Анализ организации в системе социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ организации в системе социальной защиты населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, структуру, функции, нормативно-правовые основы организаций в области социальной защиты населения;
2. выделить особенности форм и методов управленческой деятельности в сфере социальной защиты населения;
3. проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе;
4. провести анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты населения;
5. предложить направления совершенствования организаций социальной защиты населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Часть 1. Изучение организаций социальной защиты населения…………. 5
Понятие и сущность социальной защиты населения………………… 5
Система социальной защиты населения: факторы формирования и развития……………………………………………………………….. 8
Нормативно-правовые основы деятельности организаций социальной защиты населения……………………………………………………… 13

Часть 2. Анализ деятельности Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры……………………………………………………. 17
2.1Структура Департамента, функции, основные задачи………………… 17
2.2 Кадровое обеспечение Департамента………………………………….. 21
Часть 3. Система организаций социальной защиты населения в РФ……. 27
3.1 Развитие системы организаций социальной защиты в РФ…………… 27
3.2 Проблемы и пути реформирования системы организаций социальной защиты населения в России………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список литературы………………………………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Теория управления.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

     В марте-апреле 2003 г. организованы курсы повышения квалификации 27 специалистов учреждений и отделений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, муниципальных образований, специалистов органов опеки и попечительства, находящихся в структуре органов социальной защиты населения, занимающихся оформлением опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, в Уральском межрегиональном центре  обучения  персонала  Минтруда Российской Федерации  по темам «Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Отбор и обучение опекунских и приемных семей» [9].

    В целом анализируя динамику функционирования учреждений социальной защиты населения  на территории Ханты-Мансийского автономного  округа можно говорить о ее положительной  направленности, обусловленной улучшением финансирования и повышением квалификации сотрудников данных учреждений.

    Проанализировав деятельность учреждений социальной защиты населения на территории округа, можно  отметить следующие проблемы:

      – нехватка денежных средств  и неэффективное распределение полученных финансовых средств;

         – высокая текучесть кадров  и не укомплектованность штатов;

      – низкий уровень оплаты труда; 

      – ограниченный набор предоставляемых  услуг.

    Соответственно  можно рекомендовать возможные  варианты их решения:

    – привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности путем предоставления льгот в налогообложении;

    – подготовка специалистов по социальной работе в вузах г. Ханты-Мансийска;

    –  повышение заработной платы;

    – разрешение деятельности путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие.

    Однако  такое «точечное» исправление ошибок не может и не приведет к позитивным изменениям в оказании социальной поддержки  населению, для этого необходимо создание комплексной программы  по совершенствованию социальной защиты населения на территории муниципального образования.

    В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы:

    – Принцип государственной ответственности.

    – Принцип равенства всех граждан.

    – Принцип соединения правового и  этического регулирования.

    – Принцип социального участия.

    – Принцип социального партнерства.

    –Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан.

    – Принцип социальной эффективности.

    –Принцип  единства политики в отношении граждан  нуждающихся в государственной  поддержке на федеральном, региональном и местном уровне.

    Важным  направлением реформирования оказания социальной поддержки населения  является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся.

    В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения  взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими  и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

    Все вышеперечисленное свидетельствует  о том, что бескомплексное, включающее в себя государственный, региональный, местный уровни и коммерческий сектор программы социальной защиты населения во всех ее проявлениях, ее реальная реализация никогда не достигнет пропагандируемых целей предполагаемые нами по улучшению социальной защиты населения несмотря на общественный характер их положения, тем не менее в условиях любого региона или местности при своевременном и полном выполнении способны коренным образом изменить ситуацию [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 3. Система организаций  социальной защиты населения  в РФ

3.1 Развитие системы  организаций социальной защиты в РФ 

    В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. организаций — стационарных, полустационарных и нестационарных.

    В настоящее время значительная часть  центров социального обслуживания — это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье, детям, престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги: социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-бытовые и торговые, оказывать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Наиболее  высокими темпами сеть центров социального  обслуживания развивается в Краснодарском крае, Нижегородской, Самарской, Пермской, Московской областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время наибольшее количество центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов создано в Москве, Республике Дагестан, Кемеровской, Свердловской областях.

    Совершенствуется  их внутренняя структура: половина всех центров социального обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть — отделения социальной помощи семье и детям.

    В настоящее время действует свыше 1000 стационарных учреждений социального  обслуживания различных типов, в  том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 7 детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками.

    В республиках Татарстан и Коми, в Нижегородской, Орловской и некоторых других областях получает развитие сеть домов малой вместимости для ветеранов (на 8—15 человек). Такие дома для ветеранов пользуются большим спросом и авторитетом у престарелых граждан,

    Но  действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания, ставшая опорой в осуществлении мер по социальной защите населения, далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности. Достаточно сказать, что очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания составляет более 6 тыс. человек.

    Актуальными являются задачи оптимального удовлетворения потребностей людей пожилого возраста: создание домов-интернатов малой вместимости (до 100 мест), организация домов-интернатов в каждом муниципальном образовании, обеспечение функционирования стационарных учреждений как пансионатов социального обслуживания, создание в них домашних условий проживания и психологического комфорта, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений социального обслуживания, рациональное размещение домов-интернатов с учетом социальных интересов людей пожилого возраста, их психологических потребностей и привязанностей к определенной среде обитания . 

    Быстрыми  темпами развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения.

    Определенное  развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации функционирует свыше 450 учреждений, которые оказывают социальные услуги людям по более чем 20 направлениям деятельности — от организации досуга и культурно-спортивной работы до консультирования психологом, наркологической помощи, планирования семьи.

    Развивается сеть социального обслуживания детей в системе образования. Формируется служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются различные службы: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, а во-вторых, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях [15; 384-389].

    Несмотря  на многообразие социальных служб, практический эффект от уже проведенной и продолжающейся их модернизации невелик. Значительная часть социальной работы осуществляется хотя и в новых формах, но на основе традиционных структур жизнеобеспечения населения: государственной системы социального и пенсионного обслуживания, учреждений медицины, образования, охраны правопорядка, армии. Новые структуры, учреждения социальной работы лишь развертываются, формируется механизм их взаимодействия с государством и населением.

    Вместе  с тем, очевидно, что система социальной работы в России уже приобрела  новый облик. Она в значительной степени опирается на новые правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства [14;398].

3.2. Проблемы и пути  реформирования системы  организаций социальной  защиты населения  в России.

    За  последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства.

    Вместе  с тем остаются недостаточными материально-техническая  база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не приняты стандарты социального обслуживания населения, не внедрен порядок лицензирования этой деятельности.

    Развитие  социальной защиты населения в ХМАО должно происходить путем концентрации усилий на последовательной реализации мер по усилению и расширению системы  социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

    – улучшение порядка взаимодействия в округе социальной политики между  федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти ХМАО, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;

    – повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

    – развитие негосударственного сектора  в социальной защите населения;

    – совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

    – организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;

    – обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных  программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

    Основным  содержанием процессов развития в системе социальной защиты населения  является усиление адресности социальной поддержки, развитие самопомощи, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения. В связи с этим необходимо принять меры по упорядочению системы действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, чтобы увеличить размеры помощи реально нуждающимся гражданам.

    Остро стоит проблема подготовки в российских ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности как социальная защита не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых находится сейчас Россия. Для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки, начиная от изучения социального заказа до программ индивидуального продолжения обучения в процессе непрерывного образования.

Информация о работе Анализ организации в системе социальной защиты населения