Шпаргалка по "Римскому частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Римскому частному праву"

Вложенные файлы: 1 файл

Римское право билеты.doc

— 801.00 Кб (Скачать файл)

4) Мандаты  -  инструкции,  адресованные  правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права,  которые применялись и к перегринам.

      Первоначально конституции  императоров  касались лишь вопросов публичного  порядка (организации администрации,  преступлений и т.п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования.  Многие  выработанные  в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

         Утрата римским правом  былого  динамизма,  стирание граней между цивильным и преторским  правом,  поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл,  создали благоприятные условия для проведения  кодификационных работ.  Особенно оживленно работы по систематизации права велись в  восточной  части  Римской  империи  (Византии).

Здесь в конце III века  н.э.  были  составлены  частные сборники  римского  права  - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана,  включившие в себя подлинные тексты императорских законов со 196 по 365 г.  н.э.,  а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия).

    Кодекс  Грегориана  (Codex Gregorianus) был выпущен в конце III в. (295 г.). Он назван по имени автора. В нём собраны конституции, начиная с Адриана и кончая современниками автора. Кодекс состоит из 19 книг. В 13 из них автор следовал системе преторского эдикта последней редакции. Таким образом, книги делились на титулы с предметными рубриками, материал размещался неравномерно. Конституции в пределах титулов приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания. В 14-й и следующих книгах трактовалось уголовное право и процесс. Собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.

    Дополнением  к первому собранию явился  после 295 года Кодекс Гермогениана (Codex Hermogenianus). Составитель трижды пересматривал данное собрание, подвергая большинство конституций тщательной редакции. В кодексе собрано 120 конституций, разделённых по содержанию на 69 титулов без объединения в книги.

   Особенностью  Кодекса Феодосия (Codex Theodosianus),  свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ,  было то,  что он включал в себя только действующее императорское законодательство. В данном кодексе правительством восточно-римского императора Феодосия II  (402-450 гг.) собраны только конституции императоров. В Риме Кодекс был принят соправителем Феодосия II, Валентинианом III. Кодекс был принят на востоке, но более продолжительное действие имел на запале, в Галлии. Он распадается на 16 книг, разделённых по предметным титулам. В кодексе получили отражение изменения, которые произошли в государственной и частно-правовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был отражён в общественной и служебной иерархии. После революции III в. в экономике и праве был пересмотрен ряд вопросов частного права, связанных в частности с землевладением. Кроме того, следует отметить процесс закрепощения.

        Всеобъемлющая систематизация  римского  права   была проведена в  528-534 гг.,  т.е. уже после падения  Западной Римской империи,  по  указанию византийского императора  Юстиниана.  Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан.  Результатом работы комиссии  явилось  составление  ряда  крупных сборников римского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям - включениям норм более позднего,  в частности греческого и восточного права.  На более позднем  этапе

истории  права  (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis).

    Кроме того, Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права  в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

 

Билет 3.Деятельность римских юристов.

      Труд римских юристов  – это многовековой и лишь в незначительной степени дошедший до нас труд, приведший в первые века н.э. к детальной разработке всех юридических вопросов, связанных с относительно сложной хозяйственной жизнью того времени. Римские юристы придали римскому частному праву тот вид, который обеспечил его место в истории. Недаром ещё в древности говорили, что юристы «создали» римское право.

       Римская юриспруденция приобретает  чисто светский характер начиная  с плебейского понтифика Тиберия  Корункария (с 254 года до н.э.), правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского  периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по  вопросам  судебного процесса,  формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты,  в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе,  оказывая помощь  одной из  сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов - из сенаторской знати, а в I в.  до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший,  Марк  Манилий,  Алфен  Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто считают основателями римской юридической науки). Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского права (Сульпиций).

      Римская юриспруденция достигла  расцвета в эпоху принципата (I-III вв.). Когда римское частное право достигло вершины развития, перед юристами стояли следующие задачи: обеспечение господства верхушки рабовладельческого класса, разрешение классовых противоречий, закрепление неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и землю. В этот период круг  юристов  становится  шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы  этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики,  были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов.  В I - начале  П в.  н.э.  возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы  (основатель Лабеон),  которые вели преподавание права и давали разную  трактовку  некоторых  (правда,  второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин, Африкан, Гай, Юлиан,  а  вторых  -  Прокул, Ювенций, Цельз.

Хотя римские юристы оставались достаточно консервативными и опирались в своей деятельности на труды предшественников, в данный период в толковании закона юристами появилось прогрессивное начало: на место словесно-грамматического толкования пришло толкование, основанное на отыскании воли закона или сторон. Существовала риторическая теория толкования права, попытки логического толкования.

        Римские юристы составляли многочисленные  труды. Одни из них  предназначались   для  учебных целей,  другие  – для практического использования. Большой популярностью пользовались  комментарии  цивильного  права  и преторского права,  а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения  по  различным  правовым вопросам,  с попытками синтеза цивильного  и преторского права.  В дигестах обычно  использовались  выдержки  из более ранних работ ("Ответов",  "Вопросов" и т.д.) того же самого или других  авторов,  причем  правовой материал располагался в строго определенном порядке (отсюда и сам термин digesta - "приведенное в систему").  Наибольшей известностью в Риме пользовались дигесты Альфена Вара,  Цельза, Марцелла, Цервилия Сцеволы и, особенно, Сальвия Юлиана.

Важное место  среди  работ  римских юристов  занимали институции,  систематически излагавшие римское право в учебных целях.  Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном  посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту.  От  институций  других  римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права:  "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам,  или к вещам,  или к искам". Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем,  оригинальной, она была значительным шагом вперед  в  понимании права.  Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права – от средств их защиты. Несмотря на  трехчленную классификацию самого правового материала,  Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система,  получившая впоследствии  название  институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Но даже самые  блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны  к отвлеченным  рассуждениям  и  к простому теоретизированию.  Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов  решать  отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали  абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает,  чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской  классической  юриспруденции  не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий,  как иск (actio),  собственность (dominium), договор (contractus), сервитуты (servitutes) и т.п.  Но зато в ней имеются   многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

С установлением  в Риме императорского правления  активизируется практическая  деятельность юристов - дача  правовых  консультаций.  Эти  консультации (так  называемые "ответы") оказывали большое влияние на  судей,  которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

 Император  Август предпринял попытку несколько  унифицировать деятельность юристов,  разрешив только определенному  их  кругу  давать ответы,  имеющие официальное значение.  Эти юристы должны были записывать  свои ответы (консультации),  ставить свою печать,  чтобы тем самым засвидетельствовать  легальность правового источника.  Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок,  согласно  которому  только  мнение определенных юристов имело правовую,  т.е.  обязательную силу.  Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Укреплению  авторитета  римской юриспруденции  как источника права во II - III вв.  н.э.  способствовал  тот факт,  что  императоры  стали нередко  приближать видных юристов к своей  особе,  назначать их на ключевые  государственные посты (префекты претория и т.п.).  Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиниан, при Александре Севере - Павел и Ульпиан и т.д.

В постклассический период связи с установлением  всевластия императоров новые поколения  юристов утрачивают право  давать обязательные консультации,  лишаются возможности формулировать новые правовые нормы,  как это  уже раньше произошло с преторами. Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве  источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентиана III  о  цитировании  была  признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов:  Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Судьи должны были  выявлять  общее  мнение этих юристов,  а в случае разногласия между ними - мнение большинства.  В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана,  если же в этом случае  Папиниан  не  высказывался, судья мог действовать самостоятельно.

 

Билет 4.Кодификация Юстиниана: причины проведения, составные части, юридическая сила.

       В юстиниановскую эпоху политика  в области законодательства сводилась  к цели восстановления единства  Римской империи. Задачей ставились  из двух потоков памятников  прошлого – императорских законов и работ классических юристов – создать свод законов, пригодных для применения в новых экономических и политических условиях.

Кодификация Юстиниана  отличается от предыдущих большим размахом, более высокой творческой силой. В ней обнаруживается более широкая основа источников и более обильное их использование, а также тщательная обработка избранных текстов.

      Обширные кодификационные работы,  которые велись под непосредственным  руководством самого императора,  снискавшего  себе  славу   самого великого законодателя всех времен и народов,  начались с составления Кодекса Юстиниана.  Подготовка  Кодекса  была  поручена созданной в

феврале 528 года комиссии,  состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди  которых особенно выделялись Трибониан и Феофил.  Комиссия была уполномочена, использовав  ранее изданные частные и официальные сборники,  а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия,  собрать воедино императорские конституции,  устранить имеющиеся в них противоречия, исключить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юстиниана,

первая редакция которого не сохранилась,  был составлен  с поразительной быстротой и  издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в  него законодательные акты  отныне  подлежали отмене.

Поспешность в  составлении Кодекса была причиной многих его недостатков  (противоречий,  устарелых  положений),  которые стали особенно очевидными в связи с составлением других частей  кодификации  Юстиниана.  Целый ряд нововведений,  содержавшихся в законодательстве Юстиниана,  особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражданским правом и "правом народов", между квиритской и бонитарной собственностью и т.д.),  делали  необходимой разработку новой редакции Кодекса Юстиниана. Эта работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана.  Переработанный вариант Кодекса (именно в этом  виде  он  и сохранился)  был опубликован 16 ноября 534 года,  а 29 декабря того же года был наделен силой закона.

По примеру  Законов XII таблиц Кодекс  Юстиниана  был разделен на 12 книг.  В книге 1  рассматриваются вопросы церковного права и  христианской  теологии,  книги 2 - 8 посвящены

различным вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затрагиваются  различные  стороны  публичного права (административное управление,  преступления  и  наказания  и т.д.).  Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены  в  хронологическом порядке;  древнейшая из использованных в Кодексе - Конституция Адриана 117 года,  самая  поздняя  - Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года.  Фрагменты, содержащие текст отдельных конституций, включают сведения об издавшем их императоре,  о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания.  Составителем Кодекса было разрешено вносить существенные изменения в цитируемые законодательные положения (редактировать,  сокращать и т.д.),  о чем свидетельствуют сравнения с соответствующими текстами  конституций по Кодексу Феодосия.

Информация о работе Шпаргалка по "Римскому частному праву"