Будущее организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

В работе описаны перспективные направления развития организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Часть VII.docx

— 122.60 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему «Будущее организаций» 
 

  1. Перспективные направления развития организаций
 

     На рубеже двух веков, в преддверии  нового, XXI столетия перспективные  проблемы развития управления  имеют особое значение для  России, где происходят крупномасштабные, глубинные процессы преодоления  экономического и управленческого  кризисов, перехода к системе  рыночных отношений.

     Многообразный опыт, накопленный в разных странах мира, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на людей с разным уровнем образования, опытом, квалификацией и интересами. Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеют выявление и реализация основных тенденций изменения организации управления в XXI веке. В этой связи интерес представляет исследование эволюции организационных структур управления и ее этапов, характерных для развития организаций в XX веке. На рис. 31.1 представлены основные характеристики этого процесса.

     Определяя роль и предстоящие  перемены в управлении, важно  исходить из реально складывающихся  факторов его развития в России  при становлении рыночной экономики.  Главной чертой переходного периода  является создание принципиально  новых институциональных условий  рыночных отношений и на этой  основе – новых моделей поведения  предприятий. Опыт последних лет  показывает, что осуществить либерализацию  цен и приватизацию легче, чем  добиться реальных, ощутимых и  долговременных изменений в поведении  предприятий. В этот период, который  может занять десятилетия, ни  объем производства, ни прибыль,  никакой иной показатель или  сфера деятельности сами по  себе не могут служить конечным  показателем результативности управления. В равной степени важным является  и положение на рынке, и инвестиционная  активность, и производительность, и развитие человеческих ресурсов, и качество труда и финансовые  результаты. Приходится затрачивать  немалые средства на установление  новых производственных связей. Контроль за всеми этими параметрами непосредственно зависит от управления.

     С учетом утверждающегося плюрализма  форм собственности можно сказать,  что характер собственности определяет  характер власти. В условиях широкомасштабных  процессов смены форм собственности  интересы выживания предприятия  порождают тип управления, который  является промежуточным – уже  не административно-командный, но  еще не рыночный. Это переходное  управление имеет две стороны.  Одна из них – изменения в самом управлении (демократизация, децентрализация, переход от вертикальных к горизонтальным связям и др.), а другая – управление самим переходом от одной экономической системы к другой.

     В переходный период предприятия  оказываются в постоянно меняющейся  экономической обстановке, в крайне  нестабильных институциональных  условиях. Возможности выживания  того или иного предприятия  очень часто не ясны. Структуры  и методы управления, которые  в западных фирмах отрабатывались  в течение многих десятилетий,  не могут переноситься на российские  предприятия механически, без  учета конкретных внутренних  и внешних условий. Нужно время  для накопления собственного  опыта. Это касается и децентрализации  внутрифирменных структур, и становления  контрактной системы, функций  маркетинга, использования ценных  бумаг, финансовой и банковской деятельности. То же самое можно сказать и о других важнейших аспектах управления – участии акционеров в управлении компаниями, формах и методах работы советов директоров и правлений, договорных отношениях, формировании жизненно необходимой рыночной инфраструктуры. При этом основное значение имеет предоставление в распоряжение руководителей совершенных информационных систем, что открывает огромные возможности для получения ими точных данных о состоянии производства, позволяет разрабатывать обоснованные стратегии хозяйственного развития и успешно вести конкурентную борьбу на мировых рынках.

     Не менее важным фактором эффективного  управления является отношение  к людям как к ведущему ресурсу,  капиталу, а не как к фактору  издержек производства. Совместить  интересы акционеров с интересами  экономики и общества в целом  – коренная проблема управления  в переходный период. От ее  решения будет зависеть способность  российских предприятий конкурировать  на мировых рынках.

     Другой пример – транснациональные  корпорации, которые призваны сыграть  основную роль при построении  «экономики без границ», объединяющей  страны, входившие ранее в Советский  Союз. Переход от административных  принципов и форм к рыночным в деловых связях между этими странами и Россией станет также важнейшим феноменом корпоративного управления в долгосрочной перспективе. Из этого вытекает задача использования и развития мирового опыта управления многонациональными корпорациями, матричной организации, охватывающей одновременно несколько срезов деловой активности – продуктовый, функциональный, территориальный, масштабный (крупный и малый), инфраструктурный. 

 Все  более очевидным становится то, что главной характерной чертой  новых систем внутрифирменного  управления должны стать ориентация  на долгосрочную перспективу,  проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную  деятельность, максимальное использование  творческой активности персонала.  Децентрализация, сокращение уровней  управления, продвижение работников  и их оплата в зависимости  от реальных результатов станут  основными направлениями изменений  в аппарате управления. Некоторые  наиболее заметные тенденции  развития организаций показаны  на рис. 31.2.

     Процесс модификации организационных  структур управления, конкретных  форм и методов руководства  производственно-сбытовыми операциями  развивается по ряду конкретных  направлений. В качестве основных из них можно назвать следующие.

  1. Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью в рамках крупнейших компаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за результаты своей работы. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями. Каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями.

  2. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынки новых изделий и технологий и действующих на принципах рискового финансирования. Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке. Эти предприятия могут создаваться как на самостоятельной основе, так и по соглашению с другими компаниями, на кооперативных началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм. 
 
 

  3. Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.

     В переходной экономике объективно  требуются не только принципиально  новые для российских условий  формы организации и методы  управления, но и переходные режимы  деятельности, поэтапная трансформация  одних структур в другие, применительно  к которым меняется характер  государственного и рыночного  воздействия. Для того чтобы  всесторонне учесть как внутренние  особенности хозяйствующих структур, так и динамично меняющиеся  внешние условия, а также складывающиеся  прогрессивные тенденции, необходимо  использовать системный подход  к формированию и реорганизации  предприятий. В переходный период  должны возникнуть условия для  использования новой научной  модели управления, в основе которой  лежат интеграционные процессы  в организациях, объединение внутренних  рынков компаний с помощью  глобальных информационных систем  в промышленные и другие союзы  различного типа. Для России с  ее многообразным историческим  опытом и огромным ресурсным  потенциалом и масштабами производства  такая долгосрочная перспектива  управления в рыночной экономике  представляется вполне осуществимой.

     Если попытаться обобщить основные  требования к организации управления, прогнозируемые на основе анализа  уже наметившихся тенденций, то  можно выделить следующие их  разновидности.

     Ориентация на предвидение. Организация может обеспечивать оперативные, независимые и ответственные действия своих работников, только когда предвидение будет служить общей базой для принятия решений, представлять для работников цель, на достижении которой они могут сосредоточить усилия. Это особенно важно в условиях, когда организации должны управлять разнородными в культурном отношении группами как внутри страны, так и за рубежом. Достижение общего понимания и реализация такого подхода внутри и вне фирмы являются одними из ключевых функций высшего управленческого персонала.                                  

     Интеграция и перекрещивание функций. Традиционная функциональная организация охватывает такие отдельные сферы, как маркетинг, производство, научные исследования, опытно-конструкторские разработки и др. Организация управления в XXI веке, судя по всему, будет иметь форму матрицы, поскольку ни одно важное решение не сможет приниматься, если оно не будет предусматривать интеграцию и координацию целого ряда функций.

     Глобализация. Рост производственных и технологических возможностей во всем мире, всеобщность потребительских и ресурсных рынков требуют глобальной организации действий. Фирма не может только производить или экспортировать товары в другие страны. Она должна иметь глобальную стратегию, которая позволяет действовать в ряде стран на любой стадии цепочки по созданию добавленной стоимости. Например, людские ресурсы, финансы, сырье могут быть найдены в любой части мира. И аналогично научные исследования и опытно-конструкторские разработки, производство могут осуществляться в одной стране, а рынки могут находиться в ряде других стран. Компании должны принимать во внимание условия конкуренции и внешней среды в каждой стране для выработки глобальной стратегии.

     Распространение  информационных технологий. Фирма будет в значительной мере зависеть от использования информационных технологий в интересах повышения эффективности операций и принимаемых решений, достижения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке. Компьютеры, информационные системы, системы связи будут оказывать существенное влияние на деятельность организаций и результаты их работы, на интеграцию производственных и обслуживающих процессов партнеров и повышение их конкурентоспособности.

     Ориентация на  акционера. Компания не сможет функционировать как закрытая организация, заинтересованная лишь в достижении своих внутренних целей. Менеджмент по-прежнему будет уделять преимущественное внимание акционерам компании, но интересы других держателей капитала также станут одним из приоритетов корпоративного управления. Фирмы будут играть более активную роль в поддержке культурных и других традиционных бесприбыльных организаций. Возрастет значимость вопросов этики ведения бизнеса в других странах. Потребуется выработка определенных мировых стандартов для глобальной корпорации.

    Гибкость и адаптивность. Организация XXI века будет быстро адаптироваться к изменениям отраслевых рынков и внешней среды. Адаптивность как важнейшее свойство организации будет обеспечиваться целенаправленным обучением и тренировкой работников, включением самоанализа в процесс деятельности. Частью обучающейся системы организации станут последовательное экспериментирование, применение соответствующих средств оценки деятельности.

     Ведущая роль клиента. Рыночная ориентация и удовлетворение потребностей клиентов останутся ключевыми факторами. Компании должны будут воспринять этот подход как постоянное условие принятия решений в области бизнеса. Наиболее полное отражение требований клиента к новому продукту или услуге станет их насущной потребностью. Все большее число фирм будет основывать свои системы поощрений и компенсаций исходя из уровня удовлетворения потребностей клиента.

Информация о работе Будущее организаций