Анализ организации в системе социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ организации в системе социальной защиты населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, структуру, функции, нормативно-правовые основы организаций в области социальной защиты населения;
2. выделить особенности форм и методов управленческой деятельности в сфере социальной защиты населения;
3. проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе;
4. провести анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты населения;
5. предложить направления совершенствования организаций социальной защиты населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Часть 1. Изучение организаций социальной защиты населения…………. 5
Понятие и сущность социальной защиты населения………………… 5
Система социальной защиты населения: факторы формирования и развития……………………………………………………………….. 8
Нормативно-правовые основы деятельности организаций социальной защиты населения……………………………………………………… 13

Часть 2. Анализ деятельности Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры……………………………………………………. 17
2.1Структура Департамента, функции, основные задачи………………… 17
2.2 Кадровое обеспечение Департамента………………………………….. 21
Часть 3. Система организаций социальной защиты населения в РФ……. 27
3.1 Развитие системы организаций социальной защиты в РФ…………… 27
3.2 Проблемы и пути реформирования системы организаций социальной защиты населения в России………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список литературы………………………………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Теория управления.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)
ter">1.3Нормативно-правовые основы деятельности организаций социальной защиты населения

     Деятельность организаций  социальной защиты населения и механизмы реализации социальной защиты базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

     Основные  права, свободы и обязанности  граждан находят юридическое  закрепление и гарантируются  государством в главном его законе - Конституции. Конституция Российской Федерации провозглашает, что «Российская  Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1; 4].

     В Российской Федерации охраняются также  труд и здоровье людей. Устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     В статье 38 Конституции Российской Федерации  записано: «1. Каждому гражданину гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. 2. Устанавливаются пенсии и пособия» [1; 9].

     В соответствии со ст. 39 Конституции, каждому  человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом [1; 9].

     Каждый  гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

     Она не только провозглашает право граждан  на социальную защиту, но и четко  определяет пути его реализации. Прежде всего, это:

– обязательное пенсионное страхование работающих;

– создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;

– принятие федеральных законов, гарантирующих  реализацию этих прав.

     В частности, 2 августа 1995г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения.

     Он  отличается актуальностью нормативного регулирования, особоёмкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан.

     Этот  закон, по существу, является базовым для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов [5].

     Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность [3].

     Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения, являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности, отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.

     Кодификационным также стал федеральный закон  от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон  закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18 лет). В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.

     Другим  кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

     Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам имеющих детей», а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996г., Федеральным законом от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле».

     Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий  граждан. Это, например, Федеральный  закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

     Социальная  защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с  учетом их индивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

     Большое практическое значение в осуществлении  социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете, - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

– Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

– Президентская  программа «Молодежь России»;

– Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению а запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

– Федеральная  миграционная программа;

     Социальные  программы, действующие в Ханты-Мансийском автономном округе:

–  Окружная межведомственная программа «Дети Югры»;

–  окружная программа «Демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2008-2010 годы»;

– программы  различных форм взаимопомощи семей  по месту жительства и обмену опытом семей по самообеспечению;

–   план действий по улучшению положения  женщин в округе и т.д. [6].

     Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие  реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 2. Анализ деятельности Департамента труда  и социальной защиты населения ХМАО-Югры

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Структура Департамента, функции, основные задачи 

    Социальную  защиту на территории Ханты-Мансийского  автономного округа осуществляет Департамент  труда и социальной защиты населения. В своей деятельности он подчинён Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, непосредственно курируется первым заместителем Председателя Правительства автономного округа по вопросам социальной политики.

    Департамент является исполнительным органом государственной  власти Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры, обеспечивающим проведение государственной политики и осуществляющим управление в области труда и социальной защиты населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с учетом природных, географических, экономических и иных условий.

    Департамент труда и социальной защиты населения  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) создан путем  преобразования Департамента социальной защиты населения Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры на основании  постановления Губернатора автономного округа от 11.07.2002 N 124 "О Департаменте труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа" [16].

    Департамент в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также Положением.

    Основными задачами Департамента являются:

  • Разработка предложений и реализация основных направлений государственной политики по правовому регулированию в сфере социального развития, труда, повышению качества жизни населения, демографии, социального партнерства и трудовых отношений, альтернативной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;
  • предоставление государственных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан;
  • разработка проектов социальных программ, нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам труда, совершенствованию мер социальной защиты населения, оказанию социальных услуг;
  • подготовка предложений и заключений  по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, федеральных программ, программ автономного округа; прогнозирование социальных последствий принимаемых решений;
  • организация дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности автономного округа, должности государственной гражданской службы автономного округа, за счет средств бюджета автономного округа;
  • организация социального обслуживания населения;
  • участие в пределах своих полномочий в разработке социальных норм и нормативов, в межрегиональном и международном социально-экономическом сотрудничестве, в организации и обеспечении мобилизационной подготовки и мобилизации;
  • сбор и систематизация информации по основным вопросам деятельности, прогнозирование развития, подготовка докладов о положении дел по приоритетным направлениям;
  • осуществление внутриведомственного контроля в рамках своей компетенции за  полнотой и качеством оказания государственных и социальных услуг, целевым расходованием бюджетных средств;
  • организация и ведение регионального регистра получателей мер социальной поддержки [7].

Информация о работе Анализ организации в системе социальной защиты населения