Функции государства: понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2002 году.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;
- раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
- выделение формальных признаков функций государства;
- характеристика различных классификаций функций государства, спорных и новейших критериев классификации; отношение современных ученых к общепризнанным в советское время критериям классификации;
- проследить эволюцию функций советского государства, а затем проанализировать предложения современных ученых о выделении новых функций, характерных для России;
- кратко рассмотреть взгляды зарубежной юридической науки, на понятие, сущность и классификацию функций государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 17
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 20
ГЛАВА 4. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ. 24
ГЛАВА 5. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 30
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 30
Б) Внутренние функции государства. 34
В) Внешние функции государства 38
ГЛАВА 6. ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 54

Вложенные файлы: 1 файл

Функции государства понятие и классификация.DOC

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Раздел I Понятие функций государства  


                                                                                                                                              


                                                                                                                


Функции государства: понятие и классификация.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 


Введение.

Вопрос о функциях государства всегда остается одним из приоритетных в становлении государства, не зависимо от того на каком этапе развития находится государство.

Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому выделение и познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, структура государства напрямую зависит от его функций. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, то есть при смене функций государства, неизбежна и смена его структуры.

Выбор данной темы работы также  обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период. В советской юридической науке был выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой «Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной России.

И наконец, вопрос функций государства  остается и к настоящему времени дискуссионным. Существуют различные подходы к их определению и классификации. В юридической литературе встречаются во многом противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналов зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях.

В советское время, насколько это  было возможно, данным вопросом занимались многие ученые. Работы М.И.Байтина, Н.В.Черноголовкина, В.В.Лазарева используются в моей работе. Именно в период СССР зарождались основные споры по этому вопросу, появлялись первые научные исследования, оформлялись точки зрения. С начала 90-х гг. XX в. своих трудах также значительное место уделяли проблемам функций государства М.Н.Марченко, С.А.Комаров, А.Б.Венгеров. Они не ограничивались формальным изложением темы, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах.

Цель моей работы – наиболее полно  раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского  государства, и условий сложившихся  к 2002 году.

Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

 

  • раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;
  • раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
  • выделение формальных признаков функций государства;
  • характеристика различных классификаций функций государства, спорных и новейших критериев классификации; отношение современных ученых к общепризнанным в советское время критериям классификации;
  • проследить эволюцию функций советского государства, а затем проанализировать предложения современных ученых о выделении новых функций, характерных для России;
  • кратко рассмотреть взгляды зарубежной юридической науки, на понятие, сущность и классификацию функций государства.

 

 

 

Глава 1. Понятие и содержание функции  государства.

 

 Функции — это  такие объективно необходимые  направления предметной деятельности  государства, без которых общество  не может нормально существовать  и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.

Функции государства  отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и  осуществления тех целей и  задач, которые стоят перед ним  в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции отражают не только направления избирательного воздействия  государства, но и согласование, сопоставление  управленческой деятельности государства  с аналогичной деятельностью  иных общественных объединений. Поэтому  функции государства объективно обусловлены закономерностями функционирования данной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, актуальными целями и задачами, встающими перед ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в определенный исторический период. В то же время они выделяются из числа иных направлений деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. При их реализации велико значение и субъективного фактора, так как только от людей зависит, насколько верно поняты эти закономерности и насколько адекватно выбраны средства и способы решения стоящих перед обществом проблем.

При этом каждая функция  имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей).

Перечень и содержание функций конкретного государства  предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди этих факторов особо следует выделить своеобразие сущности государства (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед данным обществом.

Поэтому на одном этапе  исторического развития государства  приоритет может отдаваться экономическим, на другом — политическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны и т. д. Причем если сами функции остаются относительно постоянными, то формы и методы их осуществления изменяются порой весьма значительно в зависимости от задач, стоящих перед обществом.

На заре своего существования  государство выполняло весьма небольшой  перечень функций. Содержание большинства из них носило ярко выраженный классовый характер. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало преимущественное удовлетворение интересов экономически господствующих кланов и социальных групп.

По мере развития и усложнения социальных связей, изменения положения человека в окружающем мире возрастает управленческая роль государства, меняются его функции. Одни из них отмирают, теряя былое значение, другие изменяются, третьи возникают вновь.

Классовое содержание функций современного государства проявляется не столь жестко и открыто, как это было ранее. Для этого используются косвенные способы, связанные с системой налогов и сборов, трудового законодательства и т. д. Повышается значимость общесоциальных функций. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом. Невнимание именно к этим функциям вызывает ослабление, а порой и исчезновение государств. В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, так как государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т. п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает.

Особую актуальность для функций современного государства приобретают факторы, вызывающие необходимость межгосударственного сотрудничества для решения проблем выживания цивилизации в целом. К ним относятся, прежде всего, экологические проблемы, отражающие негативные последствия научно-технического прогресса, вопросы ядерного вооружения, демографические, сырьевые и иные международные проблемы современности.

Таким образом, функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Глава 2. Признаки функций государства.

Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.

Это — исторически  меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.

Это — устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая  предметная деятельность государства  в наиболее важных сферах социальной действительности.

Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.

Реализация функций  обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций  государства осуществляется по различным основаниям:

по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

по продолжительности  действия: постоянные и временные;

по степени общности: основные и неосновные.

Приведенная классификация  носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

М.И.Байтин подчеркивает, что в связи с многообразием  государственной деятельности и  общественных отношений перед теорией государства встает проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражается и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.1 Однако, нельзя считать, что в функциях государства находит отражение лишь его сущность. У государства возникают задачи и функции, обусловленные особенностями переживаемого момента, политическими особеностями, спецификой управления обществом.

А.П. Глебов определил функцию государства как социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном его воздействии на общественные отношения (объекты функций).2

В ряде работ функции государства рассматриваются, например, как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам и др.. Сторонники первого тезиса по существу ставят знак равенства между сущностью и функциями государства, второго – допускают элемент смешения понятия функций государства с известным ленинским определением политики как области отношений всех классов и слоев к государству.3

Ряд авторов, и в частности В.М. Манохин, под функциями государства понимают не «направление», а «части его деятельности», из которых слагается вся государственная работа, и подчеркивают, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата.4 С этим мнением вряд ли можно согласиться полностью, так как далеко не всякую деятельность или часть деятельности государства следует отождествлять с понятием «функция государства». К тому же в данной трактовке гипертрофируется роль государственного аппарата.

Совершенно обособленно выглядит толкование функции государства Л.И. Каском и Л.В. Николаевой, которое основывается на философской трактовке категории функции как цели деятельности конкретного субъекта, как системообразующего фактора такой деятельности. Иными словами, под функцией государства эти авторы понимают его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государственности или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа.5

Некоторые авторы исходят из отождествления функций государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории как «управление», «воздействие» и т. д.

Например, такой точки зрения придерживается В.Н.Хропанюк. Его определение функций  государства подвергается серьезной  критике в журнале «Государство и право» при обсуждении концепции нового учебника по Теории государства и права. «Функции государства, - пишет В.Н.Хропанюк, - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом»6. Опять не точно (в журнальной статье указываются недочеты учебника В.Н.Хропанюка – А.Р.). Почему «управления»? В функциях государства выражается сущность и социальное назначение самого государства. «Сущность и социальное значение государственного управления» выражаются в функциях государственного управления, которые не следует отождествлять с функциями государства.7

 

Л.А.Морозова предлагает трактовку  функций не только как направлений  деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.8

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация