Функции современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Все эти доводы подчеркивают актуальность темы моего исследования, необходимость поиска путей решения столь насущных проблем, как в мировом масштабе, так и в рамках каждого государства.
Глобальные проблемы человечества можно поделить на несколько групп:
международное сотрудничество и упрочнение мира;
обеспечение прав и свобод человека;
национальная и международная безопасность;
экология и медицина;
народонаселение или установление демографического равновесия планеты;

Содержание

Введение 5
Глава 1. Глобальные проблемы современного государства 6
Понятие, содержание и сущность глобальных проблем современности 6
Пути и возможности решения глобальных проблем 12
Глава 2. Функции современного государства 17
2.1 Понятие, содержание и признаки функций государства 17
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая глобальные проблемы.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

Функциональный подход позволяет  более глубоко изучать длительный  исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности.

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

К этим признакам относятся:

- прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

- непосредственная связь  между сущностными, формальными  характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;

- направление деятельности  государства на решение крупных  социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

- деятельность государства  в определенных формах (чаще –  в правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов.

Совокупность этих признаков  позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества  в длительном историческом процессе.

Появление тех или иных новых функций  на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства.

Итак, учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, в ряду таких функций можно, в частности, назвать: функцию защиты прав и свобод человека, в том числе "права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42 Конституции РФ); функцию предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий; функцию решения демографических, сырьевых и энергетических проблем; функцию борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка; функцию сотрудничества в области освоения космоса; функцию объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства и другие функции. Например, можно выделить отдельным направлением борьбу с голодом на планете (хотя это направление входит в функцию защиты прав человека - права на жизнь и достойное существование).

Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе и геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества9.

Именно в этом смысле государственная  организация общества приобретает большую социальную ценность.

Общесоциальные функции  характеризуют в большей степени  деятельную сторону государства, что, кстати, умалялось, а порой и вообще игнорировалось на предыдущем, марксистско-ленинском этапе отечественной теории государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.

К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.

Наиболее изменчивыми, сильно привязанными к сущности и форме государства являются классовые функции государства. Классовую борьбу в обществе выделял еще Платон. Он же привязывал к ее различным формам, степени ожесточения или, наоборот, примирения, те или иные функции государства, само существование, судьбу и природу государства. И теоретическая мысль многие века отражает классовые функции в государственности многих народов.

Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Таким образом, здесь речь идет о широком понимании классов как определенных социальных, организованных структур общества10.

К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства - армию, полицию) своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества, используется судебное и в основном внесудебное преследование, осуществляется их переселение в регионы с весьма тяжкими условиями жизни, а иногда и вообще классовые противники устраняются физически.

Но классовые функции  могут осуществляться и экономическим  путем, что характерно для последующих  этапов государственности: с помощью  системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например путем эмиссий, инфляций, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и тому подобное.

Наряду с классовым  содержанием функций государства  большое значение всегда имело в жизнедеятельности государственно организованного общества и национальное содержание функций.

Это тоже является очень  важной характеристикой государства. Она связана именно с той деятельностью  государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной форме как действующий субъект всемирной истории11.

Национальное содержание функций государства близко к  общесоциальному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, политических процессов на территории других государств, развития национального самосознания, религиозного возрождения и тому подобное. Сюда же также входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер.

Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, то есть в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных формах.

Анализ национального  содержания функций государства  демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное как национальную катастрофу.

Здесь также можно отметить, что некоторые функции государства  имеют смешанное содержание: общесоциальное, классовое, национальное. Например, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Как известно, в таких государствах дело порой доходит даже до физического уничтожения неверных, несогласных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть общесоциальной, превращается в узкогрупповую.

Действительно, идеологическая функция государства может иметь  предельно классовый, групповой  характер, что, например, стало характерным  в социалистических государствах тоталитарного  типа, когда марксистско-ленинская  идеология объявлялась государственной, находилась под специфичной защитой государства (ее полицейские органы имели своей целью непосредственную защиту господствующей марксистско-ленинской идеологии).

После подробно рассмотренного содержания функций государства  остановимся на классификациях функций по различным признакам, а также на различных точках зрения специалистов на классифицирование функций государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Глобальные проблемы современности  имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.

Центральным звеном стратегии  решения глобальных проблем является развитие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разнообразных усилий всего человечества. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете. Проблема в том - сумеет ли оно воспользоваться этой возможностью?

Функции государства определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства.

Цель работы достигнута настолько, на сколько, позволяли это сделать перечисленные библиографические источники. Надо отметить, что, несмотря на существование множества как общепринятых, так и новаторских точек зрения на те, или иные вопросы функций государства, я постаралась хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе, чтобы сохранить объективность и полноту освещения вопроса.

Поставленные задачи в  начале исследования были выполнены  и в рамках данной работы были обозначены и изучены глобальные проблемы современности; выявлены основные функции государства для разрешении данных проблем; определены способы и пределы применения международного законодательства в решении глобальных проблем;

На основе сформулированных в начале работы задач можно сделать  следующие краткие выводы:

1. Функции государства  представляют собой основные  направления деятельности государства  по реализации стоящих перед  ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

2. Функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства.

3. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.

4. В последнее время можно говорить о миграционной, информационной функциях, которые обладают всеми признаками функций государства.

5. Для последних десятилетий характерны глобальные функции государства, характеризующие деятельность современного государства в масштабных сферах деятельности (космическая, экологическая и др.), затрагивающих всю цивилизацию.

6. Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

Главной целью государства  должно быть обеспечение благополучия его граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне необходимо наиболее полно разработать все механизмы и направления деятельности по обеспечению устойчивого развития в виде экономической, социальной и экологической политики, а так же в решение глобальных проблем современности.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2011 г.
  2. Венгерова А.Б.. Теория государства и права ч.1. М., 2010 г.
  3. Витюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на западе. История и современность. - М.: Наука, 2009 -320 с.
  4. Григорьев С.Л. глобализация в условиях современного мира // Государство и право. - 2011 - № 8.
  5. Изотов С.С. Важнейшие условия глобализации в России  // Государство и право. – 2010. 12.
  6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2012. - 511 с.
  7. Лазарева В.В.. Общая теория права и государства М., 2009г.
  8. Мальцев. В.А. Основы политологии. М., 2012 г.
  9. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. - 2011 - № 6. - с. 98 - 110.
  10. Нижников С.А. Глобальные проблемы современности. – М.: Экзамен, 2011. – 383 с.
  11. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. - М.: Высшее образование, 2012. - 379 с.
  12. Рогожин М.О. Истощение природных ресурсов, и чем оно грозит. – М.: ЭКО, 2010 – 270 с.
  13. Хофман Б. Терроризм: взгляд изнутри. – М.: Ультра-культура, 2012 -225 с.
  14. Хропанюк В. Н. Теория государства и права М., 2009 г.
  15. Черницкий А.М. Падшие звезды террора: 25 биографий. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011 -198 с.
  16. Чернова М.Н. Основы экологии. - М.: Просвещение, 2011 -238 с.

Информация о работе Функции современного государства