Функции государства: понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2002 году.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;
- раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
- выделение формальных признаков функций государства;
- характеристика различных классификаций функций государства, спорных и новейших критериев классификации; отношение современных ученых к общепризнанным в советское время критериям классификации;
- проследить эволюцию функций советского государства, а затем проанализировать предложения современных ученых о выделении новых функций, характерных для России;
- кратко рассмотреть взгляды зарубежной юридической науки, на понятие, сущность и классификацию функций государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 17
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 20
ГЛАВА 4. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ. 24
ГЛАВА 5. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 30
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 30
Б) Внутренние функции государства. 34
В) Внешние функции государства 38
ГЛАВА 6. ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 54

Вложенные файлы: 1 файл

Функции государства понятие и классификация.DOC

— 266.00 Кб (Скачать файл)

              Взаимодействия между народами  различных цивилизаций возрастают и влияют на цивилизационное  сознание в целом. Представляется, что самобытность цивилизаций будет приобретать всё большее значение, и облик мира всё в большей мере будет определяться взаимодействием семи или восьми главных цивилизаций. Среди них - западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латино-американская и, возможно, африканская. Эти культурно-политические образования имеют свои жизненно  важные интересы, поступиться которыми значит обречь себя на разрушение. Внешняя политика стран всё больше будет определяться их принадлежностью к цивилизации.

          Точка зрения С. Хантингтона  в основном точно отражает  реалии международной политики  и решающим образом определяет  геополитические перспективы. Действительно не   заметить тенденцию раздела мира по общности цивилизационных интересов, основывающихся на культурно-историческом и  особенно религиозном фундаменте. Особенно ярко об этом напомнили события, происшедшие 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, обусловившие,  в свою очередь, действия так называемой антитеррористической коалиции в Афганистане.

          Новые реалии в мировой политике, безусловно, оказывают влияние на  политические процессы, как международные,  так и региональные. Геополитика  как форма реализации геополитической функции современного государства становится одной из важнейших средств защиты государственных и национальных интересов. Особое значение эффективная реализация геополитической функции имеет для России, которая в силу своего географического положения, огромной территории с богатыми природными ресурсами может быть, с одной стороны, наиболее уязвима, с другой - весьма успешно использовать географические факторы в своих национальных интересах. Вместе с тем, к сожалению, следует отметить, что после распада СССР именно на этом направлении Россия потерпела серьёзные поражения.

           Так, например, важнейшим принципом  геополитики является положение  о том, что лучшие границы  для любого государства – это  морские границы. И справедливо по этому поводу заметил В.В.Жириновский: «Если мы потеряем моря, мы погибнем как нация» (2, с.14). Сегодня ситуация такова, что мы фактически добровольно отдали все стратегически важные выходы к морям, которые прокладывались не одним поколение русских людей.

          Часто не в пользу геополитических  интересов России решался вопрос  территориальной целостности. Существуют  территориальные проблемы практически  на всех границах государства 

(за исключением, пожалуй,  только северных рубежей).

         Не менее важна и другая проблема. В сферу геополитических интересов государства входит и его территориальное расположение относительно других государств. В этой связи важнейшей компонентой в реализации геополитической функции государства является ещё и поддержка себе подобных. Именно такие отношения называются братством между народами. Ведь если сегодня разрушают территориально-государственную целостность, уничтожают государственность народов с близкой культурой и общими историческими корнями, то где гарантия, что завтра не будут уничтожены те, кто не пришёл ему на помощь? К сожалению, Россия сегодня всё в меньшей степени руководствуется данным принципом. Совершенно точно по этому поводу высказался С.Н. Бабурин: « Отсутствие внешнеэкономической концепции и оборонной доктрины поставило нас перед фактом не просто ухода России  из числа великих держав, не просто перед реальностью того, что с Россией перестали считаться и исчезновении ядерного оружия она становится третьеразрядной колонией, сырьевым придатком ведущих промышленных государств. Горше всего, что мы оказались среди элементарных клятвопреступников и бесчестных государств. Мы отреклись от всех своих союзников и по Варшавскому договору, и по многолетним отношениям со странами третьего мира» (3).      

              Главнейшим « жизненным» интересом любого государства является сохранение самого государства, его независимости и территориальной целостности, защита свободы и безопасности народа. На Западе с пониманием относятся к тому, что «сохранение нынешней территории Российской Федерации является первым и основным национальным интересом  новой России, целью, разделяемой подавляющим большинством российских элит» (4, с. 7).

          Геополитические интересы России. Безусловно, предполагают сохранение  и развитие СНГ на основе  расширения взаимовыгодного экономического  сотрудничества и межгосударственной  кооперации, координации усилий  по ключевым вопросам внешней  политики и обороны, культурного обмена и прав человека. Первоочередной задачей в данном плане представляется предотвращение раскола СНГ на «подотряды», ведомые, с одной стороны, Россией, а с другой - Украиной.  

         Отношения со странами СНГ  и Балтии должны строиться  на взаимовыгодной основе, с соблюдением взаимных геополитических интересов. В этой связи особое значение имеет, с одной стороны, реализация Россией  - принципов государственного суверенитета в международном праве, с другой стороны, требованием их соблюдения от других субъектов геополитических отношений.

         Отношения с Западом, и прежде  всего США, скорее всего, сохранятся  в числе российской внешней  политики. Национальные интересы  России в этом случае предполагают  совместное решение ряда вопросов  по контролю за вооружениями, включая поиск разумного компромисса между стремлением американцев к пересмотру договора 1972 года о системах ПВО и намерением россиян сохранять полноценный национальный ядерный потенциал при возможном сокращении общего количества стратегических вооружений с обеих сторон. США остаются не только ведущим государством – кредитором России (прямым и посредством их влияния на ВМФ и Всемирный банк), но и, в перспективе, высокоёмким рынком сбыта российских товаров.

           Трудно оспорить тот факт, что  реальные национальные интересы России не могут не иметь глобального характера. В соответствии с принятой в российском МИДе концепцией «многополюсного» мира Россия старается избегать (но не всегда это у неё получается) односторонней ориентации на партнёрство с каким-либо одним регионом планеты за счёт других. Серьёзное значение в данном плане прибрело развитие отношений с Китаем, особенно сейчас, после удовлетворительного разрешения проблем делимитации границы. У стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии (в первую очередь Китая, Индии, Ирана, государств Индокитая) есть все шансы стать в 21 веке ключевыми торговыми партнёрами России. В настоящее  время это, по сути, единственный обширнейший регион мира, стабильно принимающий высокотехнологичную продукцию российского производства. Военно-техническое сотрудничество, совместные проекты по защите окружающей среды, развитию субрегиональных и местных рынков, многосторонние инициативы в ООН и других организациях ради установления более справедливого режима международных экономических отношений способны придать восточной политике России новые возможности.

          Активизация усилий России по  разрешению арабо-израильского конфликта  восстанавливает её традиционную  роль на Ближнем Востоке в  сложившихся не так давно условиях заметного этнополитического присутствия в Израиле эмигрантов из России и бывшего СССР. Россия не может оставаться в стороне от происходящего в Ираке хотя бы потому, что заинтересована в возвращении причитающегося ей долга.

         Существен и такой аспект проблематики геополитических интересов России. Почти всем понятно,  что ни одну из геополитических задач государства нельзя разрешить без проведения им правильной экономической стратегии. Решение имеющихся проблем в отношениях между

 

Москвой и регионами, обеспечение территориальной целостности  России, упрочение её позиций в  СНГ и в мире в целом равным образом определяются наличием адекватных задаче средств и их адресным размещение. Необходимые средства доставляются национальным товаропроизводителем, предпринимателем и налогоплательщиком. Уважающее себя государство непременно обязано создать условия, способствующие расцвету отечественного экономического комплекса. При сохранении неслабеющего внимания к вопросам международной безопасности и обороны внешней политике России «на роду написано», если можно так выразиться, всяческое содействие сокращению односторонней внешнеэкономической зависимости государства, создание благоприятных условий для его постепенного возвращения в группу средне- и высокоразвитых стран планеты. Только на этом пути видятся вполне возможные укрепления Российского государства и развитие гражданского общества, а также заключение такого пакта между ними, который бы отвечал национальным интересам России как уникальной общности цивилизационного масштаба.

          Всё вышеизложенное в целом  позволяет свести геополитическую  функцию государства к аспекту  эффективной защиты интересов  государства как социальной системы  и обеспечения государственной  безопасности в отношениях с иными субъектами (на международной арене).

        В этой связи особенно показательной  является современная концепция,  разрабатываемая группой датских  и немецких этнологов и социологов, в основу которой положена  гегелевская теория «борьбы за  признание» и «теория войн» Клаузевица (5.с.17) Этой же концепции в целом придерживается и датский этнолог Т.Хойруп, который выделяет в качестве генеральной функции государства функцию защиты. По его мнению, первым условием, которое позволяет вообще говорить о государстве, является то, что мы имеем дело с субъектом, который обладает способностью защитить себя, чтобы оставаться признанным членом мировой государственной системы. В таком смысле понятие государства теоретически является конечной точкой в теории государственных отношений.  «Перенос центра тяжести на функцию защиты открывает новую перспективу, в связи с чем на  повестку дня встаёт изменение взглядов на состав государства и общества. Отказываясь от прежних представлений, согласно которым государство считалось ассоциацией индивидов, классов и институтов, которые осуществляли свои внутренние функции в отдельно взятом обществе – представление, ставшее основополагающим с тех пор. Как Гоббс заново ввёл функционализм в социальные науки, - мы приходим к тому, что государство должно рассматриваться как признанный член системы государств, поддерживающий свой суверенитет»(5,с.17).

         Далее  Т.Хойруп фактически  предлагает отход от структурного  функционализма.  «Вместо того, чтобы  смотреть на государство снизу  и изнутри, мы должны взглянуть на него сверху извне. Наши представления, в основе которых лежит социальная организация, должны измениться. Теперь мы должны определять государство через его способность защитить себя перед лицом других государств. От представления о том, что государство есть ассоциация индивидов или классов, мы пришли к тому, что государство является элементом системы государств, развивающаяся структура которой делится на отдельные государства». (5,с. 17).

        Таким образом, датский учёный  весьма точно охарактеризовал то направление, тот аспект, в рамках которых следует подходить к проблеме геополитических интересов Росси к вопросу эффективного функционирования российской государственности в данной сфере.

 

Литература:

1.Третья мировая - война цивилизаций?//Санкт-Петербургские ведомости.           6 июля.1993.

2. Жириновский В.В.  О  судьбах России. М.,1993. Ч.3.

3. Бабурин С.Н. Российское  право и геополитика: формально  и по существу // Советская Россия. 25 апреля. 1992.

4. Blackwill R.Russia and the West // Engaging   Russia: A Report to the Trilateral Commission. N.Y.- Tokyo, 1995.

5. Хайруп Т. Модели  жизни. Проблемы гносеологии,  истории культур и теории государства.  СПБ.: Всемирное слово.1998.       

 

    • и безопасность граждан.

 

  1. С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния.

Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов  привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства  вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.

 

  1. В современных условиях у государства возникает новая функция – функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве.

 

В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков.

 

  1. Поддержанию мира и международного правопорядка способствует осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д..

 

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные  организации деятельность которых  направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими  государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

 

Следует отметить, что перечень внешних  функций государства, приведенный  в этой части является, как мне  кажется, наиболее емким и современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными и требуется их выделение в отдельные функции.

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация