Функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.
Главная цель права - обеспечение порядка и стабильности общественных отношений. Поэтому право всегда противостоит произволу, социальному хаосу, беспорядку. Правовые нормы закрепляют сложившиеся модели общественных отношений, защищают господствующие в обществе социальные ценности, предлагают юридические средства разрешения конфликтов, споров, противоречий.
Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.

Содержание

Введение 3
1. Понятие функций права 7
2. Система функций права: социальные и юридические функции 14
3. Краткая характеристика социальных и юридических функций 19
4. Формы реализации функций права 27
Заключение 31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

функции права (ТГП курс работа).docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

Термин "функционирование права" отражает действие права в  социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть  и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

Если "функция права" - понятие собирательное в том  смысле, что отражает не только настоящее  и будущее (цели и задачи) в праве, то "функционирование" отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.

Таким образом, "функция  права" и "функционирование права" являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права - вопрос, непосредственно связанный  с проблемой функций, так как  характеристика системы функций - это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие "функционирование права" обозначает действие права  как элемента социальной системы  наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными  регуляторами. Другими словами, функционирование - это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Вопрос о соотношении  функций права различных уровней  имеет важное значение, так как  структурным элементам системы  права присущи функции,

 

 

 

которые имеют известную  специфику, определяемую предметом  и методом правового регулирования  данных элементов и их назначением  в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или  меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера  общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы  права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права  конкретизируют общеправовую охранительную  функцию в значительно большей  степени, чем соответствующие функции  семейного или земельного права.

Кроме того, следует иметь  в виду, что общеправовые функции  права не охватывают и не могут  охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права  на общественные отношения. Они "детализируются" в действии других групп функций  права3.

Рассмотрим формы реализации функций права. Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает  и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний  механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных  лиц, общественных объединений, государственных  органов и т. п.). В каких же формах реализуются функции права?

Функция права - это правовое воздействие, которое  состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование. Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы

 

 

сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению  людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей  и, напротив, какие противоречат интересам  общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных  уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других. Правовая информированность  имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно  отстает от потребностей общественного  развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому  граждане объективно нуждаются в  получении правовой информации о  действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в  него, о новых законах и т.д.

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права  является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка  у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного  правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно  определить как предрасположенность  личности к восприятию норм права, его  оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или  иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование

 

 

установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение  граждан - с другой. Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования. Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

  • условий эффективности регулирования;
  • процесса правового регулирования;
  • социальных результатов регулирования.

Условия эффективности правового  регулирования подразделяются на объективные  и субъективные. Объективными условиями  являются: социально-экономическое  состояние, система хозяйства, формы  собственности и т. п. К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор  оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового  регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных  органов в деле воплощения в жизнь  правовых предписаний и ряд других.

 

 

2. Система функций  права: социальные и юридические  функции.

Системный подход к исследованию процессов и явлений  образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного стиля нового научного мышления. Сегодня существует достаточно оснований утверждать, что в науке сложилось вполне определенное понятие системы вообще. К числу ее признаков относят, прежде всего, внутреннюю целостность, совместимость свойств, наличие подсистем (элементов) и их взаимодействие, устойчивость и взаимодействие с внешней средой и т.п.

Восприятие права как  системы позволяло рассматривать  и функции права в качестве системного целого. Анализ функций  права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций.

Известно, что возможности  познания остаются малоэффективными, если оно ограничивается уровнем  единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему. Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно  взаимосвязаны между собой. Поэтому  ни одна из них не может быть исследована  достаточно глубоко и полно без  выяснения ее взаимодействия с другими  функциями, то есть без изучения ее в системе.

Многообразие сторон воздействия  права на различные отношения  между людьми обусловливает наличие  множества функций права, вследствие чего важное научно-практическое значение приобретает вопрос об их классификации4.

 

Система функций права  представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать  функцию права как целого и  функции этого целого5.

Существует несколько  подходов к классификации функций  права, в зависимости от критерия, взятого за основу.

Так как право неразрывно связано с государством, то его  функции во многом совпадают с  функциями государственной власти. Все основные направление деятельности государства осуществляются в правовых формах, на основе законодательных  актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности. С  одной стороны можно выделить экономическую, социальную, экологическую  и другие функции права, что соответствует  идентичным функциям государства. С  другой стороны, по субъектам государственной  власти можно различать законодательную, исполнительную и судебную функции  права. Данная классификация, представленная В.Н. Хропанюком6, основана на отождествлении функций государства с функциями права.

Хочу отметить, что функции  права можно классифицировать и  по другим основаниям. Как и функции  государства, их можно подразделять с учетом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления, сфер общественной жизни.

С учетом значимости их можно  подразделить на основные и неосновные функции. К основным функциям права следует отнести регулятивную функцию в целом и те основные направления, правового воздействия, которые из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции. Хотя

 

 

некоторые  ученые  считают  некорректным  такое  деление   функций  права, например Байтин.

С учетом сферы распространения  функции права можно подразделить на внутренние и внешние функции  права. Хотя право является преимущественно  внутренним регулятором, поскольку  регулирует общественные отношения  главным образом внутри страны, тем  не менее, оно участвует и в  регулировании отношений с другими  государствами. К тому же нередко  международные договоры государства  входят в состав правовой системы  данного государства. Например, согласно ст. 15 Конституции РФ7 международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Внутренние функции права - это способы юридического воздействия  на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права, среди  которых выделяют две основные функции - регулятивную и охранительную.

Внешние функции права  находятся как бы за пределами  самого права и характеризуют  право как социальный регулятор.

К внешним функциям права  относят общесоциальные. Среди них  выделяют: культурно-историческую, воспитательную, социального контроля и

информационно-регулирующую функции8 .

С учетом продолжительности  осуществления функции права  можно подразделить на постоянные и  временные функции. Постоянные функции - это такие направления воздействия  права на общественные отношения, которые

 

существуют неопределенно  длительное время, временные же функции - это направления правового воздействия, которые существуют в течение  определенного времени (например, при  регулировании общественных отношений  временными нормативно-правовыми актами).

Наконец, с учетом сфер общественной жизни функции права можно  подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические.

Система функций права  непосредственно связана с системой права. Проф. Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права:

  • общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;
  • отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;

- межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например 
охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим 
отраслям права;

  • правовых институтов;
  • нормы права или отдельных норм9.

Вопрос о соотношении  функций права различных уровней  имеет важное значение, так как  структурным элементам системы  права присущи функции, которые  имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового  регулирования данных элементов  и их назначением в системе  права. Та или иная общеправовая функция  может в большей или меньшей  степени конкретизироваться функциями  более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права  и соответственно их функций. Например, функции

 

 

 

уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию  в значительно большей степени, чем функции семейного или земельного права10

Кроме того, следует иметь  в виду, что общеправовые функции  права не охватывают и не могут  охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права  на общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций  права. Так, компенсационное воздействие  как элемент охранительной функции  права осуществляется посредством  компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное  воздействие наиболее заметно при  осуществлении соответствующей  функции уголовного права и т. д.

Информация о работе Функции права