Характеристика основных функций современного российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - комплексное исследование функций государства.
Достижение этой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие понятия функции государства
выделение формальных признаков функций государства;
рассмотреть формы и методы осуществления функций
дать общую характеристику функциям Российского государства на современном этапе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Функции государства
1.1. Понятие, признаки и классификация функций……………………………..5
1.2. Формы и методы осуществления функций ………………………………...7

Глава II. Общая характеристика функции Российского государства на современном этапе
2.1. Основные внутренние функции……………………………………………11
2.2. Основные внешние функции……………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………….......................28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 61.61 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                       «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА

 

кафедра Теории и истории  государства и права

 

Курсовая работа                                                                                                       по теории государства и права                                                                                     на тему:

Характеристика  основных функций современного российского  государства

 

Выполнил: студентка                                                                                                       1 курса, 11 группы                                                                                       Митяева М.К.                                                                                                           Науч. Руководитель:                                                                                  Тепляшин И.В.

 

 

Красноярск 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава I. Функции государства

1.1. Понятие, признаки и  классификация функций……………………………..5

1.2. Формы и методы осуществления  функций ………………………………...7

 

Глава II. Общая характеристика функции Российского государства на современном этапе

2.1. Основные внутренние  функции……………………………………………11

2.2. Основные внешние функции……………………………………………….20

 

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………….......................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. система функций Российского государства принципиальным образом трансформируется. Некоторые функции у государства отпадают вообще, другие существенно меняют объем и содержание, а следовательно, и значимость самих функций. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также и соотношение функций в единой системе, которую они образуют. Выбор данной темы работы обусловлен ее несомненной актуальностью, поскольку на  современном этапе построения правового государства, когда старая система практически изжила себя, а новая еще окончательно не сформирована, юристу необходимо знать основные направления деятельности государства. Предмет данной работы и будет составлять вопрос о функциях современного российского государства: их понятие, классификации, характеристике, признакам, формам и методам осуществления функций. Кроме этого, мне кажется, что подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной России.

Цель данной работы - комплексное исследование функций государства.

Достижение этой цели возможно при выполнении следующих задач:

  1. раскрытие понятия функции государства
  2. выделение формальных признаков функций государства;
  3. рассмотреть формы и методы осуществления функций
  4. дать общую характеристику функциям Российского государства на современном этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Функции государства

    1. Понятие, признаки и классификация функций

  В юридической литературе можно насчитать несколько десятков определений функций государства. В большей части они рассматриваются как основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Функции государства обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.

  Функциям государства присущи следующие признаки:

  1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
  2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
  3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
  4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

 

  В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их классификация.

  Функции государства классифицируются по следующим критериям:

1. По сферам  деятельности:

внутренние - направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество (экономическая, социальная, налоговая, развития образования, культуры, науки, экологическая, охраны правопорядка,);

внешние – нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами (функция обороны страны, поддержания мира, сотрудничества с другими государствами).

2. По продолжительности  действия:

постоянные – осуществляются в течение длительного времени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая, охраны правопорядка);

временные – осуществляются на определенных этапах существования государства (функции, осуществляемые в переходный период государства).

3. По социальной  значимости:

главные (основные) – имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);

производные (неосновные) – носят вспомогательный, дополняющий характер по отношению к главным функциям (налоговая функция как производная от экономической, функция развития образования, культуры, науки как производная от социальной).

 

 

 

 

 

    1.  Формы и методы осуществления функций

Под формами осуществления функций государства понимается:

-деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций;

-однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления  функций государства являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Управленческая  деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития, экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная  деятельность — это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Более широкое распространение  получила классификация по второму  критерию, сообразно которой в  работе всех звеньев механизма государства  различается деятельность правовая и организационная.

Под правовыми  формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. К ним относят деятельность:

Правотворческую – т.е. государственную деятельность по разработке и принятию правовых норм.

Правоисполнительную – государственную деятельность, выражающуюся в создании условий, обеспечивающих реализацию правовых норм.

Правоохранительную – деятельность государства по контролю и надзору за соблюдением и исполнением правовых норм, а также применению принудительных мер к их нарушителям.

Под организационными формами осуществления функций  государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства, не влекущая за собой юридических последствий. В то же время формы организационной деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности. Выделяются следующие организационные формы:

Организационно-регламентирующая - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма (например, подготовка проектов документов, организация выборов).

Организационно-хозяйственная – это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению реализации государственных функций (например, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения).

Организационно-идеологическая – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению реализации государственных функций (например, формирование общественного мнения, разъяснение издаваемых нормативных актов, работа средств массовой информации).

Каждая функция государства  осуществляется одновременно и в  правовых, и в организационных  формах.

Методы осуществления  функций государства – это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.

Различают четыре метода:

Убеждение – ориентирование субъектов права на определенную деятельность без применения силового воздействия, давления.

Принуждение – обязывание субъектов права совершать либо не совершать определенные действия посредством применения или угрозы применения государственно-принудительного воздействия.

Поощрение – побуждение субъектов права к социально полезной деятельности посредством применения вознаграждения.

Рекомендование – ориентирование субъектов права на наиболее желательный, предпочтительный вариант поведения с точки зрения государства и общества.

Существует и иная классификация  методов осуществления функций  государства. Можно выделить:

- централизованный  метод означает, что государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. Этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности.

- децентрализованный  метод представляет собой осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов.

- рекомендательный  метод. В его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе. Поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления субъектами, которым они адресованы.

Информация о работе Характеристика основных функций современного российского государства