Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Правоохранительным органам"

Вложенные файлы: 1 файл

конечный файл по ПО.docx

— 234.73 Кб (Скачать файл)

Не меньшую поддержку  имеют и более узкие трактовки  рассматриваемой категории. Некоторые  авторы исключают из числа правоохранительных орга-нов суды на том основании, что они, являясь органами судебной власти, не мо-гут быть включены в одну типологическую группу со структурами, традицион-но олицетворяющими силу и мощь исполнительной власти (органы внутренних дел, безопасности и т. д.), от которой суды должны быть независимы. Хотя нельзя забывать и отрицать того обстоятельства, что суды в своей практической деятельности занимаются непосредственной охраной права. Ведь именно в су-ды обращаются граждане в поисках защиты своих прав, именно суды оконча-тельно разрешают споры о праве между государственными органами и т. д. По-этому, учитывая принадлежность судов к самостоятельной ветви судебной вла-сти, их следует скорее не исключать из числа правоохранительных органов, а рассматривать в качестве органов с особым статусом, стоящих на вершине пи-рамиды всей системы правоохранительных органов.

Достаточно распространено также мнение, что единым наименованием  «правоохранительные органы» нельзя объединять государственные органы и негосударственные (общественные или частные) структуры. Очевидно, что они имеют разную юридическую природу и, как следствие, различную способность к применению государственной власти и принуждения (у государственных ор-ганов такая способность есть, у негосударственных -- нет). Поэтому вполне справедливо предлагается именовать их по-разному, например правоохрани-тельные органы -- для государственных органов, правоохранительные органи-зации -- для негосударственных структур (Э. П. Григонис, А. П. Гуляев и др.).

С учетом сказанного могут  быть выделены следующие группы правоохра-нительных органов.

1. Суды РФ

Подробнее о судах РФ см ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

. Прокуратура РФ -- единая  федеральная централизованная система  ор-ганов и учреждений, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также иные функции, закрепленные в Федеральном законе «О проку-ратуре РФ» от 17 декабря 1992 г. (с последующими изменениями и дополне-ниями), в том числе уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.-

3. Система органов по  борьбе с преступностью. Это условное название объединяет ряд относительно однородных по своей юридической природе и характеру деятельности государственных органов, к числу которых следует отне-сти органы внутренних дел и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, таможенные органы, службу судебных приставов, органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органы охраны основ конституционного строя и безо-пасности государства (ФСБ России, органы государственной охраны и т. д.). Последние изменения российского законодательства См.: Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательного акта Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ» от 11 февраля 2005 г. // Российская газета. -- 2005. - 11 марта.

позволяют отнести к дан- ном категории правоохранительных органов и те государственные структуры, которые прежде было принято называть «пограничные войска». Новый закон называет эти структуры «пограничные органы» и наделяет их рядом полномо-чий, характерных для остальных органов по борьбе с преступностью. Все вышеназванные органы обладают рядом общих, существенных при-знаков. Например, все они непосредственно осуществляют функцию борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, используя при этом особые пре-дусмотренные законом формы и методы: оперативно-разыскную деятельность, предварительное расследование уголовных дел и т. д. Все названные органы являются военизированными и вооруженными. Для лиц, занимающих в них должности, установлены особый порядок прохождения службы, специальные или воинские звания, особый порядок внутрислужебных отношений и т. д. На-личие этих атрибутов и компетенции, предполагающей возможность примене-ния в своей деятельности крайних форм государственного принуждения, ору-жия и специальных средств, дает повод называть подобные органы в научной и публицистической литературе «полицейскими» либо «силовыми».

 

 

Вопрос 7

 

Правовые основы деятельности правоохранительных органов.

Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ, иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставами, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, и другими нормативными актами.

 

Вопрос 8 
Судебная власть и ее задачи

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами. 
Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ. 

Полномочия: 
• правосудие; 
• конституционный контроль; 
• контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; 
• обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; 
• разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; 
• разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; 
• участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества. 

Признаки судебной власти. 
Признаками судебной власти являются: 
- Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами.\ 
- Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе. 
- Осуществление властных полномочий в форме правосудия. 
- Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 
- Особый статус выразителей судебной власти - судей. 

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся: 
- Подчинение Конституции РФ 
- Законность. 
- Демократичность. 
- Открытость. 
- Гласность. 
- Гуманизм. 
- Соблюдение прав человека и гражданина. 

К задачам судебной власти РФ можно  отнести: 
- Формирование режима Законности 
- Поддержание правопорядка 
- Восстановление прав конкретных субъектов общества. 
- Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

 

Вопрос 9 
Система судебных органов в Российской Федерации.

Судебная система устанавливается  Конституцией (гл. 7) и Законом о  судебной системе. 
Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды. 
Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции. 
К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции. 
Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. 
Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды  общей юрисдикции состоят из четырех  звеньев: 
1) мировые судьи; 
2) районные суды (основное звено); 
3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено); 
4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Военные суды имеют трехзвенную систему: 
1) военные суды гарнизонов; 
2) военные суды округов (флотов); 
3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит  из четырех звеньев: 
1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ; 
2) арбитражные апелляционные суды; 
3) федеральные арбитражные окружные суды; 
4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка  по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции  может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

 

Вопрос 10 
Правовой статус судей в Российской Федерации.

Правовой статус судей РФ. Условия  и порядок отбора кандидатов на должность  судей.

Конституция РФ статья 119:  

 Судьями могут быть граждане  РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее  юридическое образование и стаж  работы по юридической профессии  не менее пяти лет. Федеральным  законом могут быть установлены  дополнительные требования к  судьям судов РФ.

Конституция РФ статья 120:

1.Судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и федеральному  закону.

Конституция РФ статья 121:

1.Судьи несменяемы.

2.Полномочия судьи могут быть  прекращены или приостановлены  не иначе как в порядке и  по основаниям, установленным федеральным  законом.

Конституция РФ статья 122:

1.Судьи неприкосновенны.

2.Судья не может быть привлечен  к уголовной ответственности  иначе как в порядке, определяемом  федеральным законом.

Вопрос 11 
Конституционный Суд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. 
Принципы: 
1. Независимость 
2. Коллегиальность  
3. Гласность 
4. Устность разбирательства 
5. Язык конституционного судопроизводства 
6. Непрерывность судебного заседания 
7. Состязательность и равноправие сторон 
Задачи и компетенция Конституционного Суда РФ. 
Конституция РФ статья 125:

1.Конституционный Суд  РФ состоит из 19 судей, назначаемых  Советом Федерации по представлению  Президента РФ, которое готовится  и вносится с соблюдением установленного  порядка.

2.Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии с Конституцией РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов.

б) конституций республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  РФ.

в) договоров между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

3.Конституционный Суд  РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти.

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

4.Конституционный Суд  РФ проверяет конституционность  закона, применяемого или подлежащего  применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным  законом.

5.Конституционный Суд  РФ дает толкование Конституции  РФ.

6.Акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие  Конституции РФ международные  договоры РФ не подлежат введению  в действие и применению.

7.Конституционный Суд  РФ по запросу Совета Федерации  дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления.

 

Вопрос 12

Федеральные суды общей  юрисдикции

  1. Верховный суд РФ
  2. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
  3. Районный суд
  4. Военные суды
  5. Специализированные суды

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"