Характеристика основных функций Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций Российского государства на современном этапе развития. Определить основные функции государства в условиях прогрессивных демократических преобразований в обществе, необходимости модернизации всех сфер экономики (создание так называемой умной экономики), образования, развитии науки.

Содержание

Введение
3
1.
Понятие и классификация функций государства
6
1.1
Понятие и признаки функций государства. Функции государства и
функции отдельных государственных органов
6
1.2
Классификация функций государства: понятие и критерии
11
2.
Характеристика основных функций Российского государства
17
2.1
Экономическая функция
17
2.2
Политическая функция
23
2.3
Социальная функция
29
2.4
Идеологическая функция
32
2.5
Экологическая функция
35
3.
Правовые формы и методы осуществления функций государства
38
Заключение
40
Список используемой литературы
41

Вложенные файлы: 1 файл

0387981_5EC10_funkcii_rossiiskogo_gosudarstva_na_sovremennom_etape.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 Государством предпринимается ряд мер для выработки идеологии, которая может быть общепризнанной на сегодняшний день и может стать национальной идеей современной России.

Во-первых, государство всячески поддерживает и развивает исторически традиционные для российского общества ценности: патриотизм, традиционную культуру и язык, нравственные идеалы православной этики, державность, коллективизм, общинность и крепкую семью, формируя устойчивое положительное отношение к ним. Это проявляется в содействии в создании молодежных патриотических организаций, государственной поддержки исторических и военных музеев, введение праздничных дат, знаменательных для истории России, корректировка образовательного процесса в школах с учетом этих ценностей и т.д.

 Во-вторых, учитывая, что одним из основных традиционных принципов, лежащих в основе национальной идеи России на протяжении всей истории ее существования, лежит принцип  социальной справедливости, государство старается проводить справедливую социальную политику. Другое дело, что многие начинания в этой области тонут в бюрократической и коррупционной «ямах».

Исторически так сложилось, что государственность всегда являлась одной из основных ценностей, присущих нашему народу.  В.В.Путин заметил «Только тогда мы сможем сохранить нашу государственность, и суверенитет, если наши граждане будут видеть, будут чувствовать, будут уверены в том, что все усилия государства направлены на защиту их кровных интересов, на улучшение их жизни, на повышение их благосостояния, их безопасности». 34       В данном контексте особенно актуальной становится задача борьбы с коррупцией в государственных органах власти, ведь государство может быть сильным и авторитетных только при условии эффективной работы всего государственного механизма.

Большую роль в консолидации  общества играет церковь. Церковь не обходит своим вниманием ни один из процессов, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопрос духовно-нравственного воспитания в нашем обществе – это главная задача нашего общества, а общество – это наши религиозные организации, национальные культурные общества, это наши ученые, это наши институты, конечно же, это и школа, а также армия.35

Естественно, что после  долгого «идеологического вакуума» не так просто будет объединить разобщенных людей в условиях  сильного имущественного расслоения на бедных и очень богатых, одной общей идеей, но я как гражданин России, желающей жить в сильном, уважаемом, правовом, социальном государстве верю, что это возможно  и полностью поддерживаю идеологию российского консерватизма, зафиксированную в программном документе Всероссийской политической партии «Единая Россия».36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Экологическая функция

 

За прошедшие годы экологическая ситуация в России значительно ухудшилась. Деградирует почва, исчезают редкие животные. Многочисленные свалки каждый год пополняются миллиардами тонн новых отходов. Атмосферным воздухом в крупнейших городах страны всe труднее дышать. По оценкам специалистов, сейчас больше половины населения России живет на территориях, где врачи жить не рекомендуют. А это прямая угроза национальной безопасности страны.

Экономика нашей страны и по сей день носит сырьевую ориентацию, а значит, производства связанные с недрами стоят пока на первом месте. А любая работа, связанная с недрами оказывает воздействие на экологию, на природную среду, вследствии чего усугубляются экологические проблемы. А глобальное потепление климата, которое признано величайшей опасностью, с которой когда-либо сталкивалось человечество, вывело решение вопрос экологии на международный уровень.

В этой связи особое внимание уделяется модернизации системы экологической безопасности и совершенствованию природоохранной политики государства. Основными принципами этой модернизации являются:

- упорядочение функций ведомств в сфере экологического контроля, четкое разделение полномочий между федеральными и региональными органами власти. Подключение всех уровней власти к решению задач в сфере защиты природы и экологической безопасности.

- создание на региональном либо федеральном уровне объективных систем нормирования воздействия предприятий на окружающую среду, исключающих «субъективный подход».

-модернизация системы экологических платежей. Они должны стимулировать предприятия к внедрению современных технологий, минимизирующих воздействие на окружающую среду, и поощрять предприятия за такие действия.

- стимулирование выпуска продукции с современными и перспективными экологическими характеристиками, что необходимо как для внутреннего рынка, так и для развития экспорта. С точки зрения внутрироссийской ситуации, особое значение имеет законодательное регламентирование производства и использования более качественного моторного топлива.

- максимальная открытость политики в сфере экологической безопасности, доступность всей необходимой информации, конструктивное взаимодействие с общественными организациями.

- создание условий для повышения общей культуры и грамотности населения в вопросах экологической безопасности. Это полностью соответствует духу и букве Конституции России, статья 58 которой гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».37

- вопросы охраны природы должны занимать значимое место в территориальной политике России. Любую тенденцию в региональной политике России сегодня необходимо рассматривать через призму экологических требований.

- разработка и реализация мер, стимулирующих внедрение новых технологий а значит, обеспечивающих не только экологическую безопасность, но и снижение ресурсоемкости производств, и рост производительности труда, а также выпуск более современной и совершенной продукции.

- совершенствование правовой и нормативной базы по  улучшение экологической ситуации в стране. Применение законодательных стимулов, поощряющих как производителей, так и потребителей использовать новые технологии, отказываясь от устаревших и опасных.

- системная государственная поддержка экологических программ: на законодательном, административном и бюджетном уровне.

Основной кодифицированный акт в области охраны окружающей среды – Федеральный закон  «Об охране окружающей среды», который  является «вершиной» экологического законодательства. Он определяет основные принципы охраны окружающей среды. Проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности обеспечивает Правительство РФ. Это одно из полномочий Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды согласно Федеральному конституционному закону РФ от 17.12.1997г. №2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации». Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является Министерство природных ресурсов РФ.

 Что же касается реализации экологической политики на международном уровне, Россия, на долю которой приходится не менее трети мировых природных ресурсов, занимает самую активную позицию в формировании норм и правил международного антикризисного экологического менеджмента, чтобы воспрепятствовать практике двойных стандартов и содействовать укреплению коллективных начал в этой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовые формы и методы осуществления функций государства

 

В правовой литературе под  формами осуществления функций  государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма  государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций (С.А. Голунский, Г.И. Петров, М.С. Строгович и др.); во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции (Н.Г. Александров, И.С. Самощенко, М.И. Байтин и др.).38

Согласно первому критерию, основными формами осуществления  функций государства являются: законодательная; управленческая (исполнительная);  судебная;  контрольно-надзорная.

Согласно второму, различается деятельность правовая и чисто фактическая (организационная)

Под правовыми формами  осуществления функций государства  понимается однородная по своим внешним  признакам (характеру и юридическим  последствиям) деятельность государственных  органов, связанная с изданием юридических актов. Правовые формы говорят о том, что деятельность государства осуществляется в тесной связи с правом, показывают, каким образом используется право при осуществлении функций государства. Среди правовых норм обычно различают правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.

Правотворческая форма  связана с установлением, принятием  правовых норм, в которых определяется порядок деятельности государства, его органов, а также других субъектов  в соответствующих направлениях.

Правоисполнительная форма выражается в претворении правовых норм в жизнь. Осуществление функций государства в этом случае протекает, так как это предписано правовыми нормами.

Правоохранительная форма  имеет место тогда, когда правовые нормы не соблюдаются и не исполняются, т.е. нарушается установленный ими порядок. В этих случаях вступает в действие механизм государственного принуждения, виновные привлекаются к ответственности, а нарушенный порядок восстанавливается.

Организационные формы характеризуют разнообразную организаторскую деятельность, которая может иметь место при осуществлении той или иной функции государства. Обычно об организационных формах говорят в самом общем виде, никак их не дифференцируя. Но некоторые исследователи выделяют среди них организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную, организационно-идеологическую.39 Организационно-регламентирующая форма выражается, по их мнению, в оперативной текущей организационной работе по решению тех или иных конкретно- политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма. Организационно-хозяйственная форма характеризуется оперативно-технической, текущей хозяйственной работой по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Организационно-иделогическая форма проявляется в повседневной оперативно-разъяснительной работе, также связанной с выполнением различных государственных функций.

Методы осуществления  функций государства - это способы  и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Реализуя свои функции, современное российское государство использует следующие методы: императивный, диспозитивный, поощрительный и рекомендательный. Базируются все они на двух основополагающих, «генеральных» методах - принуждении и убеждении. Сочетание этих двух основных методов определяется самыми разнообразными социально-экономическими и политическими условиями и в конечном счете формирует конкретный метод осуществления функции или подфункции государства.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основании  всего вышеперечисленного можно  сделать вывод: функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной  курсовой работе не является конечной для Российского государства.

Рассмотренные в работе функции тесно связаны между собой, они переплетаются взаимообуславливают и взаимно дополняют друг друга. В современных условиях для нормального развития государства необходимо наличие всех этих функций, так как выпадение хотя бы одного звена из этой цепочки повлечет за собой если не полное исчезновение, то, по крайней мере, значительное уменьшение эффективности всех остальных. Поэтому Российское государство для своего дальнейшего функционирования и развития должно выполнять данные функции в полном объеме с максимальной эффективностью. Только в этом случае оно сможет достичь поставленных целей и задач, реализовав тем самым свое социальное назначение в обществе. Но выполнение этих функций должно основываться на нормах права, а для этого необходимым условием, в первую очередь, является совершенствование законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые источники

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.- Н., Сиб.унив.из-во,2010.
  2. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г.№146 «О военной доктрине Российской Федерации» / Информационно-справочная система «КонсультантПлюс», версия от 20.04.2010г.

 

Официальные документы

 

  1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ на 2007 год. // Российская газета. 27.04.2007г.
  2. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ на 2009 год. //Российская газета.13.11.2009 №214.
  3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. Одобрено Правительством РФ 25.05.2009г. /Информационно-справочная система «КонсультантПлюс», версия от 20.04.2010г.

Информация о работе Характеристика основных функций Российского государства