Шпаргалки по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры готовые.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Правотворчеству присущи  следующие принципы:1)— научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.); 2) — профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.); 3)— законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); 4)  демократизм (характеризует степень участия граждан в этом вопросе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе5) гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). 6) Оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Принципы правотворчества  — это основополагающие идеи, руководящие  начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм,это ориентир для органов, творящих право.

Виды правотворчества

Правотворчество — богатое  по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. может быть, естественно, неоднородным. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);   2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например Президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Далеко не все юридические  нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы  целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных  договоров и в иных формах, Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Понятие и стадии законотворчества в РФ ***

Законотворческий процесс  — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов 1щией правотворчества выступают подзаконные нормативные 'Правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество —  сложный, неоднородный процесс, включай  в себя следующие стадии:

законодательная инициатива — закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании а и соответствующий законопроект в законодательный орган. р законодательной инициативы порождает у законодательного а обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но ръ или отклонить его — право законодателя. . Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Верховного Совета, Прокурору, районным и городским Советам народных депутатов, Конституционному, Верховному и Арбитражному судам Приднестровской Молдавской Республики по вопросам их ведения, республиканским объединениям профессиональных союзов по трудовым и социально-экономическим вопросам. (ч. 1 ст. 64)

обсуждение законопроекта  — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя проекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырн


Информация о работе Шпаргалки по "Теории государства и права"