справочник/Под  ред. Пенно Е.К. -М.: Эксмо, 2008. -490с.

22. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2009. - 314 с.

23. Черкесов В.В. Управленческая  деятельность менеджера. Основы  менеджмента. - Киев: Ваклер, 2008. -267с.

24. Шувалов В.И. Социальная психология  управления: учебник. -М.: Коммерция, 2009. -463 с.

25. Шипунов В.Г., Кишель Е.Н. Основы  управленческой деятельности. - М.: Высшая  школа, 2009. -250с.

26. Щедровицкий Г.П. Методология  и философия организационно-управленческой  деятельности: Основные понятия  и принципы: Курс лекций. М.: Наука, 2007.-189с.

27. Орлова Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать//Справочник кадровика. - 2008. - №8. - С. 103-110.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

БЛАНК МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО СТИЛЕВЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ

1. Ориентация руководителя на  экспериментирование, здоровую конкуренцию  идей и мнений.

1. Осторожное отношение к рискованным  действиям, склонность к спокойным  отношениям в коллективе.

2. Воздействие преимущественно через  личный пример, поощрение.

2. Побудительный характер воздействий  через мотивационную сферу, приказы, распоряжения, наказания.

3. Учет индивидуальных особенностей  – и желаний членов коллектива, делегирование им тех функций, которые ведут к развитию личности.

3. Делегирование подчиненным только тех полномочий, которые учитывают их функциональные особенности.

4. Децентрализация власти и информационных  потоков, предоставление свободы  в выборе процедур деятельности, развитие различных форм самоуправления  в коллективе.

4. Централизация всей власти, всей информации на себя. Строгая регламентация обязанностей, сроков, процедур и контроль за ходом выполнения.

5. Лояльное отношение к ошибкам. В первую очередь – поиск  причин ошибок, невыполнения задания  и путей их устранения.

5. Непримиримое отношение к ошибкам, срывам, промахам. В первую очередь – наказание виновного.

6. Контактное отношение с подчиненными, позиция руководителя внутри  группы (мы). Общение неформальное, выходящие  за рамки производственных вопросов.

6. Позиция руководителя вне группы (я и они). Отношения с подчиненными дистанционное и только по поводу производственных вопросов.

7. Производственные и социальные  вопросы признаются равноценными. Но в решении производственных  проблем главными являются социальные  ценности.

7. Основными являются производственные  вопросы.

8. Поощряется независимость мнения  и критика в адрес руководителя.

8. Поощряются исполнительские качества  и дисциплинированность подчиненных.

9. Конструктивные предложения подчиненных  рассматриваются как посягательство на авторитет руководителя.

Поощряются конструктивные предложения коллег по улучшению работы и соответствующее участие в их реализации.

10. Решения принимаются единолично.

10. Решения принимаются коллективно.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

БЛАНК МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА

Свойства психологического климата А

Оценка

Свойства психологического климата Б

1

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

3210123

Преобладает подавленное настроение

2

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

3210123

Конфликтность в отношениях, антипатия

3

В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание

3210123

Группировки конфликтуют межу собой

4

Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

3210123

Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы

3210123

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6

С уважением относятся к мнению других

3210123

Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

7

Достижения и неудачи группы переживаются как собственные

3210123

Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов

8

В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: "один за всех и все за одного"

3210123

В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения

9

Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство

3210123

К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно

10

Группа активна, полна энергии

3210123

Группа инертна, пассивна

11

Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоится в коллективе

3210123

Новички чувствую себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

3210123

Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым

13

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

3210123

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ГРАФИК КОРРЕЛЯЦИОННОГО ПОЛЯ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА ОТ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

1 Удальцова М.В. Социология управления. - М., 2008.- 382 с.

2 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2009.- 411с.

3 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -СПб.: Питер, 2009.-384с.

4 Магура М.И. Культура как средство успешной реализации организационных изменений. - СПб.: Питер, 2008.-187с.

5 Шувалов В.И. Социальная психология управления: учебник. -М.: Коммерция, 2009. -463 с.

6 Орлова Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать//Справочник кадровика. - 2008. - №8. - С. 103-110.

7 Мильнер Б.З. Теория организации. Учебное пособие для вузов. - М., 2009.-227с.

8 Трасов С.Г. Основы применения математических методов в психологи. - СП. Из-во С. Петербург. ун-та, 2009. - 416с.

9 Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Наука, 2007. - 532 с.

10 Дудченко B.C. Методология инновационного консультирования.В контексте конфликтологии./Отв. ред. Т.М. Дридзе. -М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2008. -Вып.2.-С.97-104.

11 Парфенова З.Ф. Организационная культура. Учебно-методический комплекс,- Новосибирск: СибАГС, 2007.-144с.

12 Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2009. - 314 с.

13 Щедровицкий Г.П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: Основные понятия и принципы: Курс лекций. М.: Наука, 2007.-189с.

14 Атаманчук Г.В. Управление - фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. - М.: Экономика, 2009.-120с.

15 Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и пререраб. - М.: Дело, 2009. - 384с.

16 Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/Под ред. Д.Я. Райгородский - Самара; Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. - 672с.

17 Шипунов В.Г., Кишель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 2009. -250с.

18 Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М., 2007. - 720с.

 


 



Информация о работе Выбор оптимального стиля руководства организации