Эволюция взглядов Платона на систему государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. В нём он изложил второй проект наилучшего государственного устройства, приближая его к действительности греческих полисов. «Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой диалог Платона.
«Законы» — детище уже умудренного жизнью и во многих отношениях разочарованного в ней человека. Они представляют собою неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним мыслям, с углублением и оттачиванием тонкостей законодательства того общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».

Содержание

1. Эволюция взглядов Платона на систему государственного устройства (Диалог Законы)……………………………………………………………………………………….3
2. И. Пересветов о характере царской власти……………………………………………..7
3. Нормативистская теория права………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДО1.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал РУДН в г. Перми

 

 

 

Направление: юриспруденция

Дисциплина: история политических и правовых учений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРМЬ

2013 Год 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1. Эволюция взглядов Платона на  систему государственного устройства  (Диалог  Законы)……………………………………………………………………………………….3

2. И. Пересветов о характере  царской власти……………………………………………..7

3. Нормативистская теория права………………………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эволюция взглядов Платона на  систему государственного устройства  (Диалог  Законы).

Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. В  нём он изложил второй проект наилучшего государственного устройства, приближая его к действительности греческих полисов. «Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой диалог Платона.

«Законы» — детище уже умудренного жизнью и во многих отношениях разочарованного в ней  человека. Они представляют собою неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним мыслям, с углублением и оттачиванием тонкостей законодательства того общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».

«Законы» обширны и охватывают самые разнообразные проявления человеческого общежития. Здесь  Платон, как бы разочаровавшись в практическом осуществлении своего идеала, изображенного в «Государстве», отступает   в некоторых положениях и требованиях.

Количество «народонаселения» в государстве должно быть достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение порядка. Контингент колонистов устанавливается в 5040 человек; это, по мнению Платона, наиболее подходящее число граждан для нормального функционирования города. Установленное количество граждан должно всегда оставаться неизменным. Так, правители принимают меры, чтобы это количество никогда не увеличивалось и не уменьшалось, поощряя или воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в колонии. В число граждан  не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей. Наличие рабства является одной из предпосылок платоновской конструкции второго по совершенству государства. Платон отмечает, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов». Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства и делится на равные по плодородию участки.

В «Законах» он выступает  за потребительское равенство всех сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ, ничем  не должна быть больше остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества»         

 Политическим правами  обладают только граждане, основным  делом которых является поддержание  и соблюдение общегосударственного  устройства. Граждане являются равноправными, но принципы равенства трактуется Платоном аристократически. Полноправные граждане не занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни ремеслами. Лица, занятые физическим трудом, исключаются из числа граждан.  Ремесла совершенно воспрещаются не только гражданам, но даже их слугам.  Граждане должны посвящать себя государственной жизни. Ремесленники сохраняют личную свободу, но прав гражданства не имеют; правительство распределяет  их по стране в соответствии с потребностями в их труде. Земледельческий труд осуществляется рабами. Таким образом, граждане живут за счет труда рабов и ремесленников.

Платон подробно описывает  организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие  от первого проекта здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми методами. Идеальным государственным  устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. Все  выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.

Большое внимание Платон уделял вопросу о законе, являющемуся  одним из главных во всей его системе  политических взглядов. Платон связывает  понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой: «Людям необходимо установить законы, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон - основная опора, на которой держится государство. Защищая интересы граждан,  он все-таки высшей целью имеет благо государства.  Закон должен быть выше правителей, являющихся лишь слугами закона. В противном случае государство гибнет. Право менять закон Платон представляет властителям. И хотя философ неоднократно подчеркивает мысль о том. Что закон должен быть полезным, прежде всего для государства, то есть соблюдать интересы всех граждан, он  понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям.

Однако Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний  имеет пределы, обусловленные ограниченностью  ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда  этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться. Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным сознанием их разумности, пользы и даже  необходимости. Способность подчиняться философ ставит выше умения властвовать.

Платон различает правильные и неправильные законы. Правильными  он считает  лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. Остальные законы, не удовлетворяющие этому требованию, - неправильные.  В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестоко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства путем внушения представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение.

«Законы» являются более  подробным политическим проектом, и  это объясняется крайним недоверием Платона к людям и его стремлением  все предусмотреть и предначертать. Он хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для безусловного исполнения.

Хотя «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом. Несмотря на то, что  он хотел  представить устройство, приспособленное к человеческой природе, однако и здесь свобода вполне приносится в жертву общественной цели.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. И. Пересветов  о характере царской власти.

И. Пересветов прибыл в Москву из Литвы в 30-х годах XVI, выразив желание служить московскому царю. Для Ивана Грозного он написал ряд произведений: "Сказание о царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-салтане", "Предсказания философов и докторов", "Первая челобитная", "Вторая челобитная" и др. Они были созданы в середине XVI в.

В своих работах Пересветов дает советы московскому царю опираться  на мелких и средних служилых дворян, а не на бояр и знатных вельмож. Последние инертны и жадны, от них государство оскудевает. Он выступает за неограниченную власть царя-самодержца. Это совпадало со взглядами Ивана IV. В сочинениях Пересветова нет места заботам о крестьянах. Он считал эксплуатацию дворянами крепостного крестьянства нормой общественной жизни, но холопство осуждал, опираясь на моральные принципы и Священное писание. Главная цель этого осуждения – экономическое ослабление боярства, ибо труд холопов использовался преимущественно в боярских вотчинных хозяйствах. В вопросах торговой политики Пересветов был на стороне дворянства, предлагал царю регламентировать торговлю, устанавливать твердые цены, карать нарушителей. Пересветов чутко улавливал противоречия между дворянами и боярами, между дворянами и купцами. В интересах же дворянства выдвигались и предложения в области внешней политики. Проектировался поход на Казань, обещавший большие и плодородные земли, что было необходимо служилому дворянству. В трудах Пересветова были предвосхищены и обоснованы реформы, которые позднее осуществил Иван Грозный в области финансов, торговли и землевладения.

Идеал государственного устройства И.С. Пересветов видел в сильной государственной власти. "Государь без грозы, что конь без узды", – утверждал он. При этом главную опору царя автор находил в дворянстве, как прогрессивной части общества. Будучи идеологом поместного дворянства, он обрушивается на бояр-вотчинников, ленивых и царя предающих. По мнению И. Пересветова, возвышать следует людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам, особенно в среде служилого дворянства. Он предложил даже уничтожить "рабство" (холопство), вовлекающее в кабалу к боярам-вотчинникам служилых людей.

Высказываясь за централизованное государство, И. Пересветов по-своему порывает с замкнутостью натурального хозяйства.

Его предложения о  переводе воевод, судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в казну, безусловно, давали простор развитию товарно-денежных отношений, ликвидировали преграды, стоящие перед формированием всероссийского рынка. Впоследствии Иван IV внял советам И.С. Пересветова. Фактически принципы его экономической политики и ориентировались на упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации деревни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормативистская  теория права.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Наиболее яркими представителями этой теории являются Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.

Сторонники этой идеи выдвигали идеи о том, что исходным, в частности для концепции  Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы.

По Кельзену, бытие  права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками. Сравнивая право с пирамидой представители этой теории считали, что в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Несомненными достоинствами  этой теории в том, что в ней  верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как : нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы.

Нормативность в данном подходе органически связана  с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность  руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов. Признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Однако как и любая  теория нормативистская теория права  имеет и слабые стороны. Прежде всего  это то, что в нормативистской  теории осуществлен слишком сильный  крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Также слабыми сторонами этой теории является недооценка связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами (т.е. представители данной теории излишне «очищали» от них право), а также преувеличение роли государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

Признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов  первобытного общества.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно сформулировать признаки права, существенные характеристики права, которые  позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм:

Информация о работе Эволюция взглядов Платона на систему государственного устройства