Характеристика функций современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, содержание и признаки функций государства………………….
1.1. Понятие и содержание функций государства…………………………..
1.2. Признаки функций
1.3. Классификация функций………………………………………………
2. Общая характеристика основных функций государства…………………...
2.1 Внутренние функции государства…………………………………….
2.2 Внешние функции государства………………………………………..
3. Правовые формы выполнения функций…………………………………….
Заключение 27
Библиография 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Яна .docx

— 58.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Факультет _______________________________________________

 

Кафедра _________________________________________________

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине  «Теория государства и права»

 

Студента ____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

На тему:  «Характеристика функций современного государства ».

 

 

 Автор работы: 

___________________     ___________________

(ФИО)        (подпись)

 

 Научный руководитель: 

___________________     ___________________

(ученая степень, звание, ФИО)     (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

 

1. Понятие, содержание и признаки функций государства………………….

        1.1. Понятие и содержание функций государства…………………………..

1.2. Признаки функций 

1.3. Классификация функций………………………………………………

2. Общая характеристика основных функций государства…………………...

        2.1 Внутренние функции государства…………………………………….

        2.2 Внешние функции государства………………………………………..

3. Правовые формы выполнения функций…………………………………….

Заключение 27

 

Библиография 31

 

 

 

Введение

………. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.1 В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

 

I. Понятие, содержание и признаки функций государства

1.1. Понятие  и содержание функций государства

 

Функции государства - это основные направления его  деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом2.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура  государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь  его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся  в его функциях, есть объективная  необходимость выполнения общественно  полезной, социально обусловленной деятельности.

 Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает".

Функция, как  и многие иные обществоведческие  понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Это есть свойство юридического языка, - заимствовать чужие  понятия и наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который понятен порой лишь специалистам в этой области и, который, подчас почти полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.

Вот и с  понятием "функция", когда оно  включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико - правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.

Следовательно, функция государства - это рассматриваемые  в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы.3 Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Понятие функции  государства появилось и стало  широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско - ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных  образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.

Далее это  понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического  государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации  народного хозяйства, поддержки  нацианально - освободительных  движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.

На современном  этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется  функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:

 

    - расширяется и углубляется  понимание социального назначения  государства;

 

  - отвергается провозглашаемая  ранее жесткая связь между  изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.

 

Как показывает исторический опыт, на функции государства  оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

Функциональный  подход позволяет более глубоко  изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности.

 

 

1.2. Признаки функций

 

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

К этим признакам  относятся:

 

- прочно  сложившаяся предметная деятельность  государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

- непосредственная  связь между сущностными, формальными  характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;

 

- направление  деятельности государства на  решение крупных социально - экономических,  политических и иных задач,  достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

 

- деятельность  государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.

 

Совокупность  этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о  функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная  характеристика позволяет изучать  не только государство конкретного  типа, вида, формы у того или иного  народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

 

Появление тех  или иных новых функций на различных  этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

Иные же функции  подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности  того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно  данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказаному отметим, что  в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций  государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

 

 

 

1.3. Классификация функций

 

К числу основных критериев можно отнести классификацию  функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

По продолжительности  действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые - обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение.

Функции государства  по значимости можно делить на главные  и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные - это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Вместе с  тем в каждой функции можно  выделить ряд подфункций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.

Деление функций  на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны – в сферах экономики, политики, культуры и других – зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейское Содружество. Содружество Независимых Государств, и т.п. Здесь различить внешние и внутренние функции зачастую невозможно .4

Общепринятой  является классификация функций  государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:

Информация о работе Характеристика функций современного государства