Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 02:25, реферат

Краткое описание

Государство в соответствии с современными представлениями о его сущности представляет собой распространенную на определенной территории форму организации совместной жизни людей в целях обеспечения социально-экономических и политических интересов общества. Указанные задачи согласно традиционному в отечественной науке подходу могут быть решены исключительно путем реализации соответствующих функций государства.
Анализ научной литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что в целом в юридической науке сформировался единый подход к признанию функций государства «главными направлениями», «главными сторонами» «основными направлениями», «основными формами», «частями», «видами» его деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

фнкции государства.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, следуя данной логике, правоохранительную функцию государства необходимо относить как к социальным функциям государства, так и к функциям обеспечения национальной безопасности внутри страны.

А.М. Артемьев пишет, что анализ проводимых государством мероприятий в правовой сфере общественной жизни позволяет с достаточным основанием утверждать, что государственное правоохранительное воздействие является постоянной функцией, присущей любому государству на всех этапах его исторического развития <6>.

Из приведенного следует, что правоохранительная функция государства занимает свое четко определенное место в системе функций государства и является внутренней, постоянной, основной, социальной, обеспечивающей национальную безопасность функцией государства.

Коль скоро определено качественное наполнение функции как юридического явления в виде целей и задач, средств, методов и форм, а также определены место и основания нахождения правоохраны в числе иных функций государства, то представляется правильным рассмотреть ту самую содержательную сторону правоохранительной функции государства. Это станет основой для построения системы критериев отнесения тех или иных государственных органов к числу правоохранительных.

Таким образом, сделаем следующие выводы:

1. Функции государства можно  определить как обусловленные  современным состоянием различных  сфер жизни государства: экономической, политической, демографической и  т.п. - действия государства посредством  его органов в заранее установленных целях.

2. Правоохранительная функция государства  занимает свое четко определенное  место в системе функций государства  и является внутренней, постоянной, основной, социальной, обеспечивающей  национальную безопасность функцией  государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная  деятельность государства в важнейших  сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между  сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности  государства на выполнение крупных  задач и достижение целей, встающих  на каждом историческом этапе  развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами. Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся: 1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства; 2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера; 3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// СЗ РФ.- 26.01.2009.- N 4.- ст. 445.
    2. Боженок С.Я. О критериях классификации функций государства//Российский следователь.-  2009.- N 11.-с.33-36.
    3. Боженок С.Я. О финансовом обеспечении государственных функций // Финансовое право. 2010. N 12. С. 2 - 6.
    4. Гулягин А.Ю. Место правоохранительной функции в системе иных функций государства // Юридический мир. 2011. N 7. С. 71 - 72.
    5. Ельцов А.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 3 - 6.
    6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с.
    7. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. -640 с.
    8. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2008. - 544 с.

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

┌──────────┬────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┐

│  Место в │            Задача              │Мнение жителей│Мнение лидеров│

│ рейтинге │                                │       %      │       %      │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│    1.    │ Экономический рост             │      17      │      31      │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│    2.    │ Сокращение разрыва между       │      16      │      17      │

│          │ богатыми и бедными странами    │              │              │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│    3.    │ Ликвидация бедности            │      12      │      12      │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│    4.    │ Защита окружающей среды        │      14      │       9      │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│    5.    │ Восстановление доверия к       │       7      │      14      │

│          │ органам власти                 │              │              │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│    6.    │ Борьба с терроризмом           │      10      │       6      │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│    7.    │ Сокращение числа войн          │       9      │       6      │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│    8.    │ Борьба за права человека       │       4      │       2      │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│    9.    │ Усиление влияния к             │       3      │       2      │

│          │ социальной сфере               │              │              │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│  10 - 12.│ Борьба со СПИДом               │       2      │       1      │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│  10 - 12.│ Борьба с организованной        │       2      │       1      │

│          │ преступностью                  │              │              │

├──────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤

│  10 - 12.│ Достижение полного равенства   │       2      │       1      │

│          │ для женщин                     │              │              │

└──────────┴────────────────────────────────┴──────────────┴──────────────┘

 

 

 

Результаты опросов, связанных с определением приоритетных задач, стоящих перед мировыми лидерами

 

Приложение 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – основные функции государства

 


 



Информация о работе Функции государства