Шпаргалка по "Римскому частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Римскому частному праву"

Вложенные файлы: 1 файл

Римское право билеты.doc

— 801.00 Кб (Скачать файл)

     Важнейшую  часть  кодификации  императора  Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала,  составляют дигесты,  или пандекты.  Последний термин позаимствован из греческого языка,  что означает "содержащий в себе все".

По замыслу   Юстиниана,  изложенному  в  специальной Конституции от 12 декабря 530 года,  его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков  известные  профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской  (Дорофей  и  Анатолий)  правовых

школ.  Составители  дигест (позднее они стали называться компиляторами) были наделены широкими  полномочиями  по отбору   и   сокращению  текстов  классических  юристов

("древних  юристов"),  по устранению в  них противоречий, повторений  и   устаревших положений,  по внесению  в них иных изменений с учетом  императорских конституций. В  процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и  использовала  2  тыс.  сочинений,  обработала 3 млн. строчек.  В случае возникновения спорных  вопросов  она обращалась за разъяснениями к Юстиниану,  который издавал соответствующие конституции,  составившие "50 решений".  Дигесты, учитывая  масштабность использованного в них материала,  были подготовлены исключительно за  короткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года специальной Конституцией. Дигесты представляют собой уникальный  правовой  памятник,  насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс.  текстов,  взятых из книг римских юристов, живших с I в.  до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний,  Модестин.  Так, тексты Ульпиана составляют 1/3, Павла - 1/6, Папиниана - 1/18 часть. Структурно Дигесты делятся на семь частей  (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг,  которые в свою очередь (кроме

книг 30-32  о  легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, число  и  размеры которых неодинаковы.  Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь  юриста,  Фрагмент  приводится с указанием автора и названия

работы, откуда почерпнута цитата. Содержание Дигест весьма широко  и  разнообразно.  В

них  рассматриваются  некоторые общие вопросы правосудия и права,  обосновывается деление  права на  публичное  и частное, дается очерк возникновения и  развития римского права,  излагается понимание закона и т.д. Сравнительно немного места отведено публичному праву,  главным образом в последних книгах (47-50),  где говорится о  преступлениях и наказаниях,  о процессе,  правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т.п. Представлены здесь  и  вопросы,  относящиеся  к сфере международного права:  ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т.д. Наиболее полно  в Дигестах представлено частное право.  Особенно много внимания в них уделено наследованию (по  закону и завещанию),  брачным отношениям,  вещному

праву, различным  видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции,  характерные для постклассического римского права:  слияние преторского и цивильного права и  устранение многих формальностей последнего (например, деления  вещей  на  манципируемые  и  неманципируемые),

смягчение отцовской  власти, стирание различий между легатами и фидеикомиссами и т.д.

В стремлении  приспособить  римскую классическую юриспруденцию к византийской

действительности  в VI в.  комментаторы нередко искажали первоначальный текст,  включали новые положения, причем делая это от имени цитируемого  автора  (интерполяции). Вероятно,  целый  ряд  изменений в классических текстах был осуществлен  не  непосредственно  компиляторами,  а

составителями копий работ,  которыми они пользовались и в которые ранее на полях рукописи и между строчками были внесены уже вставки и исправления.  Выделение интерполяций и глоссем, позволяющее различать классическое и постклассическое  право,  составляет  одно  из наиболее

важных направлений  в современной романистике.

Дигесты написаны на латыни,  но  многие  термины,  а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана и Модестина) даны по-гречески. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов.

Первоначальный текст Дигест Юстиниана не сохранился. Наиболее  древняя  и  полная копия (флорентийская рукопись) относится к VI или VII вв.  Сохранился также  ряд копий Дигест Юстиниана, составленных в XI-XII вв., но в них были допущены значительные сокращения, а также значительные искажения текста (так называемые "вульгата").

     Своеобразной  частью  кодификации  Юстиниана  являются Институции - элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530  году  была  составлена специальная  комиссия  из  Трибониана  (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея.  Последние и являются  фактическими авторами Институций Юстиниана,  поскольку Трибониан в это время был занят подготовкой  Дигест. Институции были изданы 21 ноября 533 года и в том же году (одновременно с  публикацией  Дигест)  получили силу императорского закона,  стали применяться как официальный источник права. В основу Институций Юстиниана были положены  сочинения  Гая  (Институции  и "Повседневные дела"),  а также Институции Флорентина,  Марциана, Ульпиана и Павла. Определенное влияние на них оказали дигесты,  а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в  меньшей степени,  чем Дигесты,  отразили черты постклассического  (позднеримского,  византийского)  права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены (например вышедшие из  употребления  формы  брака,

легисакционный  и формулярный процесс и т.п.).  С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу,  конкубинату,  колонату и т.п. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее,  чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация вещных  прав, расширен круг оснований возникновения обязательств (добавлены квазиделикты). Как и Институции Гая,  Институции Юстиниана  состоят

из  4  книг.  Под влиянием Дигест они были разделены  на титулы,  которые состоят из отдельных фрагментов.  Хотя систематика  Институций Юстиниана позаимствована из Институций Гая, расположение материала (особенно в последней книге) имеет некоторые отличия. В первой  книге («лица») даются общие сведения о правосудии и праве,  о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке,  об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга («вещи») посвящена вещному праву.  В  ней  подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения.  Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к правам на вещи, наследственному и обязательственному праву, а именно, наследованию без завещания,  степени когнатского  родства  и т.п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно  освещаются  отдельные  виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу,  где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда.  Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды  исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений,  особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.д.). Система исков захватывала третью и четвёртую книгу до 17-го отдела. Конец четвёртой книги посвящён публичному праву.

      Как исторический источник Институции  Юстиниана имеют меньшую ценность,  чем Дигесты и Кодекс  Юстиниана,  но они обладают и несомненными  достоинствами  -  систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институций Юстиниана  не сохранился,  наиболее древняя копия относится к IX веку.

     Кодификация  Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права,  представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей  истории.  Поэтому  Свод  законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские  черты,

является в  своей основе источником римского права.

В 535-555  гг.  указанные выше три сборника римского права были дополнены  сборниками  конституций  (новелл) самого  Юстиниана,  в которых в большей степени  отразились уже особенности не римского права, а византийского общества  и права.  Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану.  Значительно позднее (в  средние

века) сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги.

      Таким образом, появившееся к  534 г. окончательное собрание является  основным источником для изучения  римского права. В XII в. оно получило название Corpus juris civilis – свод гражданского права. Оно состоит из четырёх частей:

1. Institutiones (4 книги).

2. Digesta (Pandectae) (7 частей и 50 книг, 432 титула и 9123 фрагмента).

3. Codex (12 книг, представляющих свод императорских указов от Адриана до Юстиниана).

4. Novellae (168 новых законов, изданных Юстинианом после второй редакции кодекса).

 

Билет 5.Рецепция римского права: понятие, причины, этапы.

     Рецепция римского  права – одно из ключевых  явлений в истории средневекового  западноевропейского общества. В  переводе с латинского «receptio» означает «приём», «принятие». Рецепция права – это процесс восприятия в том или ином государстве элементов правовой системы другого государства. Начало рецепции в Западной Европе датируется XI- первой половиной XII вв. и связывается с деятельностью Болонской юридической школы. В XII-XIII вв. изучение римского права распространяется во многих западноевропейских странах. Таким образом, период XI-XIII вв. назван «периодом глоссаторов»; глоссаторы активно изучали и толковали нормы римского права. Далее, период XIV-XV вв. получил название «период комментаторов».

       Изначально, после  падения римской империи в  476 г., её территорию стали заселять  варварские племена. Появляются  первые германские королевства,  где господствует обычное право.  Возникают сложности с совмещением норм римского и германского права. Постепенно, римское право воспринимается молодыми государствами, со временем всё крепче закрепляясь в их системах права.

      Причиной рецепции  римского права в Европе в  XII в. является то, что развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. Выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений. Большую роль сыграли при этом «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н.э. узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов. Таким образом, римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития как феодального, так и буржуазного права. Через ряд столетий после падения Рима оно приобрело значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

     Так,  в Германии в XVI-XIX  вв. действовало пандектное право, т.е. частное право, сформировавшееся в результате переработки глоссаторами римского права. Вообще под пандектами (лат. pandectae - от греч. pandektes - всеобъемлющий) понимаются сочинения древнеримских юристов по вопросам частного права, которые включали выдержки из законов и других нормативных актов; они известны также под названием Дигесты. Для пандектного права свойственна институционная система, на которой основывались и памятники римского права. К примеру, данная система проявляется в Институциях Гая. Они разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Впоследствии институционная система оказала большое влияние на последующую историю права. Кроме того, для пандектного права характерно деление права на отрасли, выделение общей и особенной части в структуре кодифицированных источников права. Пандектная система права прослеживается в Гражданском кодексе Франции 1804 г. – «Кодексе Наполеона», Гражданском уложении Германии 1896 г. и других документах.

     Однако следует подчеркнуть,  что предметом рецепции явилось  преимущественно римское частное  право. Публичное же право,  по общему правилу, умерло вместе  с падением Рима, хотя в истории  имело место заимствование некоторых титулов из римского публичного права: германская империя присвоила себе название «священной римской империи», во многих государствах были учреждены сенаты, значительное распространение получил титул императора и т.д.

     Римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в неприкосновенном виде стать законом общества, в котором уже начали развиваться буржуазные отношения. Поэтому римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке. Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы и располагались в стройном порядке. Такая переработка являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но со временем современное право всё дальше отходило от истинного римского права.

      Тексты римского  права явились основой, на которой  развивалась в XVIII-XIX вв. общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора, вины, понятия и защиты владения и т.п. базируются на текстах римского права. Однако самих этих теорий в римском праве не было. 

       Таким образом,  римское частное право оказало могущественное влияние на всё дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из основных факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу.

Информация о работе Шпаргалка по "Римскому частному праву"