Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории отечественного государства и права"




















вопросы по ист
ории от
чест
веой

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры ИОГП.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)
  1. Возникновение древнерусского государства

В конце I тыс. н. э. в Восточной  Европе образовалось раннефеодальное  Древнерусское государство. Датой  образования Древнерусского государства  условно считается 882 г., когда князь  Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Изучение проблемы образования государства у восточных славян в течение длительного времени было неотделимо от рассказа "Повести временных лет", обычно именуемого "легендой о призвании варяжских князей"в 862 г. (или "норманнской" легендой). Именно этот сюжет, обнаруженный немецкими учеными, лег в основу теории, получившей название норманизма, и стал отправной точкой длительного спора. Ученые разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов по вопросу об образовании Древнерусского государства. Норманская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г. - З. Байер они утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Противники этой теории резко опровергали ряд фактов, приводимых "Повестью временных лет", таких, например, как этническая принадлежность Рюрика (его называли и славянином, и финном, и готом и т.д.) или происхождение названия "Русь" от наименования скандинавского племени "русь" (среди наиболее известных антинорманистов - М.В. Ломоносов). действительные причины возникновения ранних государственных образований, И здесь встает вопрос о реальных взаимоотношениях славян с их соседями, они были напряженными. Славяне подвергались натиску с двух сторон: с севера на них оказывали давление скандинавские племена, с юга же им приходилось противостоять нападениям степных кочевников. Но если последние были для славян не просто враждебны, а еще и чужды по образу жизни, то с варягами у них обнаруживались и общие интересы: их связывало единое стремление к совершению грабительских походов на богатые владения Византии. Тем самым, создавались условия для заключения между ними своеобразного соглашения о славяно-варяжских объединениях с целью совместного натиска на Византию и противостояния кочевникам. славянское общество все больше погружалось в пучину конфликтов, урегулировать которые самостоятельно становилось все более сложно. Возникла потребность во внешнем арбитре. Т. о, Древнерусское государство возникло как результат разрастания противоречий внутри славянского общества, неспособного их разрешить, и, вынужденного поэтому, в целях самосохранения, прибегнуть к помощи внешней силы, с которой оно, к тому же, имело совместные интересы. Анализируя внутренние факторы, следует иметь ввиду не только нараставшие противоречия. Важнейшим фактором являлась внутренняя эволюция всего славянского общества и вызревания предпосылок к образованию государства. Анализ внешних факторов, вилявших на возникновение государства, не должен ограничиваться лишь призванием варягов. Необходимо подчеркнуть, что первые правители Древнерусского государства - Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир I - варяжские по этнической принадлежности князья, активно опирались в своих действиях на варяжские дружины и нередко рассматривали Русь как временное местопребывания (как, например, Святослав, мечтавший перенести столицу из Киева на Дунай). Однако постепенно, по мере проникновения в дружинную среду славянской племенной верхушки, а также в результате отпора, полученного со стороны Византийской империи, завоевательные устремления стали ослабевать, превращая Русь в самодостаточное образование, со свойственными всякому государству функциями.Функции государства: 1. походы на земли соседних народов 2. оборона славянских земель от натиска кочевников 3. посредническая, арбитражная. 4. Функция защиты интересов господствующего класса и подавления сопротивления эксплуатируемых масс, т.н. "защитная функция".   Примитивность функций государства порождает и элементарность его структуры. Во главе государства стоит князь, его советниками выступают бояре , основную же исполнительную  несут рядовые дружинники.

  1. Общественный строй Киевской Руси.

Общественный строй  – система общественных отношений (все социальные отношения и взаимосвязи) свойственные данному обществу. Древнерусское государство оценивалось как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальном. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой является полюдье. Полюдье - это ежегодный объезд светлым князем своей подвластной территории, “сбор одежд”  и сбыт собранных ценностей в Византию. Размер полюдья зависел от количества и качества находящейся у крестьян земли. князь сам не мог объехать все деревни. Была отработана система сбора дани силами местных князей. Полюдье стало переходной формой к классовому обществу, к государственности. в Киевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя  Классы – относительно устойчивые группы социальные, имеющие общие интересы и ценности (напр. класс феодалов). Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (бояре, дворяне и др.) Категории населения. В IX в. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, племенные князья, местные бояре. Князья практиковали раздачу земли высшим церковным иерархам, а также монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Церковь сама судила своих иерархов. Во главе церковной организации стоял митрополит. Смерды. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. Закупы. это обязательно лицо, зависимое от феодала. закуп мог попасть в зависимость не обязательно к феодалу, но и к достаточно зажиточному смерду. Под закупом следует понимать лицо, которое заключило кабальный договор самозаклада. Закуп брал долг, который назывался "купой" и обязывался впредь до возвращения долга работать определённое время у кредитора. До тех пор пока он не отдаст долг, будет работать на кредитора бесплатно. Эта кабала могла быть прекращена быстро, если закуп возвращал долг. Но могло быть и так, что он всю жизнь будет работать на хозяина. Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые.Челядь и холопы. В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII в.в. рабов-пленников называли "челядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами. Рядовичи.Кроме перечисленных слоев населения на Руси имелись также ремесленники и купцы. Но они не составляли основы феодального общества в то время.

  1. Государственный строй Киевской Руси.

Формой государственного правления у восточных славян была раннефеодальная монархия как особая форма монархии, при которой отсутствовала прочная, сильная власть монарха. Власть Великого князя существенным образом ограничивалась боярами. Почти все важные решения князь мог принимать, согласовывая их с крупными боярами. Отношения феодалов с князем складывались по классической схеме сюзеренитет-вассалит - на основе договора или силой принуждения. При князе функционировал Совет феодалов. Однако это не был постоянный орган. Иногда князь его собирал, но мог и не собирать. В Совет входили приближённые к князю лица, главным образом старшие дружинники. В Древнерусском государстве действовало веченародное собрание горожан. Вече считалось высшим органом государственной власти. Оно решало вопросы мира и войны, избирало Великого князя. Особенно значительна была роль Вече в IX - Х веках. Затем её роль падает. В XII веке Вече уже не избирало Великих князей и вообще мало созывалось. Иногда созывались феодальные княжеские съезды, которые решали некоторые вопросы. Съезд созывал киевский правящий князь.. На феодальных съездах был решён вопрос о том, что власть Великого князя должна передаваться по наследству - старшему сыну. Установились две системы управления, которые существовали одновременно: численная и дворцово-вотчинная. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись, прежде всего, руководителями военных сил округа. Численная система по мере феодализации была вытеснена дворцово-вотчинной. Центром управления становился княжеский двор. Княжеские дружинники отрывались от двора и оседали на своих землях. Основными административными представителями князя на местах были княжеские тиуны. Они стали играть основную роль в административно-финансовой и судебной организациях. Тысяцкий вошел в состав княжеских слуг, постепенно превращаясь в воеводу, начальника всех вооруженных формирований княжества, сотники превратились в представителей городских властей. Возникают при дворе своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий, конюший (обеспечение войска конным составом), чашник (отвечал за продовольствие). У Киевского князя имелся своеобразный, примитивный государственный аппарат из мелких чиновников -данников для сбора дани, вирников - для сбора виры, мытников сборщиков пошлин на рынках и других. На местах назначали посадников и волостей. Во владениях феодалов власть полностью принадлежала им. Там они были сами судьями, были независимы от великокняжеской власти. К судебным органам русского государства необходимо отнести суд князя, боярский суд, суд веча, церковный суд.Организация военной силы:Состав: 1. дружина: (- старейшая дружина (она служила отцу князя – "отчая дружина"), ее верхушка называлась бояре; - дружинники мужи – по-видимому основной контингент княжеской дружины; - молодшая дружина - отроки, пасынки, детские (по возрасту) – находились постоянно при князе) 2. народное ополчение – главная масса войска 3. отряды наемников (варяги, финские, тюркские народы) Рода войск: конница, пехота, ладейный флот. Организация: тысячи, сотни, десятки.

  1. Договоры Руси с Византией как источники русского права.

Наиболее ранними письменными  памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944, 971). В них нашли отражение  нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Значительная часть статей договора 911 года посвящена уголовным нормам. Так, например: 1.ст. 4 – об убийстве:–если убийца (грек или русинин) был захвачен на месте преступления, то подлежал смерти; однако вопрос о том, как и кем, совершается расправа (по приговору суда или родственниками убитого) не был решен; –если убийца скрывался, и в то же время обладал имуществом, часть его переходила ближайшим родственникам убитого; –если преступник ничего не имел, то родственники соответственно ничего не получали, но при поимке он предавался смерти. 2. ст. 5 – о побоях и поранениях: общий смысл статьи заключался в том, что если русин или грек ударит мечом или каким-либо предметом, то за подобное деяние устанавливался штраф в размере 5 литров серебра; 3. ст. 6 – о краже: –в случае, когда вор (русин или грек) был схвачен на месте преступления, или схвачен в момент покушения на совершение кражи, оказал сопротивлениеи при этом был убит пострадавшим, то последний освобождался от ответственности за убийство;

–договор предусматривал право  пострадавшего убивать ночного вора; –если вор в момент кражи не сопротивляется и сдается пострадавшему, т.е. протягивает вперед руки, и при этом возвращает украденное, то пострадавший обязан связать вора. А вор уплачивает штраф в размере троекратной стоимости вещи. 4.впервые законодательно ограничивается применение кровной мести. Ранее в кровной мести участвовал весь род. По договору это право ограничивалось племянником. 5.впервые преступнику предоставляется возможность уплатить штраф – ВИРУ. Убийца мог по договоренности с родственниками дать возмещение – ГОЛОВНОЕ, то есть заплатить за голову. 6.отдельная статья (ст. 3) относилась к процессу; она определяла 2видадоказательств: "показания явленные" – это материальные следы события ипоказания свидетелей; статья предлагает верить им; присяга сторон – осуществлялась в случае если показания вызывают сомнения. 7. ст. 7 – о грабеже и о разбое: под грабежом и разбоем понимается насильственное изъятие чужой собственности и захват имущества шайкой. За это преступление виновные карались штрафом в размере тройной стоимости вещи. 8. ст. 15 – о похищении и укрывательстве беглого раба: в статье говорилось о том, что если русский будет украден, сам убежит или будет продан, то по жалобе его господина или показании самого лица он должен быть возвращен на Родину. Если кто-либо будет препятствовать обыску, то тем самым уже проигрывает дело. 9. ст. 14 устанавливает обязательство страны выдавать преступников, если они покидали Родину.Статьи по нормам международного, наследственного права:– Ст. 8 устанавливалась обязанность взаимной помощи при кораблекрушении;– Ряд статей устанавливал взаимное обязательство выкупать и возвращать на Родину пленников и военнопленных – Признавалось раздельное право владения имуществом супругами. Никто не был вправе накладывать возмещение за проступки мужа на жену. Имущество, принадлежащее жене и детям, было неприкосновенным. Сам завещатель мог завещать свое имущество любому лицу. – Если русский, находившийся на службе Византийского императора умирал, не оставив завещания, то имущество его переправлялось купцами родственникам на Родину.

– Договор защищает права купечества. Договор заключался навечно.При князе игоре составили договор.  Традиционно называют дату подписания договора 945 г Отметим, что договор 944 г. (945 г.) не являлся повторением договора 911 г. В нем нет статей о военной службе русских у греков, о наследстве, о выдаче преступников. Появились в свою очередь новые статьи, определяющие права торговли русских в Византии, а главное, статьи, относящиеся к международному праву. * Первым пунктом договора устанавливалось право русских (великого князя и бояр) отправлять в Византию послов и купцов. О чем Византийцы извещались особой грамотой.Если русские прибывали без грамот, то задерживались, и об этом сообщалось великому князю.Если русские прибывали без грамот, задерживалисьи при этом оказывали сопротивление, то могли быть убиты. * Великий князь должен был запрещать послам и гостям (купцам) творить в Византии бесчинства. * Прибывшие для торговли русские послы и купцы, согласно договору, поселялись в особом предместье Константинополя, близ храма св. Мамы. Имена их записывались и после этого они получали довольствие ("бражню"), и ладьи на обратный путь.*Для торговли русских допускали в Константинополь группами не более 50 человек сразу, без оружия, в сопровождении "царского мужа", который их охранял и разбирал споры. * Русские не могли в городах закупать шелковых тканей более чем на 50 золотников * Русские послы и купцы не имели права зимовать в Византии. * В ст. 12 отмечалось, что если греками в отношении русских будет совершено к.-л. преступление ("проказа"), то русские не имели права наказывать преступников, это осуществлялось византийской властью. * договор заменил кровную месть "вирой", за увечье или убийство жены платили ПОЛУВИРЬЕ). Помимо указанных выше статей, договор включал статьи:–о возвращении бежавших рабов;–о выкупе пленных;–об убийстве;–об имущественных преступлениях;–о побоях и поранениях.

  1. Каноническое право Киевской Руси. Рецепции византийского права.

К числу древнейших источников права относятся также церковные  уставы князей Владимира Святославича (6 различных редакций) и Ярослава Владимировича (X-XI вв.). Церковный устав Владимира в основном касался норм и правил, связанных с церковными обрядами. Церковь имела большие права, она решала, в том числе и вопросы, связанные с судопроизводством. Неслучайно поэтому церковный устав назывался "О церковных судах и десятине". Содержание этого документа можно условно разделить на следующие части: 1. О сборе десятин: каждый должен был, независимо от размера дохода, платить его одну десятую. 2. О компетенции церковного суда: дела семейные, дела по нарушению святости и неприкосновенности храмов, дела о вероотступничестве, о покушении на женскую честь, об обидах словом. Наказание колдунов также относилось к компетенции церкви. 3. Церковный устав устанавливал нормы брачно-семейного права. По традиции с Византией невеста имела право на брак с 12 лет, юноша мог стать женихом с 14 лет. Когда молодые вступают в брак, то считаются совершеннолетними и имеют права на наследство. 4. Как и на западе, церковь обладала правом следить за мерой весов.Устав Ярослава:Церковный устав различает понятия греха и преступления. За грех наказывает церковь, за преступления – государство. Всякое преступление церковь считает грехом, но не всякий грех государство считает преступлением. Церковный суд рассматривал следующие дела:1. дела только греховные, без элемента преступности, рассматривались без участия судьи княжеского;2.дела греховно-перступные, в которых греховный элемент соединяется с физическим или нравственным вредом для другого, либо с нарушением общественного порядка; такие дела разбирались княжеским судьей с участием судьи церковного. К этому разряду относятся дела о похищении девиц, об оскорблении женской чести, о самовольном разводе мужа с женой по воле первого без вины второго, о нарушении супружеской верности;3. дела духовные, касающиеся лиц духовного ведомства..Таким образом, анализ устава позволяет выявить новые тенденции в развитии права и правоприменения:–углубление понятия преступления;–расширение компетенции суда, т.е. она простиралась на жизнь семейную, религиозную, нравственную;–совершенствование системы наказания: появляется нравственно-исправительные наказания: арест при церковном доме, временное лишение церковных благ, нравственно-покаянные упражнения, денежные пени в пользу церкви, телесные наказания, причем в ряде случаев говорилось в уставе о применении казни, под которой, однако, подразумевалось простое телесное наказание. уставы превратили канонические нормы церковной жизни из этических и связанных с отправлением культа в нормы публичного права, подлежащие контролю со стороны государства. Известна на Руси и система восточно-римского (византийского) права, зафиксированная Номоканонах (Кормчие книги) Христианская церковь имела свои церковные правила, узаконения, т.н. каноны. Канонические сборники дополнялись светскими-императорскими законами, постановлениями о церкви (nomos). Отсюда появился термин номоканон. В православной церкви получили распространение два номоканона. Номоканон Иоанна Схоластика – 50 титулов (VI в.), номоканон патриарха Фотия второй четверти VII в., включающий 14 титулов. Номоканоны на Руси получила название Кормчих книг.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"