Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 02:25, реферат

Краткое описание

Государство в соответствии с современными представлениями о его сущности представляет собой распространенную на определенной территории форму организации совместной жизни людей в целях обеспечения социально-экономических и политических интересов общества. Указанные задачи согласно традиционному в отечественной науке подходу могут быть решены исключительно путем реализации соответствующих функций государства.
Анализ научной литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что в целом в юридической науке сформировался единый подход к признанию функций государства «главными направлениями», «главными сторонами» «основными направлениями», «основными формами», «частями», «видами» его деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

фнкции государства.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые. Право рассматривается как функция государства. Это означает, что только государство имеет легальные полномочия по установлению правоустановок.

2. Правоохранительная - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

3. Правообеспечительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).

Г.Ф. Шершеневич различал следующие три основные функции государственной власти: установление норм права; охрана норм права от возможных нарушений; применение норм права к отдельным жизненным случаям. Соответственно этим функциям ученый различал три стороны власти: законодательную, исполнительную и судебную. В этом, по его мнению, проявлялись три формы деятельности единой, неделимой государственной власти. Точку зрения знаменитого французского ученого XVIII века Монтескье и его последователей о необходимости разделения властей на три ветви он считал "теоретически ошибочной, а потому и практически не пригодной".

Свою позицию он аргументировал тем, что не может одновременно существовать три равные между собой по силе власти. Настоящей властью может быть только одна наиболее сильная, а остальные вынуждены будут ей подчиняться. Он считал, что государственная власть должна быть едина. В конечном счете подобная точка зрения ученого неоднократно подтверждается практикой государственного строительства в различных странах как с антидемократическими (в большей степени), так и с демократическими режимами (в меньшей степени).

 

 

 

4 ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст.2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция - это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме (см. приложение 2).

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события 1999 г., когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносила ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.

Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество (см. приложение 2).

 

5 МЕСТО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

Правоохранительная функция должна в числе прочих относится к внутренним функциям государства, поскольку решает задачи охраны прав и свобод человека и гражданина (а гражданство - вопрос внутренний), а также обеспечения правопорядка на территории государства.

По времени осуществления правоохранительная функция будет являться постоянной ввиду непрерывности прохождения правоотношений и необходимости постоянной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина и непрерывного обеспечения правопорядка.

По важности и социальной значимости правоохранительная функция, безусловно, должна быть отнесена к основной.

А.М. Артемьев так обосновывает этот тезис: "Системообразующий характер правоохранительной функции современного Российского государства определен реализацией стратегической политико-правовой линии на построение правового государства. В той мере, в какой движение к правовому государству является реальностью, правоохранительная функция приобретает свое главенствующее значение"

В свою очередь, классификация А.В. Мелехиным правоохранительной функции по принципу разделения властей представляется весьма условной. Дело в том, что правоохрана, на взгляд автора, шире, чем то разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную, которое сегодня имеется. В качестве противника данного пункта классификации может выступить прокуратура, которая традиционно относится к числу правоохранительных органов (о месте прокуратуры в числе правоохранительных органов с детальным обоснованием речь пойдет позже), однако ни к одной из ветвей власти не относится, а является органом надзорным, обособленным в структуре современных государственных институтов.

А.В. Ельцов пишет о двух основных системообразующих функциях государства: правовой и политической <3>.

Отождествляя "функции государства" и "направления деятельности государства" и ссылаясь на иных авторов, А.В. Ельцов говорит о том, что исходя из единства и противоположности правовой и политической сущности государства выделяются такие узловые направления его действия, которые, с одной стороны, выражают и воспроизводят противоречия в обществе, а с другой - консолидируют его и способствуют его объединению. С этой точки зрения выделяется четыре направления действия государства: охрана, консолидация, принуждение и воспроизводство власти <4>.

На взгляд автора, не оспаривая основного хода мыслей цитируемого автора, правоохранительная функция в числе иных функций должна включаться в функцию охраны, поскольку это предопределяется ее правовой природой.

С.Я. Боженок пишет о том, что можно выделить следующую группу направлений деятельности государства, включающих его основные функции.

Политическая функция, заключающаяся в формировании и обеспечении функционирования в обществе системы государственной власти путем создания структуры государственных органов и правовых механизмов государственного управления, участия в международных отношениях и т.п.

Экономическая функция, в рамках которой государство определяет экономическую стратегию развития общества, устанавливает правовые регуляторы рыночных отношений, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Социальная функция, заключающаяся в охране прав и законных интересов личности, а также обеспечении всех граждан достойным уровнем жизни, соответствующим уровню экономического, культурного и исторического развития государства. Социальная функция основывается на принципе приоритета прав и свобод личности и проявляется в первую очередь посредством установления государственных пенсий и пособий, развития сети социальных служб, совершенствования системы охраны труда и занятости населения, поддержки многодетных семей и т.п.

Функция обеспечения национальной безопасности, предполагающая оборону страны от вооруженного нападения, защиту государством своего суверенитета, территориальной целостности, политической и экономической независимости государства <5>.

Следуя классификации функций государства, предложенной цитируемым автором, можно сказать, что правоохранительная функция является социальной, поскольку приоритет прав и свобод человека и гражданина есть основной ее смысл и обобщенная цель.

Вместе с тем было бы правильным трактовать функцию обеспечения национальной безопасности шире, чем это делает С.Я. Боженок.

Национальная безопасность предполагает оборону страны не только от внешнего нападения, но и от внутренних угроз, коими являются различные разрушающие факторы, такие, как преступность, терроризм, экстремизм, коррупция, да и в целом несоблюдение законов, какими бы санкциями ни определялась их тяжесть, и т.п.

Эти факторы действуют внутри страны, государства и оказывают негативное влияние на всю ее жизнь в целом, может быть, не так явно и быстро, как это бывает в результате внешних воздействий, но тем не менее последствия от этих влияний могут достигать колоссальных размеров, влияя и на суверенитет, и на территориальную целостность, и на иные важные составляющие государственного устройства.

Информация о работе Функции государства