Функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.
Главная цель права - обеспечение порядка и стабильности общественных отношений. Поэтому право всегда противостоит произволу, социальному хаосу, беспорядку. Правовые нормы закрепляют сложившиеся модели общественных отношений, защищают господствующие в обществе социальные ценности, предлагают юридические средства разрешения конфликтов, споров, противоречий.
Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.

Содержание

Введение 3
1. Понятие функций права 7
2. Система функций права: социальные и юридические функции 14
3. Краткая характеристика социальных и юридических функций 19
4. Формы реализации функций права 27
Заключение 31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

функции права (ТГП курс работа).docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

Заканчивая рассмотрение системы функций права, обращаю  внимание на то, что ее не следует  рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Данное положение  применимо, в первую очередь, к межотраслевым  и социальным функциям. Так, сугубо потребительское отношение общества к природе в настоящее время  привело к крайнему обострению экологических  проблем и, фактически, поставило  под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное  место в системе общественных отношений заняла экология, что позволило  отдельным ученым выступить с  обоснованием существования экологической  функции права.

Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами  всех (или почти всех) отраслей права - правомерно ставить вопрос о существовании  соответствующей его функции.

 

3. Краткая характеристика  социальных и юридических функций.

Рассмотрим две основные юридические функции права, а  именно регулятивную и охранительную.

В системе функций права  регулятивная функция имеет первичное  значение, носит творческий характер, так как право с ее помощью  содействует развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы -поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, способствуют их активности, предприимчивости.

В самом общем виде под  регулятивной функцией права обычно понимают нормативное закрепление  определенных общественных отношений, их организационное оформление, установление определенных правил поведения.

Несколько отличную, более  узкую трактовку регулятивной функции  права предлагает Т.Н. Радько, определяющий ее как направление правового  воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении прав и возложении обязанностей на субъектов права. Иными словами, регулятивная функция направлена на координацию положительной деятельности субъектов права11.

Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных  актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности, а также установления правового  механизма, призванного обеспечить

 

 

эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни12.

Назначение регулятивной функции права состоит в определении  направления ее правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, в предоставлении субъективных прав и возложении юридических  обязанностей на субъектов права.

В рамках регулятивной функции  выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая  функция выражается в воздействии  права на общественные отношения  путем их закрепления в тех  или иных правовых институтах. В  этом состоит одна из коренных задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически утверждает, возводит в разряд "неприкосновенных" господствующие общественные отношения.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит  институтам права собственности, юридическая  суть которых в том и состоит, чтобы закрепить существующие имущественные  порядки путем предоставления отдельным  лицам наиболее широких и непосредственно  осуществляемых правомочий владения, пользования и распоряжения вещами. Статическая функция права отчетливо  выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве  и т.д.).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии  права на общественные отношения  путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах административного, гражданского, трудового  права, опосредствующих хозяйственные  процессы в экономике, в

 

правовых институтах,  оформляющих процесс распределения  производимых продуктов, и др. юридический  функция право регулятивный

Например, если отношения  собственности в гражданском  праве являются отражением статики, то обязательственные отношения, опосредствующие  переход вещей, вещных прав, установление обязательств, отражают регулятивную динамику.

Конечно, было бы неправильным противопоставлять динамическую функцию  права статической и тем более, исходя из терминологии, рассматривать одну из них (статическую) как такую, которая носит юридически пассивный, а другую (динамическую) - юридически активный характер. И дело не только в том, что способствовать развитию общественных отношений можно лишь постольку, поскольку господствующие отношения закреплены, юридически утверждены в качестве незыблемых, неприкосновенных.

Суть вопроса в том, что само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как  оно сопряжено с фиксированием  тех или иных субъективных прав за субъектами общественных отношений  и, следовательно, с предоставлением  им возможностей для самостоятельного, инициативного действования. Различие между статической и динамической функциями, имеющее весьма значительные основания, ближайшим образом связано с состоянием (статическим или динамическим) регулируемых отношений, что довольно существенно отражается на технико-юридическом содержании права - юридических механизмов, функционирующих в том и другом случае.

Регулятивные правоотношения представляют собой «канал», в «русле»  которого право выполняет свою регулятивную функцию. Данные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе регулятивных норм и направлены на регулирование конкретных правовых

 

 

связей путем установления субъективных прав и юридических  обязанностей. Следует отметить, что  государство как «суверен» и  гарант правопорядка заинтересовано в  стимулировании и охране регулятивных отношений, поскольку их своевременное  и беспрепятственное возникновение  и правомерная реализация выступают  одним из проявлений требований законности.

Что касается охранительной  функции права, то это обусловленное  социальным назначением направление  правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых отношений. Охранительная  функция осуществляется с помощью  правовых ограничений: обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений. Она носит  вторичный характер, т.е. производна от регулятивной функции права. Охранительная  функция призвана ее обеспечивать в  тех случаях, когда невозможным  становится осуществление регулятивной функции права. Таким образом, с  помощью правовых ограничений осуществляется юридическая защита прав человека, закрепляемых в регулятивных нормах.

Основное назначение охранительной  функции состоит не только в необходимом  реагировании на правонарушения, но и  в том, чтобы выполнять превентивную функцию (предупредительную). Охранительную  функцию права не следует противопоставлять  регулятивной, так как обе функции (позитивная и негативная) нацелены на закрепление и охрану прав личности. Специфика охранительной функции  состоит в том, что она характеризует  право как особый (экстраординарный) способ воздействия на поведение  людей, сообщает субъектам о ценностях, взятых под особый контроль, является показателем развития культуры, гражданского общества. Охранительная функция  права, прежде всего, реализуется в  деятельности правоохранительных органов13.

 

 

Охранительные правоотношения - это отношения, проводящие охранительную  функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических  норм; при их помощи осуществляются меры юридической ответственности  и защиты субъективных прав.

Охранительные правоотношения в обществе направлены на вытеснение из жизни отношений, чуждых существующему  общественному строю. Они возникают  на основе противоправных действий, отражают известную аномалию в процессе правового  регулирования. Режим законности требует  того, чтобы все факты правонарушений устанавливались с необходимой  быстротой и точностью, чтобы  возникающие в связи с этим охранительные правоотношения осуществлялись и чтобы, следовательно, защищались субъективные права, а виновные лица несли юридическую ответственность.

Регулятивные и охранительные  правоотношения отличаются друг от 
друга рядом юридических черт: и не только по основаниям возникновения (т.е. 
по признаку того, возникают ли они на основе правомерного или 
неправомерного поведения субъектов), но и по содержанию субъективных 
юридических прав и обязанностей, по их соотношению между собой. В 
частности, охранительные правоотношения всегда являются

властеотношениями;    в    их    содержание    входят    меры    государственно-принудительного  воздействия санкции.

Важнейшим инструментом реализации охранительной функции является уголовное право. Охранительная  функция для него является главной  и заключается в определении  ответственности за нарушение установленных  в государстве правил поведения  людей, за причинение вреда личности, а также материальным, политическим, социальным, экономическим и моральным  ценностям общества.

 

 

Уголовное право охраняет только наиболее значимые для личности, государства и общества ценности и отношения. Нарушение других, менее  важных правил поведения, нанесение  вреда общественным отношениям и  ценностям может повлечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, общественную, моральную ответственность. Уголовная же ответственность - наиболее строгая из всех видов юридической  ответственности. Осуществление охранительной  функции уголовного права происходит путем установления уголовно-правовых запретов: запрещается совершать  действия, признаваемые опасными и  вредными для общества и государства. В определенных случаях, когда на лицо возложена обязанность совершать  активные действия, уголовную ответственность  может повлечь невыполнение определенной обязанности, т. е. бездействие. Наиболее часто уголовная ответственность  за бездействие устанавливается  при осуществлении служебных  полномочий. В этих случаях вместо запрета уголовно-правовая норма  содержит предписание действовать

Несмотря на то, что уголовное  право в первую очередь осуществляет охранительную функцию, защищая  определенные ценности и общественные отношения, в том числе и регулируемые другими отраслями права, оно  имеет и иные функции.

Следует отметить, что очень  часто ученые делят правоотношения на регулятивные и охранительные, т. е. в первом случае делается акцент на регулировании известных отношений  в процессе их складывания и развития, а во втором случае - на охране этих отношений - прежде всего - на охране прав граждан. Но в юридической литературе, как правило, подчеркиваются различия между регулятивными и охранительными правоотношениями. Вместе с тем и  в теории, и на практике надо учитывать, что регулятивные правоотношения одновременно являются и охранительными, т. е. можно  сказать, что они взаимосвязаны.     Хотя     это     самое     распространенное     деление     видов

 

 

правоотношений, следует, однако сказать, что ни одно правоотношение не возникнет, если для этого нет  определенных условий, фактических  обстоятельств. Данное обстоятельство тоже доказывает, что закон не порождает  правоотношение как таковое.

В литературе высказано мнение о соподчинении охранительной функции (наряду со статической и динамической) регулятивной14. При этом предлагается выделять регулятивно-охранительную функцию права.

А теперь, рассмотрим подробнее  общесоциальные функции права. Внешним  объективным критерием классификации  общесоциальных функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

Общество как сложное  и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более  мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы -экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называют социальными.

В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного правового  воздействия на соответствующие  сферы общественной жизни. Так, экономическая  функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая - на политическую; воспитательная - на духовную.

Профессор Морозова Л.А. предлагает следующую классификацию общесоциальных функций права:

1. культурно-историческую, посредством  ее право аккумулирует духовные  ценности и достижения мировой  культуры;

 

 

  1. воспитательную - способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;
  2. социального контроля - стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий;
  3. информационно-регулирующую - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

 

 

4. Формы реализации  функций права.

Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает  и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда можно сделать вывод, что функции права имеют механизм реализации вовне. Он состоит из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т.д.).

Информация о работе Функции права