Анализ организации в системе социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ организации в системе социальной защиты населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, структуру, функции, нормативно-правовые основы организаций в области социальной защиты населения;
2. выделить особенности форм и методов управленческой деятельности в сфере социальной защиты населения;
3. проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе;
4. провести анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты населения;
5. предложить направления совершенствования организаций социальной защиты населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Часть 1. Изучение организаций социальной защиты населения…………. 5
Понятие и сущность социальной защиты населения………………… 5
Система социальной защиты населения: факторы формирования и развития……………………………………………………………….. 8
Нормативно-правовые основы деятельности организаций социальной защиты населения……………………………………………………… 13

Часть 2. Анализ деятельности Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры……………………………………………………. 17
2.1Структура Департамента, функции, основные задачи………………… 17
2.2 Кадровое обеспечение Департамента………………………………….. 21
Часть 3. Система организаций социальной защиты населения в РФ……. 27
3.1 Развитие системы организаций социальной защиты в РФ…………… 27
3.2 Проблемы и пути реформирования системы организаций социальной защиты населения в России………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список литературы………………………………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Теория управления.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

      - соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

      -  создания рынка социальных  товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

      -  воспитания культуры населения  в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

     Модернизация  политики льгот, а именно так следует  рассматривать эту проблему, требует  концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и  политических деятелей, привлечения  к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.[14]

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2Система социальной защиты населения: факторы формирования  и развития 

     Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института – социальной защиты населения (СЗН), сделав его центром общественного мнения. Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной СЗН, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность. Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) – оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности. [15] 

     Под системой социальной защиты в настоящее  время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев  и групп населения, прежде всего социально уязвимых.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством. Социальная защита осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, социально создаваемых негосударственных фондов.

Впервые необходимость создания систем СЗН  была подчеркнута в постановлении  Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной  системы социальной  помощи семье» (1991), Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992), документах Минсоцзащиты России: «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации» (1993), «Концепция развития социального обслуживания населении в Российской Федерации» (1993) принятой в 1997г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1999-2000 гг.

     Предполагалось  в сравнительно короткие сроки создать  систему СЗН,  которая объединит и скоординирует разноплановые меры помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, соединит различные финансовые потоки и станет ощутимой частью инфраструктуры, способствующей нормальному функционированию рыночной экономики, а значит, и ее возможности создавать нормальные условия жизнедеятельности человека.  Планировалось создать принципиально новую систему СЗН, отличную от существовавшей в советское время. Старая система носила уравнительный характер, действия ее субъектов сводились к распределению и перераспределению имеющихся материальных  и денежных ресурсов. Она мало ориентировалась на активизацию потенциала творческих сил человека по преодолению бедности и выходу из трудной жизненной ситуации. Поэтому коренная переориентация экономических реформ на проблемы социально-трудовой сферы, область социальной защиты была объективно необходимой.

     В настоящее время система СЗН  складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью  социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.    

     Мы  рассматриваем институт социальной защиты как комплексную систему, формирующуюся в обществе для  решения многочисленных, взаимосвязанных  социальных проблем, обусловленных  необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и др. Рассмотрим их подробнее.

   Политические факторы  связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе.

     Необходимость политической стабилизации в обществе в решающей степени определяет превращение  системы социальной защиты населения  в элемент национальной безопасности страны, предмет особой заботы законодательных  и исполнительных органов власти. Ими принимаются конкретные меры по противодействию многим потенциальным и реальным угрозам, которым подвергаются жизненно важные интересы России: по преодолению бедности, замедлению снижения уровня жизни населения, социальной дифференциации общества, ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций. Среди этих мер, решений органов государственной власти, способных улучшить социальную ситуацию, развитие социальных выплат и социального обслуживания. Сюда же следует отнести действия, направленные на укрепление основ федерализма, повышения управляемости системы исполнительной власти, развитие социального законодательства, разработку и реализацию федеральных и региональных программ, заключение договоров о разграничении полномочий по вопросам социальной защиты с субъектами Российской Федерации и др.

     Экономические факторы определяют характер и специфику  функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов посредством взимания взносов, рассматриваемых к качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной или натуральной форме.

     Социальная  защита влияет на уровень накоплений и инвестиций, спрос и предложение труда, характер управления предприятиями и на стратегию руководства. Очевидно ее влияние на экономическую конъюнктуру и на явления, связанные с ростом производительности труда. Поэтому важным является внедрение экономических, рыночных механизмов в распределительные каналы и ее ресурсное обеспечение. 

     Рост  накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное  страхование по безработице и  пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на предприятиях мерами социальной защиты – это отражение влияния экономических факторов на состояние и развитие системы социальной защиты.

     Влияние экономических факторов проявляется  и в том, что в социальной защите удается полностью воплотить  принцип семейного подхода. Появляются новые возможности для противодействия  угрозам, связанным с демографическим  кризисом, состоянием генофонда и здоровья населения, ростом масштабов безработицы вынужденной миграции, падением морально-нравственных устоев в обществе. Семья, являясь важнейшей ячейкой общества, становится естественным защитником механизмов для своих членов, обеспечивающим выработку мировоззрения базовых моделей поведения и жизненной стратегии, возможности адаптации к изменившимся условиям социума. Вот почему одной из задач социальной защиты является укрепление потенциала семьи, в том числе и экономического, оказание ей помощи в развитии семейного бизнеса, предпринимательства для боле полной реализации потенциала в выполнении семьей своих функций.

     Идеологические  факторы играют важную роль в становлении  института социальной защиты.

     Идеологические  факторы отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества. Реально их влияние и на результативность деятельности складывающегося института социальной защиты. Известно, что в советское время господствующая коммунистическая идеология считала государственное социальное обеспечение приоритетной мерой в области социальной защиты населения.

     В нашей стране наметились основные общие  контуры многоукладной организационной структуры системы СЗН, в которой используются все организационно-правовые формы, осуществляемые в странах с рыночной экономикой. Конституция Российской Федерации ориентирует общество на создание социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Устанавливаются государственные гарантии по важнейшим положениям, составляющим суть социальной защиты. Создавая свою национальную модель системы СЗН, общество должно иметь четко изложенную новую идеологию социальной помощи и поддержки нуждающегося человека, учитывающую национальные традиции и менталитет, особенности многоукладной организационной структуры, опыт зарубежных стран, создавших социально-ориентированную рыночную экономику.

Необходима  и быстрейшая разработка современной  теории социальной защиты, чтобы на ее основе сформировать новую, активную социальную политику, реально стабилизирующую  повышение уровня жизни граждан  России. 

     Нравственно-психологические факторы на протяжении всей истории социальной защиты являются важнейшими регуляторами отношений, возникающих в сфере социальной защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека – при взаимодействии социального работника и клиента, в семье, в деятельности учреждений социального обслуживания и т.д. Социальные работники, к примеру, постоянно сталкиваются с проблемами проявления социального и политического неравенства, унижением человеческого достоинства,  утратой человеческих ценностей. Поэтому задача института социальной защиты – способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. Но важен и другой нравственный момент. Социальная помощь и поддержка нередко связаны в массовом сознании с настроениями социального иждивенчества, стремлением стать благополучным не за счет своего труда, а за счет «захребетничества». Вот почему так важно, осуществляя социальную защиту, полно и всесторонне анализировать социальные проблемы клиентов, особенности из жизненной ситуации. При оказании социальной защиты возрастает влияние психологических факторов, сопровождающих значительную часть социальных проблем клиентов – проблемы взаимодействия людей, их влияния друг на друга, отношений между ними. Налаживание взаимодействия с людьми, оказание им помощи в социальном функционировании – это сфера интересов института социальной защиты.

     Таким образом, на развитие системы СЗН  активно влияют факторы, связанные  с ее более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования  всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений  в обществе. Все указанные факторы определяются господствующей политической доктриной, проводимой государственной политикой, социально-экономической ситуацией в обществе. Их влияние выражается в постановке конкретных целей и задач по социальной защите человека в функциях, реализующих главную цель системы социальной защиты: оказать помощь человеку или группе людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Причем оказать помощь на личностном уровне, за счет активизации потенциала собственных сил и возможностей клиента; наладить связь между людьми, которые нуждаются в помощи, с ресурсными системами социума, с государственными учреждениями и законодательными органами. 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ организации в системе социальной защиты населения