Будущее организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

В работе описаны перспективные направления развития организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Часть VII.docx

— 122.60 Кб (Скачать файл)

     Такого рода новые организационные  формы будут в большей степени  опираться на рабочие группы, ориентированные на результат,  а не на правила, на выбор,  а не команды, поступающие сверху. Рабочие группы будут формироваться  вокруг предпринимательской идеи: стремиться к построению оптимальной  формы управления предприятием  и созданию потока взаимозаменяемых  ценностей. Они могут быть относительно  независимыми от иерархии, поскольку  их деятельность является существенным  вкладом в процесс обслуживания  потребителей. Это будет совместное  сотрудничество, при котором все  участники работают вместе, преследуя  цель удовлетворения запросов  потребителей, однако их внимание  сосредоточено на интересах предприятия  в целом. Так же как свободное  предпринимательство и деловая  активность оживляют национальную  экономику, возможности рабочих  групп действовать по-предпринимательски помогают активизировать работу интеллектуальной организации.

     Архитектура интеллектуальных организаций  будет гибкой, способной изменяться  в зависимости от новых задач  и реагировать на местные условия.  Не проектировщики организации,  находящиеся на самом ее верху,  а решения работников среднего  и нижнего уровней управления, которые свободно выбирают способы  координации работы группы с  работой организации в целом,  сделают организацию дееспособной  и адаптивной. Такие гибкие системы  требуют новых форм дисциплины  труда и контроля с широким  вовлечением работников в процесс  принятия решений для того, чтобы  лучше определить, какие связи  и группы связей работают и  становятся выгодными, а какие  являются неэффективными. Этим системам  также нужны гарантии того, что  свобода выбора не будет ограничена, чтобы каждый работник мог  проявить на практике свои  таланты и навыки, свой интеллект.

     Главной качественной характеристикой  интеллектуальной организации становится  переход от административного  контроля и координации к прямой  ответственности и контролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных  группах, состоящих из равных  по рангу людей. В любых организациях  исполнителям необходим, с одной  стороны, высокий уровень индивидуальной  и групповой автономии для  стимулирования их личной инициативы. С другой же стороны, они  нуждаются в широких связях  внутри группы и вне ее, чтобы  иметь необходимую информацию  для принятия решений. Бюрократические  организации не поощряют ни  личной инициативы, ни расширения  круга обязанностей, даже если  имеют место попытки наделить  их этими полномочиями. Постбюрократические организации обеспечивают как открытый выбор рынка, так и выбор лиц, участвующих в принятии решений. Это, в свою очередь, требует использования таких структурных процессов и принципов, которые бы позволили поддерживать открытость систем и гарантировать сближение интересов отдельных групп лиц и общества в целом.

     Наиболее важные факторы, определяющие  интеллектуальную организацию, взаимосвязаны.  Вот почему во взаимоотношениях  любого плана следует одновременно  учитывать необходимость как свободы, так и взаимозависимости. Интеллект наиболее эффективен, если имеется надежная информация. Бюрократические организации, не доверяющие компетентности и доброй воле своих сотрудников, нередко утаивают от них информацию. Сотрудники же, которым отказывают в информации, становятся безразличными к успехам организации, потому что им не хватает сведений для разумного выбора решения. Руководство интеллектуальной организации информирует сотрудников по следующим вопросам: полный финансовый отчет; текущие мероприятия по эффективности труда; потребности и пожелания потребителей; доля фирмы на рынке и информация о конкуренции; стратегия организации; соотношение стратегии с местными приоритетами; показатели качества; данные об удовлетворении запросов потребителя; новая продукция и услуги, находящиеся в разработке; загрязнение окружающей среды, отходы и стоимость использованной энергии (ресурсов).

     Открытость управленческой информации  – это только предпосылка.  Информационный поток от руководства  усиливается информационным потоком,  связанным с общением равных  по рангу сотрудников и взаимодействием  всех подразделений организации.  Свободный поток информации, необходимый  для формирования интеллектуального  потенциала организации, не возникнет,  если уровни иерархической лестницы  сохраняют право блокировать  доступ к информации. По этой  причине сотрудникам организации  должны быть гарантированы права  обмена информацией друг с  другом и свободного перемещения  для сбора необходимой информации. Если сотрудники не имеют права  высказываться и обсуждать вопросы  со своими коллегами и партнерами, система перестает отвечать реальности, совершает грубейшие и дорогостоящие  ошибки.

     Важно исходить из того, что  работа в современных условиях  не может выполняться механически.  Люди должны иметь право локального, децентрализованного принятия решений.  В интеллектуальной организации  каждый работник использует личный  интеллект, чтобы установить, какие  проблемы и с кем надо решать, как выполнять работу, и должен  иметь возможность проявить свой  талант, знания и опыт. В определенном  смысле фактически вся работа, основанная на знаниях, заключается  в том, чтобы сделать выбор  – где найти информацию, какие  методы применить, какому источнику  информации можно доверять. Человек  без свободы действий не может  применить в полной мере свою  интуицию, разум или опыт. Без  свободы выбора и принятия  совместных решений, без права  действовать на основании этих  решений рабочие группы также  оказываются непродуктивными. Не  имея гарантированных прав, группы  оказываются в ситуации, когда  бюрократия и руководители постепенно  захватывают контроль над каждым  аспектом деятельности. Таким образом,  интеллектуальные организации защищают  свободу предпринимательства каждого  участника, создавая системы,  в которых работники знают,  что необходимо делать, всегда  смогут найти способ добиться  исполнения необходимого.

  Выбор, который делается рядовыми работниками, включая то, за какими лидерами идти, какие проекты поддерживать и  какие связи и взаимоотношения  помогут им выполнить работу, создает  структуру неформальных связей внутри организации. Считается, что подобные права и свободы станут фундаментом  интеллектуальной организации будущего, где наряду с высоким уровнем  исполнения и взаимоотношений развивается  ответственность и стремление к  обучению. Самоуправление внутри групп  и коллективов обеспечивает постоянную обратную связь, информирующую о  последствиях предпринятых действий. Если работники будут знать о  последствиях своих действий, они  будут извлекать из этого уроки  и становиться более ответственными.

     Внутри крупной децентрализованной  организации рынок услуг и  материальных ресурсов формируется  так, что каждая группа может  выполнять свои производственные  обязанности различными способами,  выбирая, где покупать материальные  ресурсы (внутри организации или  вне ее) и как обслуживать внутреннего  и внешнего потребителя. При таком подходе организация и успешность деятельности системы свободного интрапренерства зависят не от корпоративной бюрократии, а от платежеспособного спроса потребителей. Источником власти здесь является не управленческая иерархия, а внешние потребители. В центре внимания находится благосостояние внутренних потребителей в организации, а не соподчиненных руководителей.

     Свободные рынки, однако, не возникают  сами по себе. Подобные системы  должны создаваться в течение  длительного времени, прежде чем  будут достигнуты ощутимые положительные  результаты. Организациям требуется  время на практическое развитие, чтобы свободное интрапренерство стало более эффективным. Внутри организаций необходимы новые системы бухгалтерского учета, охватывающие всех участников закупок и продаж на «внутреннем рынке». Рынки функционируют неэффективно, если нет выбора продавцов и потребителей. Постоянно в поле зрения должно быть решение вопросов о том, как можно разукрупнить внутреннюю бюрократическую монополию, выделить более мелких независимых поставщиков, обеспечить внутри организации достаточный уровень свободы. Важно и то, каким образом вовлечь каждого работника в систему обучения и соучастия, вооружить его знанием того, как свободный рынок и свобода предпринимательства внутри корпораций и некоммерческих организаций могут приносить пользу.

     Обобщение накопленного опыта  позволяет выявить ключевые условия  деятельности интеллектуальной  организации. Данные условия взаимозависимы: пользование преимуществами высокой  степени свободы и правами  осуществляется наряду с устойчивой  общностью и разумной управляемостью.

Три условия, обозначенные в таблице под рубрикой «Свобода выбора», создают благоприятные  предпосылки для работы открытых систем, свободных личностей и  групп. Другие три условия, приведенные  в колонке «Общая ответственность», помогают создать среду, в которой  свободный выбор одного работника  или их группы воздействует на общие  интересы. Последняя строка таблицы  представляет собой систему организационного управления, в которой роль и полномочия центра ограничены. Важное значение для разработки навыков принятия участниками организации ответственных решений имеет широкий доступ к информации - к знанию того, что происходит, предоставление каждому работнику прав на определенные действия. Свобода предпринимательства высвобождает новаторскую энергию отдельных личностей и групп для того, чтобы бросить вызов сложившейся неблагоприятной ситуации.

     Преобразования, происходящие в  процессе реорганизации компаний, введения новых рабочих систем  или переобучения кадров, имеют  определенные общие основы: осуществляется  переход от вертикальной иерархической  командной системы к сотрудничеству  внутри рабочих групп и между  ними. Проектные группы, группы анализа  технологического процесса, группы  контроля качества, группы, ориентированные  на рынок, используются для  достижения многих целей и  приносят успех там, где бюрократическая  система бессильна. Свободно организованные  группы работников оказались  таким эффективным средством  обеспечения высокого уровня  производительности труда, что  они становятся основным элементом  при формировании каждой интеллектуальной  организации. Группы работают  как автономный элемент системы,  подобно клеткам в биологическом  организме. При правильной ориентации  внутренние рабочие группы могут  генерировать энтузиазм и мотивации,  распределять обязанности и участвовать  в процессе ускорения развития  предприятия. Рабочая группа представляет  собой формирование, обладающее  более весомой  репутацией  и значимостью, чем отдельные  личности, входящие в эту группу.

    Самоуправляющиеся рабочие группы  используют интеллектуальный потенциал  каждого работника для получения  результатов, демонстрирующих принцип  «мы все – это больше, чем  каждый из нас». Интеллектуальные  организации предоставляют рабочим  группам информацию, знакомят с  процессами и проводят обучение  работников, необходимое для становления  самоуправления. А группы, в свою  очередь, предоставляют возможности  для индивидуального развития, заменяя  относительную монотонность и  изнурительность работы, основанной  на иерархии, на удовлетворенность  от совместного обучения работников  и их общих достижений. Опыт  принятия решений и разделения  ответственности за значительный  объем деятельности дает исполнителям  правдивую обратную информацию. Обучение происходит благодаря  обилию информации, общению внутри  группы и с другими группами, с поставщиками и потребителями.  Такое сотрудничество, основанное  на знаниях, общих задачах и  ценностях, высокой степени ответственности  и предполагающее развитие самоуправления, превращается в систему контроля  наивысшего уровня. Поиск практического  пути перехода от укоренившихся  структур ^бюрократического контроля к конфедерации групп, наделенных полномочиями, является организационной задачей будущего.

     Важно подчеркнуть, что достоверность  информации, наделение необходимыми  полномочиями работников и свобода  предпринимательства высвобождают  энергию отдельных личностей  и рабочих групп и сосредоточивают  их внимание на потребителях. Эти факторы содействуют осуществлению  надежной связи, сотрудничества, информационной поддержки, особенно  при выполнении сложной, требующей  широких знаний работе.

     Возможности рынка должны быть  уравновешены возможностями самой  организации как сообщества людей.  Организация проявляет заботу  о всех своих работниках и помогает им, проводя обучение и осуществляя меры по охране труда. Главное состоит в том, чтобы все работники добровольно преследовали цели организации и имели общие ценности, которые бы определяли нормы поведения. Организация обеспечивает централизованное руководство для решения всех проблем (от загрязнения окружающей среды до распределения доходов), с которыми свободный рынок не может справиться.

     Равенство людей и уважение  их права на выражение своей  индивидуальности являются фундаментальной  ценностью организации. Для того  чтобы члены организации осуществляли  свободный выбор при принятии  решений, который удовлетворял  бы всех, каждый работник должен  верить в справедливость системы  и чувствовать себя в определенной  безопасности. Предубеждения руководителей  и фаворитизм не дают развиваться  инициативе и новаторству. Для  того чтобы использовать интеллектуальный  потенциал всех членов организации,  необходимо стремиться к равенству  для всех. Однако равенство не  означает, что все работники будут  получать одинаковую оплату. При  попытке это сделать люди с  выдающимися способностями уйдут,  из организации в поиске лучших  вариантов.

     Концептуально равенство начинается  с идеи, что все люди ценятся  одинаково: к каждой личности  относятся с уважением независимо  от искусственного деления работников  по рангу. Постепенно это деление  исчезнет, чтобы дать возможность  руководствоваться более значимыми  различиями между людьми, а именно: различиями в образовании, навыках,  опыте, точках зрения и методах,  а также способах прироста  производимых ценностей. Корни  равенства произрастают не просто  из справедливости, ориентированной  на достижение равных возможностей. Равенству способствует постоянное  обучение работников. Организация,  предоставляющая время и средства  на обучение, создает равные возможности  для развития работников и  избегает ситуации, когда она  могла бы оказаться перегруженной  работниками с устаревшими знаниями.

Информация о работе Будущее организаций