Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

конституциооное право ответы на вопросы.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

33.Разграничение предметов ведения между федерацией и её субъектами.

основные системы распределения компетенции между союзом и субъектами федерации.

Одним из самых актуальных является вопрос о распределении компетенции между федерацией (центральной властью) и ее субъектами. Существует исключительная компетенция федерации, исключительная компетенция субъектов федерации, и совместная компетенция федерации и ее членов.Исключительная компетенция федерации закрепляется, как правило, в федеральной компетенции.К ней относят:- вопросы обороны страны;- иностранные дела;- вопросы денежного обращения;- сбор важнейших налогов;- организация федеративно государственных органов;- рассмотрение и разрешение споров между странами федерации и субъектами;- рассмотрение споров между лицами федерации.К компетенции субъектов федерации обычно относят:- вопросы организации местных органов управления и самоуправления;- охрану общественного порядка;- охрану и защиту окружающей среды;- принятие местного законодательства (гражданского и уголовного)- вопросы культуры, образования, медицины;- организация и проведение выборов. Понятие совместной компетенции подразумевает наличие вопросов которые могут решаться как союзной властью, так и субъектами федерации. Существует такое правило, что если по вопросам совместной компетенции субъектом федерации принимается акт, противоречащий федеральному закону, то он признается недействительным, поскольку приоритет всегда принадлежит федеральному законодательству. Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономииГосударствоподобный или государственный характер территориальных единиц, составляющих федеративное государство (субъектов федерации), выражается в наличии у них своей конституции (как правило), своего парламента, правительства, иногда особой судебной системы и военизированных формирований (например, в США), часто своего гражданства, государственных символов – герба, флага, гимна. Территориальные единицы унитарных государств, пользующиеся государственной автономией, также имеют иногда конституции (Занзибар), гражданство (Аланды) и иные атрибуты государственности. Субъекты федераций обычно имеют паритетное или пропорциональное представительство в федеральных парламентах. То же можно сказать о высших территориальных единицах таких стран, как Италия, Испания. В некоторых странах конституции содержат нормы, направленные на недопущение преобладания какого-либо субъекта федерации в иных федеральных органах. Например, как уже отмечалось, ч. 3 ст. 175 Конституции Швейцарской Конфедерации предусматривает, что от одного и того же кантона может быть избран не более чем один член Федерального совета (правительства).Конституции некоторых федеративных государств содержат предписания, регулирующие основы государственной организации субъектов федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 28 германского Основного закона конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе самого Основного закона. В землях, уездах и общинах народ должен иметь представительство, образованное путем всеобщих, непосредственных, свободных, равных и тайных выборов, причем в общинах вместо выборной корпорации может действовать общинное собрание. Некоторые конкретные нормы, касающиеся компетенции, собственности и организации законодательной и исполнительной власти в штатах, содержатся в ст. 25–28 Конституции Бразилии.Согласно ст. 51 швейцарской Конституции каждый кантон обязан принять для себя демократическую конституцию, которая нуждается в согласии народа и должна пересматриваться по требованию большинства избирателей. Конституции кантона нуждаются в гарантии Союза, который дает такую гарантию, если конституция не противоречит федеральному праву.Как правило, конституции не называют субъекты федераций суверенными, однако есть некоторые исключения и из этого правила. Так, согласно ст. 3 швейцарской Конституции (она воспроизводит ст. 3 прежней Конституции 1874 г.) «кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу». Вопрос о том, может ли суверенитет быть ограниченным, в теории спорен.

34.Автономия: понятие, признаки, виды, значение.

Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в консти­туционном праве означает предоставление какой-либо части государ­ства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украи­не), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими пле­менами, в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами, в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-террито­риальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправл&рия, самосто­ятельности в решении местных вопросов. Любая форма территориальной автономии допускает государст­венное вмешательство в собственные дела автономии, если ее органы не выполняют конституцию государства (Испания и др.).Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Нередко создание автономии является результа­том длительной и упорной борьбы населения данной территории, осо­бенно если это население характеризуется этническими особенностя­ми. Компетенция автономных образований определяется конститу­цией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).Виды автономии. В зависимости от того, компактно или разрознен­но проживают этнические и иные общности, а также от других обстоя­тельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этни­ческие группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, кото­рые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут уча­ствовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государ­ства. В отечественной литературе такую форму автономии называют культурно-национальной (она рассматривается ниже).Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется опре­деленная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Кроме того, судебный про­цесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зареги­стрированные касты и племена в Индии.Территориальная автономия обычно бывает национально-террито­риальной или этнотерриториальной (первое название в'литературе за­рубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Этнотерриториальная автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных- групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские ост­рова в Португалии), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях — и определение автономии (Автономная Республика Крым).Иногда одна и та же этническая группа одновременно использует разные формы автономии (например, саами в Швеции и Норвегии).В отечественной литературе принято различать две главные формы автономии: национально-территориальную (этнотерриториальную) и культурно-национальную. Обе они, как видно из их названий, связаны с этническим фактором.В зависимости от объема полномочий существуют две формы наци­онально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: поли­тическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые призна­ки государственности..Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают норматив­ные акты в пределах своих полномочий. Однако по сравнению с обыч­ными административными единицами, которые тоже издают норма­тивные акты местного значения, административная автономия облада­ет некоторыми дополнительными правами.

Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она при­меняется там, где национальности, этнические группы живут не ком­пактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этничес­ких групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют предста- ' | вителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении вен- ^ гров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живу­щих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Фин- ]| ляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выборные советы, которые часто называют саамскими парламентами. Есть и межгосударственный совет саамов этих стран, но он не столько занимается вопросами языка и культуры, сколько регу­лирует оленеводство (определяет районы и периодичность выпасов и т.д.).

35.Конфедерация: понятие и признаки. Иные виды союзов и сообществ зарубежных стран в современном интеграционном процессе.

1) Конфедерация – союз независимых  государств, объединенных какими-то  общими целями и задачами (экономический  союз, военный союз, таможенный союз)Исторически конфедерация носит временный характер, служит переходной формой. Среди известных конфедераций выделяют королевство Нидерландов. Формальными признаками конфедерации являются:1)наличие договоров об образовании союза2)общие органы управления3)столица, флаг, герб4)общая валюта2)Конфедерация и иные виды союзов и сообществ в зарубежных странах.Наряду с политико-территориальными образованиями, структура и органы которых регулируются конституционным правом, есть и такие, которые созданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права, но с элементами конституционно-правового регулирования. Традиционным образованием такого рода является конфедерация. В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, обычно президентами, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государств-членов, которые могут также их аннулировать.Незначительные элементы конституционно-правового регулирования имеет британское Содружество, поскольку в некоторых его членах (не во всех) главой государства считается британский монарх, представленный генерал-губернатором (например, в Австралии, Канаде, Ямайке), хотя во многих других государствах имеются собственные президенты (Индия, Кения и др.). В меньшем объеме элементы конституционного регулирования присущи СНГ, в состав которого наряду в Россией входят 11 государств — бывших республик СССР (кроме прибалтийских), а также Содружеству четырех государств — Белоруссии, Казахстана, Киргизстана и России. Они создают общие органы, решения которых по некоторым вопросам могут иметь обязывающий характер (однако на практике это не осуществляется). Более высокая степень интеграции присуща созданному в 1996 г. Сообществу Белоруссии и России.Особый статус имеют колониальные и зависимые территории, находящиеся за пределами метрополии, а также резервации, находящиеся на территории метрополии. Зависимые территории (заморские департаменты и др.) — это остатки колониализма. К их числу, например во Франции, относятся заморские департаменты Реюньон, Гвиана, заморская территория Каледония и др. Заморские департаменты во многих отношениях приравнены к французским. Заморские территории имеют свое территориальное собрание, принимающее в соответствии с конституционным законом Франции 1992 г. местные законы, но большей властью обладает назначаемый правительством Франции губернатор. Великобритания сохранила некоторые мелкие колониальные владения (главным образом островные). Часть из них является так называемыми самоуправляющимися колониями (население избирает свои местные органы), другие управляются назначенными губернаторами.В некоторых странах существуют резервации для коренного населения. В Канаде, Колумбии, США это индейцы, в Австралии, Новой Зеландии — маори. Теоретически резервации рассматриваются как особая единица, управляемая племенными советами в соответствии с местными обычаями, но на деле жизнь племен находится под надзором федеральных властей (но не властей штатов).

 

36.Понятие и источники избирательного права в зарубежных странах. Понятие и виды выборов.

Понятие избирательного права используется для обозначения двух взаимосвязанных явлений:1) под избирательным правом подразумевается институт, т.е. совокупность норм, регулирующих порядок и условия формирования выборных органов, замещения выборных должностей;2) избирательное право означает субъективное право лиц на участие в выборах. Причем понятие субъективного избирательного права имеет два значения. Участие в выборах заключается в подаче голосов избирателями. Но выставление кандидатуры на выборный пост также представляет собой форму участия в выборах. Поэтому различают активное избирательное право, обеспечивающее участие в выборах в качестве избирателя, и пассивное избирательное право, то есть право участвовать в выборах на правах кандидата в депутаты, президенты, губернаторы, шерифы и иные должности. Основным источником избирательного права является конституция данного государства.Законодательство о выборах довольно обширно и де­тально, прежде всего, это:—    органические законы о выборах;—    избирательные кодексы;—    законы о выборах;—     законы о финансировании выборов;—     законы о политических партиях;—     толкование центральных избирательных комиссий—      неписаные источники — обычаи, традиции-акты международного права,Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы избирательного права), в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политической автономии могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований. Такие нормы могут содержаться в декретах президента, в постановлениях правительства, в решениях конституционных судов, касающихся тех или иных вопросов избирательного права, в инструкциях центральных избирательных комиссий и других органов, возглавляющих проведение выборов.2) Понятие и виды выборов.Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, Во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный орган власти или избирается конкретное должностное лицо.Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два или более кандидата или несколько партий. Выделяют следующую классификацию выборов:1- в зависимости от территории их проведения:- общенациональные выборы, которые проводятся в масштабах страны;- региональные выборы, проводимые в рамках крупных территориальных единиц (в рамках штатов США);- местные выборы (сравнительно небольшие территории – города).2- в зависимости от способа волеизъявления граждан:- прямые – это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост;- непрямые – такой вид выборов, при которых воля избирателей опосредуется волей группы выборщиков либо реализуется через действующий избирательный орган. Существует два вида непрямых выборов: косвенные и многоступенчатые.При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо.В многоступенчатых выборах в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган; местный совет, парламент или одна из его палат (так избирается президент Италии, классической системой многоступенчатых выборов была система выборов в Советы, существовавшие в СССР).3- Выборы также делятся на очередные  и внеочередные.Очередные – проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе (к примеру, срок полномочий американского президента – 4 года, французского президента – 7 лет).Внеочередные – проводятся до истечения срока полномочий представительного органа или должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна – вакансия должности.Внеочередные выборы, если это касается коллегиального органа (например, парламента), проводятся чаще всего в тех странах, где возможен досрочный роспуск парламента. Тогда после процедуры досрочного роспуска назначаются досрочные выборы и избирается новый состав парламента.4 – выборы могут быть частичными и дополнительными.Дополнительные выборы проводятся в зависимости от того, есть ли вакансия в коллегиальном органе. Проводятся в тех случаях, если кто-то выбывает из состава данного органа в силу болезни, смерти или добровольной отставки.

Частичные выборы – выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законом. Такие выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа (например, в США каждые 2 года переизбирается треть Сената США).

37.Принципы избирательного права: понятие, гарантии реализации, конституционное закрепление в зарубежных странах.

Принципы избирательного права.

-принцип всеобщности избиратель­ного  права, равенства, свободы волеизъявления, прямые или непрямые выборы, тайного  голосования.

Всеобщее избирательное право —могут участвовать все граждане,. Дан­ный принцип ограничен избирательными цензами.

Равенство избирательного права означает, что избира­тели имеют равное количество голосов и участвуют в выборах на равных основаниях.

Прямыми выборами называются выборы, во время ко­торых избиратель голосует непосредственно за кандидата в депутаты или другое выборное лицо.

Непрямые выборы имеют две разновидности: косвенные и многостепенные. При многостепенных выборах депутаты нижестоящих выборных (представительных) органов избирают депу­татов вышестоящих (представительных) органов

Принцип свободных выборов означает, что граждане уча­ствуют в выборах добровольно, без государственного принуждения.

Принцип тайного голосования предполагает исключе­ние контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора.

 

38.Виды избирательных цензов в зарубежных странах.

Избирательные цензы: понятие и виды.

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потен циальному избирателю). общие требования - регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования - предъявляются к кандидатам на выборные должности.Возрастной ценз — это установленное законом требование,согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в тойили иной местности в течение определенного времени.  Для получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США - 1 мес., ФРГ - 3мес., во Франции - 6 мес., в Канаде - 12 мес.). В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме.Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» и совершенно не распространялось на женщин.Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующихдесятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большинстве стран. США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия – в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945. Имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которыефактически играют ту же роль. Существует целый ряд другихспособов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие. Кое-где применяются различного рода «моральные цензы». В ряде стран фактически и юридически лишились избирательных прав «цветные» и некоторые другие национальные мень-шинства.Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целым рядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивногоизбирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Прежде всего для кандидатов на выборные должности повсеместно  устанавливается более высокий возрастной ценз  При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости иносит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительных требований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т. д. Большинство кандидатов — это обычно профессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т. д., пользующиеся поддержкой политических партий.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"