Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

конституциооное право ответы на вопросы.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Референдум никогда не проводился на федеральном уровне в США, Австралии, Канаде.

8. Определение результатов  референдумаДля этого прежде всего нужно решить вопрос о действительности проведенного народного голосования. Одобренным на референдуме считается обычно решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Так, согласно ч. 1 ст. 45 австрийского Федерального конституционного закона «при проведении народного голосования решение принимается простым большинством поданных действительных голосов». Это относится и к референдумам по конституционным вопросам. Согласно части второй ст. 73 Конституции Македонии решение на референдуме считается принятым, если за него подано большинство голосов избирателей при условии, что более половины их общего числа приняли участие в голосовании.Юридич.сила актов-. Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом : это нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Подзаконные нормативно – правовые акты. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Подзаконные акты, дополняют законы.

44.Понятие системы государственных органов. Современные концепции построения системы государственных органов. Понятие, виды и правовой статус государственного органа.

1)Модели построения  государственного аппарата    Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:  централизованно-сегментарная, в которой органами госу­дарственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на мес­тах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в ус­ловиях политической стабильности в стране;  моноцефальная (лат. «моно» — один, «цефалс» — голова), в которой вся система государственных органов едина. Во гла­ве ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначаемость нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государ­ственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не орга­ны местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора. Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильнос­ти в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов; монотеократическая, в которой сочетается единовластие гла­вы государства, основанное на религиозных догмах, и длитель­ное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разде­ление властей и парламентаризм. Такая модель характерная для государств, провозглашающих ислам государственной ре­лигией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).  Цело­стную систему государственного механизма составляют государственные органы, учреждения и предприятияДля госоргана характерны следующие признаки:1) образование и формирование любого органа государство осуществляется на строго правовой основе, т.е. закрепляется законодательством2) госорган действует специализировано в системе других органов, являются самостоятельным элементом госаппарата и тесно взаимодействуют с другими элементами механизма государства3) госорган состоит из государственных служащих, которые находятся в определенных правоотношениях между собой и органом4) Любой госорган обладает властными полномочиями, которые определены их компетенцией

5) госорган имеет внутреннее строение, включая структурные подразделения, которые осуществляют те или иные функции, реализуя цели и задачи государства6) для осуществления своей компетенции госорган наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, счета в банке и источник государственного финансирования

7) госорган имеет право издавать  нормативные акты, обязательные  для исполнения теми субъектами, кому они адресованы, а также  применять меры принуждения, убеждения, поощрения, для обеспечения требований  этих актов и осуществлять надзор за их реализацией.Классификация госорганов:1)  по порядку создания: законодательные исполнительные судебные 2)  по порядку осуществления компетенций :единоличные И коллегиальные3)  по характеру полномочий:общей компетенцииорганы специальной компетенции4)  по структуре и способу организации:простые, не имеющие внутреннего подразделениясложные, обладают определенной внутренней структурой5)  по территориальному признакуфедеральныесубъектов федерацииместные госорганы6)  по способу возникновенияпервичные (возникают по принципу наследования либо избираются по установленной процедуре)производные – создаются первичные госорганы, которые наделяют их властными полномочиямиГосударственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственая властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

 

45.Понятие, функции, правовое регулирование деятельности парламента в зарубежных странах.

Понятие и социальные функцииТермин «парламент» происходит от английского «Parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler – говорить*. Впрочем, в дореволюционной Франции парламентом (parlement) назывался суд провинциального уровня, и лишь впоследствии этот термин стал эквивалентом английского.* Известная ленинская характеристика парламента как говорильни имеет, таким образом, некоторое этимологическое обоснование. По существу же, если она и бывала верна, то не вообще, а лишь в определенных случаях.

Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть Короля ограничило собрание крупнейших феодалов (лордов, т. е. господ), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и графств (сельских территориальных единиц)*. Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах. Впоследствии они развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.* Строго говоря, первоначальными предшественниками парламента следовало бы считать представительные учреждения рабовладельческих демократий, например Совет пятисот в Афинах, трибутные собрания в Риме.Что касается места парламентов в государственном механизме и соответственно их функций, то теоретики разделения властей Дж. Локк и Ш. Монтескье ограничивали их роль осуществлением преимущественно законодательной функции, тогда как Ж.Ж. Руссо – последовательный приверженец неделимости народного суверенитета – обосновывал идею единства верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную. Нетрудно видеть, что эти идеи лежат в основе соответственно дуалистических и парламентарных форм правления.Современный парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением. В большей или меньшей степени в зависимости от формы правления парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Так, согласно ч. 2 ст. 66 Испанской конституции 1978 года, «Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть Государства, одобряют его Бюджеты, контролируют деятельность Правительства и имеют иную компетенцию, которой их наделяет Конституция». Правда, как мы отмечали в связи с формами правления и государственным режимом, нередко сам парламент на практике, в свою очередь, также находится под контролем правительства или во всяком случае испытывает с его стороны достаточно сильное воздействие. Деятельность парламента контролируется и конституционной юстицией, о чем мы уже говорили в п. 2§ 5 гл. II.В основу государственно-правового регулирования народного представительства в социалистических странах были формально положены теоретические разработки В.И. Ленина, опиравшиеся на сделанный К. Марксом анализ опыта Парижской коммуны 1871 года, которая считалась первым государством диктатуры пролетариата. Отсюда, в частности, идея соединения законодательной и исполнительной власти, которая весьма импонировала большевикам, ибо исключала взаимный контроль независимых друг от друга ветвей власти – получив большинство мест в выборном органе, можно бесконтрольно сочинять любые законы и самим же их исполнять. Но то, что просуществовало два с небольшим месяца в масштабе сравнительно небольшого по нынешним меркам города, каким был Париж во второй половине прошлого века (если даже существовало именно так, как описано у К. Маркса), не было пригодно для крупного государства. Социалистические конституции разделили полномочия власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, отдав на словах верховенство и полновластие представительным органам и сосредоточив реальные функции управления в руках правительств и министерств при том, что над всеми ними стояли комитеты коммунистических партий, руководство которых давало непререкаемые указания и законодательным, и исполнительным, и судебным органам.Социалистическая концепция государства и демократии избегала даже термина «парламент», ибо основоположниками марксизма-ленинизма, особенно В. И. Лениным, этот институт был со всех сторон охаян как фактически безвластная говорильня, призванная «надувать простонародье». Ранее уже отмечалось, что в социалистических государствах выборные органы всех уровней образуют единую систему, составляющую как бы становой хребет всего государственного механизма и возглавляемую верховным органом народного представительства. В СССР таким органом считался с 1936 года Верховный Совет СССР, а с 1988 года – Съезд народных депутатов СССР. Такой орган объявлялся высшим органом государственной власти и имел право осуществлять на своем уровне все функции власти, по крайней мере законодательной и исполнительной. Согласно ст. 57 ныне действующей Конституции Китайской Народной Республики 1982 года «Всекитайское Собрание Народных Представителей является верховным органом государственной власти». В действительности решения таких органов лишь придают государственное оформление решениям узких руководящих органов (политбюро центральных комитетов) коммунистических партий. Тем не менее в целях практического удобства мы будем иногда употреблять термин «парламент» для обозначения также высшего представительного органа социалистического государства, сознавая всю условность и неправильность этого.В развивающихся странах, особенно в Африке и Азии, парламенты даже в тех случаях, когда формально строятся по модели развитых стран Запада, на деле обычно также безвластны, регистрируют решения внепарламентских центров подлинной власти. Разделение властей, даже если конституционно провозглашено, реально осуществляться не может в силу исключительно низкого культурного уровня общества. Это тоже, строго говоря, не парламенты, хотя так обычно называются. Но и мы в целях того же практического удобства будем называть эти органы так же.ФУНКЦИИ : 1)законотворческая,2) представительская,3) функция обратной связи, без которой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу.4) формирование бюджета,

46.Формирование парламента в зарубежных странах. Структура парламента и организация его палат.

Парламент (от лат. parlare; фр. parler - говорить, разговаривать) - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественный отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Основные способы формирования верхних палат:1. Формирование верхней палаты посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. Наиболее типичные примеры дает государственная практика Индии, Норвегии и Франции.Не более 238 членов Совета штатов Индийского Парламента (12 членов этой палаты назначаются Президентом) избираются выборными членами законодательных собраний штатов по пропорциональной системе представительства посредством единого передаваемого голоса, т.е. путем двухстепенных выборов.Двухстепенные выборы применяются и при формировании верхней палаты Стортинга - Норвежского Парламента. Избиратели избирают по пропорциональной системе депутатов парламента без подразделения их по палатам. Избранные депутаты Стортинга избирают четвертую часть своих членов, которые образуют верхнюю палату - Лагтинг. Остальные ? членов Стортинга составляют нижнюю палату - Одельстинг.Посредством трехстепенных выборов в основном формируется Сенат 5 Французской Республики. Сенаторы избираются депутатами Национального собрания, депутатами генеральных советов департаментов и делегатами муниципальных советов.2. Формирование верхней палаты посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат.Верхняя палата Конгресса США - Сенат - избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены Палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования осуществляется по мажоритарной избирательной системе относительного большинства [9, с. 218].Сенат Итальянской Республики также избирается посредством прямых выборов на базе областей. Количество мандатов зависит от численности населения областей (Ломбардия - 47, Сицилия - 27, Сардиния -9 сенаторов). Как правило, область имеет не менее семи сенаторов. Состав Сената формируется на основании смешанной избирательной системы: ? сенаторов избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а четвертая часть - на основании соперничества партийных списков по пропорциональной системе.Смешанная избирательная система применяется и при выборах верхней палаты Японского Парламента - Палаты советников. 152 депутата этой палаты избираются по префектуальным избирательным округам (в Японии 46 префектур), а остальные сто - от общенационального избирательного округа [5, с. 203].3. Чисто феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Традиционная система замещения мест в Палате лордов была за последнее время несколько модернизирована. Законом о пэрстве 1958 г. было введено пожизненное пэрство, распространенное и на женщин. Законом о пэрстве 1963 г. право занятия места в Палате лордов было предоставлено всем шотландским пэрам, которые до этого избирали лордов из своей среды. До недавнего времени в состав Палаты лордов входило более 1200 пэров, которые подразделялись на следующие основные группы: 1) наследственные пэры, имеющие право передавать свой титул по наследству; 2) пожизненные пэры, не имеющие права передачи титула по наследству; 3) ирландские и шотландские пэры (в настоящее время их в Палате лордов нет); 4) пэры по апелляции; 5) духовные пэры (епископы и архиепископы английской церкви) [9, с. 219].4. Формирование верхней палаты посредством назначения. Согласно ст. 51 Основного законы ФРГ, Бундесрат - орган представительства правительств 16 федеральных земель, члены которых назначаются правительствами этих земель из своего состава. Смена правительства земли автоматически влечет смену представительства земли в Бундесрате.Полностью назначаемы верхние палаты парламентов в таких государствах, как Канада, Иордания, Гренада, Барбадос, Ямайка и некоторых других.

5. Формирование верхней  палаты смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Сенат Бельгии, Сенат Ирландии).2)структура парл.и орган.его палат.- Структура парламента и его палат Разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные. В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.). Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.). Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии (вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий). Комитеты (комиссии) подразделяются на: - постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности): финансово-бюджетные; по иностранным делам; по правительственной деятельности; по ассигнованиям; по обороне и безопасности; по вопросам гражданской службы; по делам местного самоуправления; по торговле и промышленности; по вопросам образования и труда; по аграрным вопросам и т.д. - временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем): следственные; специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса); комитеты всей палаты; согласительные.

 

47.Полномочия парламента в зарубежных странах. Парламентский контроль.

2. Полномочия парламента в зарубежных  странахКомпетенция парламента - это  совокупность юридически установленных  полномочий, прав и обязанностей  конкретного государственного органа - парламента.В конституционно-правовой  науке компетенцию парламента принято рассматривать в двух аспектах: по объему полномочий и по направлению деятельности (по предмету ведения).По объему конституционных полномочий выделяют парламента:1) с абсолютно неограниченной компетенцией;2) с абсолютно ограниченной компетенцией;3) с относительно ограниченной компетенцией.В ряде стран с парламентской формой правления компетенция парламента неограниченная, т.е. не существует никаких конституционных ограничений в отношении содержания законодательных актов, никаких препятствий к принятию какого бы то ни было закона. Считается, что парламент имеет право принимать закон по любому вопросу. (Новая Зеландия, Великобритания, Япония).Парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией характерны для тех стран, где конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Парламент не имеет право выходить за рамки своих полномочий (Франция).Абсолютно ограниченная компетенция парламентов во многих развивающихся странах, главным образом в бывших колониях Франции (Сенегал, Габон и др.).Относительно ограниченная компетенция встречается в основном в некоторых федеративных и децентрализованных унитарных государствах, для парламентов которых характерна относительная подвижность границ их властных полномочий (ФРГ, Индия, Испания). Поскольку в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований, то соответственно парламент может действовать только в этих рамках.Компетенция парламентов по направлениям их деятельности:1. Законодательная сфера деятельности является одной из важнейших и составляет основное направление работы парламента.В современных государствах парламент продолжает законодательствовать, но эта его деятельность утратила суверенный характер. Хотя вместе с усложнением функций государства увеличился объем законодательной деятельности парламента, центром нормотворчества стало правительство. Так как объем государственной работы возрос, законодательная техника усложнилась, а само законодательство настолько специализировалось, что парламенту пришлось отказаться от части своих полномочий в пользу правительства.Процесс повышения роли исполнительной власти в законодательной деятельности парламента протекает по следующим основным направлениям.Во-первых, принимаемые парламентом акты разрабатываются и вносятся главным образом правительством, т.е. министерствами, ведомствами, департаментами и другими центральными административными органами.2. Полномочия парламента в области финансовой сферы. Прежде всего, это принятие государственного бюджета и установление налогов. 3. Контроль над деятельностью правительства является одним их наиболее важных полномочий парламента. Различают превентивный и последующий контроль. Превентивный контроль осуществляется в ходе образования правительства и выражается в обсуждении парламентом основных направлений деятельности правительства, его программы. Это может быть доклад премьер-министра вновь сформированного правительства с изложением основных направлений деятельности правительства, тронная речь королевы на первой сессии вновь избранного парламента (Великобритания).Формами последующего парламентского контроля являются вопросы к правительству (премьер-министру, министрам и другим членам правительства). Для этого регламентами парламентов отводится специальное время - «час вопросов». Так, с «часа вопросов» начинается каждый день работы английского парламента, а по четвергам на вопросы парламентариев отвечает премьер-министр. В Германии один депутат может задать не более двух вопросов в неделю. Обсуждение вопроса не предусматривается, решение по нему не принимается.Парламент осуществляет контроль за реализацией полномочий правительства, переданных ему в порядке делегирования. Средствами контроля являются обязательность парламентского утверждения актов делегированного законодательства, а также вмешательство в сферу делегированного законодательства и издание законов по вопросам, отданным на рассмотрение исполнительной власти.Существуют и иные формы контроля. Например, во Франции могут созываться специальные заседания парламента для контроля за исключительными полномочиями Президента в период чрезвычайного положения [7, с. 436].

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"