Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_prokurorskomu_nadzoru.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)
 

7. Понятие принципов организации  и деятельности органов прокуратуры, их система и значение для  прокурорского надзора

Принципы ПН — это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Принцип законности. Формула принципа: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.

Выполняя функции по надзору за соблюдением законов, прокуратура должна сама строго и неуклонно соблюдать требования законодательства. Решению этой задачи способствует совокупность норм, составляющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, касающиеся их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, ряда возрастных цензов для лиц, замещающих должности прокуроров разных уровней, а также порядок назначения на должности, аттестации прокурорских работников.

Принцип публичности -органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.

Содержание принципа - обязанность органов прокуратуры реагировать на каждый случай нарушения законов, ущемления прав, свобод граждан, интересов личности, общества и государства.

Суть принципа публичности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в сочетании интересов органов государственной власти в лице прокуратуры по достижению поставленных перед ними задач, с неукоснительным обеспечением законных интересов граждан и должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации прокурором своих надзорных полномочий. Например, федеральное законодательство о выборах в органы МСУ содержит положение, согласно которому участие прокурора в судебном рассмотрении дел о нарушении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления является обязательным, не зависящим от усмотрения как любой из сторон, так и самого прокурора.

Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры - прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России.

Содержание принципа - единство системы органов прокуратуры в РФ, а характер ее деятельности обеспечивается непосредственно правовыми средствами.

Организация единой системы органов прокуратуры устанавливается на основании Конституции, Закона о прокуратуре и других ФЗ.

Единую систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Реализация принципа единства в организации и деятельности органов прокуратуры выражается в установленном законом едином правовом статусе прокурора. Принимая лично решения по вопросам, которые законом отнесены к его компетенции, прокурор в то же время действует от имени всей прокуратуры в целом.

Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры - в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими.

Содержание принципа - законодательное закреплении вертикальных связей, на основе которых строится вся система органов прокуратуры и управление ее структурными подразделениями.

Все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.

В случае неисполнения адресованных им предписаний они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры выражается также в обязанности вышестоящих прокуроров контролировать деятельность подчиненных прокуроров

Принцип внепартийности – организация и деятельность органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологических взглядов.

Содержание принципа - на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Принцип независимости - в своей организации и деятельности органы прокуратуры независимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.

Содержание принципа - с одной стороны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой стороны, они обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей.

Принцип гласности в деятельности прокуратуры - органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Содержание принципа – Конституцией закреплены права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы прокуратуры должны систематически информировать население через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности, правопорядка, мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе с преступностью, пресечению деятельности организованных преступных групп и других тяжких преступлений.

Принцип обязательности исполнения указаний прокурора - требования прокурора; вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.

Содержание принципа -  закон, наделяя прокурора широкими полномочиями по осуществлению надзорных функций, предусматривает соответствующие правовые средства юридического принуждения в случаях, когда гражданин или должностное лицо поднадзорного объекта отказывается подчиниться законным и обоснованным требованиям прокурора.

Прокурор имеет также право требовать от руководителей и других должностных лиц проведения различных проверок деятельности их организаций или подконтрольных учреждений.

Прокурор имеет право вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Значение принципов

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры реализуются по следующим направлениям:

1) в правотворчестве органов  федеральной законодательной власти, а также при издании Генеральным  прокурором РФ соответствующих  НПА;

Принципы служат ориентиром, в соответствии с которым законодатель разрабатывает и принимает законы, регламентирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в России. Эти же принципы законодатель должен учитывать и при формировании других федеральных законов, регулирующих иные общественные отношения, но в которых так или иначе принимают участие и органы прокуратуры.

Наличие единой системы принципов организации и деятельности прокуратуры также позволяет обеспечить преемственность при внесении изменений и дополнений в Закон о прокуратуре.

2) при осуществлении прокурорского надзора и деятельности прокуратуры по другим направлениям.

Принципы позволяют правоприменителю в лице прокурора обеспечивать толкование и применение норм права, в соответствии с сущностью всей отрасли права толковать отдельные его нормы, недостаточно определенно и четко сформулированные в тех или иных нормативных или инструктивных актах, а также конфликтующие между собой нормы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры по выполнению возложенных на них полномочий

 

8. Направления деятельности прокуратуры и отрасли прокурорского надзора

Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:

1) обеспечение общего надзора  за соблюдением Конституции и  исполнением законов;

2) осуществление уголовного преследования  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным  законодательством РФ;

3) координация деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

4) участие в соответствии с  процессуальным законодательством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5) рассмотрение и разрешение  в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан;

6) участие прокуратуры в правотворческой  деятельности;

7) участие прокуроров в заседаниях  федеральных органов законодательной  и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных  органов субъектов РФ, органов МСУ

8) организация издания специальной  литературы;

9) обеспечение прямых связей  в пределах предоставленной компетенции  с соответствующими органами  других государств и международными  организациями, сотрудничества с  ними, заключения соглашений по  вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;

10) осуществление деятельности  по подготовке и повышению  квалификации прокурорско-следственных  кадров.

ПН неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли:

  1. соблюдение законов
  2. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  3. исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  4. исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Выделение отраслей прокурорского надзора:

  1. позволяет конкретизировать деятельность прокуратуры по наиболее значимым направлениям
  2. обеспечивает четкую организацию деятельности, что исключает дублирование при выполнении прокурорами своих функций
  3. способствует оптимальной организации управления в системе органов прокуратуры.

Закон о прокуратуре определяет применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора его объекты, предмет и полномочия прокурора.

 

9. Содержание организации работы  в органах прокуратуры РФ

Организация работы в органах прокуратуры - комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры.

Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прокуратуры обеспечивается такими конкретными видами деятельности, как прокурорский надзор, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими, то организация работы включает в себя организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры, перечисленных Законе о прокуратуре. Кроме того, в прокуратуре должна быть организована работа внутри системы, а также деятельность по вспомогательному обеспечению прокурорской системы.

Таким образом, содержание организации работы можно представить в виде трех подсистем действий, мер, объединенных в единую систему.

В первую, внутрифункциональную, подсистему входят:

  1. анализ деятельности того или иного органа прокуратуры;
  2. распределение обязанностей между прокурорскими работниками;
  3. организация труда;
  4. анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, прогнозирование и планирование работы; работа с кадрами;
  5. контроль и проверка исполнения;
  6. оценка работы прокурорских работников;
  7. взаимодействие и координация деятельности структурных единиц;
  8. руководство;
  9. принятие и реализация управленческих решений.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"