Электронное правительство как развитие идей электронной демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:55, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что сегодня во всем мире развертывается процесс информатизации, который активно влияет на основы человеческого бытия. Развитие информационных технологий превращается в важнейший фактор развития современного общества и меняет наши представления о времени, пространстве и даже человеческих способностях.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии создают иные условия работы, меняют политические процессы и технологии, что способствует развитию информационного общества. Вектор изменений затрагивает интересы и настроения людей, формируется общество разнообразия, которое создаёт огромное количество информации. В современных условиях чрезмерно централизованные структуры государственного управления оказываются не в состоянии эффективно реагировать на стремительные изменения окружающего мира, отсюда возрастают потребности в большей гибкости и мобильности системы политико-административного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................................3
1. Основные направления и тенденции развития электронного правительства........5
2. Электронная демократия ………………………….............................................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................12
Список источников и использованной литературы .................................................14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ТГП на тему.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 
РЕФЕРАТ

по дисциплине «Теория государства и права» 
на тему: «Электронное правительство как развитие идей электронной демократии»

 

 

 

      Выполнил: 

                                                               Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................................3 

1. Основные направления  и тенденции развития электронного  правительства........5

2. Электронная демократия  ………………………….............................................................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................12

Список источников и использованной литературы .................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      В последние  годы правительства во всем  мире начали интенсивно использовать  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с целью повышения эффективности  и качества своих услуг. Эти  инициативы и программы получили название «электронное правительство» или e-Government. Исторически идея электронного правительства приобрела известность в конце XX века, когда процесс информатизации набирал силу. Для обозначения области применения ИКТ в информационном обществе стали широко применяться в английском языке приставки «i–» (от information – информация) и «e–» (от electronic – электронный). Так появились электронная торговля, электронное обучение и тому подобное.         e-Government рассматривалось как важная и составная часть информационного общества. Трудно определить, кто персонально впервые употребил термин «электронное правительство». Это произошло в период массовой «электронизации», когда приставка «электронный» применялась практически ко всему.

      Концепция информационного общества обычно рассматривается, как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, новая фаза общественного развития, в которой информационный сектор экономики оказывает решающее влияние на развитие, как мирового сообщества, так и отдельных стран. Важно подчеркнуть, что с конца 1990-х годов концепция информационного общества начала активно применяться в социальной практике и проектах, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизни общества.

      Термин  «электронное правительство» появился  именно тогда, когда от внутренней  информатизации органов государственной  власти и информатизации процессов  информационного взаимодействия  между государственными структурами  перешли к электронному сетевому информационному взаимодействию с гражданами и организациями. Это породило идею «электронной демократии», то есть возможности граждан принять непосредственное участие в государственном управлении. Часто в определениях   e-Government  это обстоятельство является ключевым. Электронное правительство определяется как электронная форма общения граждан с государством. Электронное правительство заменяет собой посещение государственных организаций, звонки по телефону и отправку бумажных почтовых сообщений. Оно позволяет раскрыть процедуры и процессы принятия решений органов власти, а также ответственность конкретных лиц, что является элементом общественного контроля. e-Government не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

      Актуальность  выбранной темы обуславливается  тем, что сегодня во всем  мире  развертывается процесс  информатизации, который активно влияет на основы человеческого бытия. Развитие информационных технологий превращается в важнейший фактор развития современного общества и меняет наши представления о времени, пространстве и даже человеческих способностях.

      Сегодня информационно-коммуникационные технологии создают иные условия работы, меняют политические процессы и технологии, что способствует развитию информационного общества. Вектор изменений затрагивает интересы и настроения людей, формируется общество разнообразия, которое создаёт огромное количество информации. В современных условиях чрезмерно централизованные структуры государственного управления оказываются не в состоянии эффективно реагировать на стремительные изменения окружающего мира, отсюда возрастают потребности в большей гибкости и мобильности системы политико-административного управления.

      Возрастает  роль публичных органов власти, которые осуществляют работу  по обработке информации. Развитие  ИКТ создаёт предпосылку для  возникновения и функционирования новых каналов обмена информацией между обществом и государственными структурами. Актуальной становится проблема влияния новейших ИКТ на политический процесс, насколько их возможности способны повлиять на расширение демократической практики в современных государствах.

      К тому  же, данная тема является актуальной  ввиду того, что в Российской  Федерации осуществляется переход  к электронному правительству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Основные направления и тенденции развития электронного правительства 

      Электронное правительство – это система государственного управления, при которой деятельность официальных ведомств и служб, включая функцию управления, фиксируется на электронных носителях, а вся организационно-распорядительная документация публикуется в сети Internet и становится тем самым доступной каждому гражданину.

      Как видно из  определения,  главная цель электронного  правительства - сделать системы  государственного управления такими, чтобы они в большей степени  учитывали интересы граждан, организаций  и предприятий и давали им более широкие возможности для участия в выработке государственной политики, а также упрощали процедуры взаимодействия граждан и властей.  Стоит отметить, что концепция e-Government имеет массу преимуществ: во-первых, непосредственное участие граждан в процессе принятия государственных решений путем электронного голосования, во-вторых, возможность граждан следить за тем, как тратятся их налоги, в-третьих, помощь гражданам, желающим открыть свой бизнес, или уже имеющим свое дело, осуществлять все необходимые процедуры посредством Internet. Последнее подразумевает под собой создание специальных Internet-сайтов, позволяющих в любое время суток и в любой день недели подать необходимую заявку, получить нужную информацию или даже зарегистрировать новое предприятие, что позволит бизнесмену направить освободившиеся время и силы на повышение уровня продуктивности его работы, что в конечном итоге положительно скажется на экономическом росте страны. Некоторые страны уже давно создали такие сайты. Так, например, в Германии администрация Бремена предлагает предпринимателям и всем желающим осуществить платеж, получить консультацию юриста, работника налоговых органов и так далее.

      Среди преимуществ  электронного правительства можно  также отметить облегчение обмена информацией между правительственными структурами разного уровня. Например: В России с 1 июля 2012 года действует закон « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Это придусматривает систему межведомственного взаимодействия , в рамках которой государственные, региональные, муниципальные структуры ведут электронный документооборот. На простых людях это отразилось  таким образом, уменьшилось колличество справок , которые необходимо предоставить при получении тех или иных государственных услуг.

      Возможности e-Government уже наглядно продемонстрировали  несколько стран ЕС, которые лидируют  в этой области. Например, электронное  выставление счетов в Дании  за год сберегает 150 млн евро  налогоплательщикам и 50 млн евро бизнесу.

Важнейшим преимуществом электронного правительства является возможность 24-часового доступа пользователей  к ресурсам госучреждений.

      Однако существует  и ряд проблем при воплощении  проекта «электронное правительство»  в жизнь. Во-первых, потребуется массовая ликвидация компьютерной безграмотности, т.к. возможность воспользоваться услугами такого правительства должны иметь все граждане, независимо от наличия у них доступа в Internet, компьютерной грамотности и так далее. Другими словами, для электронного правительства нужен электронный человек. Во-вторых, свои услуги e-Government должно предоставлять не только через Internet, но и, например, через специально оборудованные телевизоры, мобильные телефоны или карманные компьютеры и общественные пункты доступа в Internet. В-третьих, возникает необходимость использования широкополосных каналов доступа в Internet, обеспечивающих более быстрый способ передачи данных, т.к. рост числа пользователей Всемирной сети потребует увеличения скорости доступа к ней. В-четвертых, существует проблема безопасности в сети Internet, т.е. активная киберпреступность  в сети. В-пятых, существует  проблема консерватизма политического класса, то есть нежелание и боязнь многих руководителей и функционеров идти на перемены, которые напрямую касаются их методов работы. Кроме того, идеи интернетизации госуслуг далеко не у всех вызывают восторг. Прежде всего недовольны профсоюзы. Ведь перевод государственных услуг в Internet означает потерю десятков и сотен тысяч рабочих мест для госслужащих. Так, например, Марк Сервотка, генеральный секретарь британского профсоюза PCSU заявил, что за последние три-четыре года в госсекторе было ликвидировано более ста тысяч рабочих мест. Особенно много рабочих мест было потеряно в центрах занятости и налоговых службах, которые затем были вынуждены нанимать новых сотрудников из-за роста безработицы. Сокращение госуслуг из-за сокращения рабочих мест в госсекторе оказывает отрицательное влияние не только на общество, но и на экономику. Потому что оно выталкивает людей, которые предоставляют важные для общества услуги, фактически на улицу. Чиновники менее всего заинтересованы в автоматизации, документирующей и раскрывающей их деятельность, поскольку сегодняшнее отсутствие прозрачности позволяет им избегать персональной ответственности.     

       Электронные государственные услуги помогают социальной консолидации общества и, будучи спроектированы соответствующим образом, могут сократить людям с теми или иными физическими недостатками количество барьеров при взаимодействии с государством. Для доступа к государственным услугам будет использоваться не только Internet, но и другие каналы, например цифровое телевидение, мобильные и стационарные телефоны и личные контакты с госслужащими.

Предоставление обществу эффективных и результативных услуг также экономит гражданам и бизнесу время и деньги.

Продвижение e-Government идет путем модернизации сотен видов других государственных программ. Большинство из них в настоящее время является местными, региональными и национальными.

       Проанализировав все вышеизложенное, можно придти к выводу, что развитие систем электронного правительства является одним из ключевых приоритетов таких стран как Евросоюз, Россия и др. В рамках политики единого информационного пространства. Фактически речь идет о постепенном выводе в Internet государственных структур, взаимодействующих с населением о создании условий для электронного оформления документов, о передаче в государственные органы различных видов отчетности, например, бухгалтерской,  об оформлении разрешительных документов и так далее. Например: ЕС ставит перед собой три базовые задачи - снизить административную нагрузку, предельно упростить доступ граждан стран Европейского союза к услугам государственных учреждений, обеспечить совместимость систем электронных правительств между государствами-членами сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Электронная демократия

      Анализ роли Internet в качестве гаранта демократии  является одним из самых перспективных  направлений политической теории. Как утверждает Р. Даль, демократия уже прошла на практике через несколько революций, причем ее сторонники часто даже не, вполне осознавали происходящее.                       Л. Гроссман полагает, что с развитием новых коммуникационных технологий наступает новая, третья великая эпоха демократии. Очевидно, что под третьей великой эпохой демократии Гроссман подразумевает «электронную демократию».

      Термин «электронная демократия»  или как ее часто называют  «on-line демократия», «кибердемократия»,  «виртуальная демократия», «цифровая демократия», «демократия века информационных технологий», «э-демократия», «e-democracy» стал активно употребляться теми, кто использует компьютерные технологии в политическом процессе. Что же такое «электронная демократия»? Данный термин впервые предложили ученые США и Великобритании, и он довольно быстро приобрел популярность в научных кругах. Как правило, под электронной демократией понимают использование новых информационных технологий для защиты и развития основных демократических ценностей и, в первую очередь, для участия граждан в процессе принятия решений органами власти, т.е. в целях приобщения граждан к политическому процессу. Но, стоит отметить, что различают электронную демократию в узком и широком смыслах. В узком понимании э-демократия состоит в использовании электронной поддержки для обеспечения соответствующих конституционных прав, требующих тех или иных формальных решений. В широком смысле понятие э-демократия означает учет мнений и вовлечение граждан и организаций в политические отношения и процессы.

Интересно, что В России в соответствии с распоряжением Правительства РФ, утвердившим государственную программу «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», реализуется мероприятие Создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне. (В рамках мероприятия Минкомсвязью России разработана федеральная государственная информационная система «Электронная демократия», одним из элементов которой является Единый портал электронной демократии Российской Федерации. Система позволяет:

  • формировать и отправлять в органы власти всех уровней публичные, в том числе коллективные,  обращения, отслеживать их статус, получать ответы;
  • привязывать к карте проблемы, о которых сообщается в орган власти;
  • проводить публичные обсуждения документов, сбор замечаний и предложений;
  • вести блоги органов власти;
  • оценивать качество принятых органом власти мер или ответа на обращение;
  • формировать статистику качества работы органов власти на основании оценок граждан.

Например. В июле-сентябре 2011 года по поручению  Правительства РФ на сайте Фонда «Общественное мнение» проходило общественное обсуждение проекта федерального закона «О любительском рыболовстве». В обсуждении приняли участие 5.363 человека, были предложены 287 поправок. В ходе обсуждения велись рейтинги поправок и авторов. В такой же форме происходили нашумевшие обсуждения закона «О Полиции»  и др. нововедения требующих общественного обсуждения.

      Теоретические основы  концепции электронной демократии  разрабатывались целым рядом  известных ученых. Одним из самых  известных считается японский  ученый Йонези Масуда, который сформулировал идею о формировании демократии участия на основе информационных технологий и этике совместного использования информации. Согласно И. Масуде, массовое производство информации и знаний усиливает роль регулятивной деятельности людей, в ходе которой устанавливаются и контролируются необходимые в общественном развитии социальные связи, соединяющие воедино людей, вещи и символические объекты. При этом возрастает значение как коммуникационной деятельности, так и социального управления. Если в индустриальном обществе наиболее прогрессивной формой правления была представительная демократия, то в информационном -  демократия участия. Как пишет И. Масуда: «Это будет политика участия граждан, политика, при которой управление будет осуществляться самими гражданами».

Информация о работе Электронное правительство как развитие идей электронной демократии