Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:36, реферат

Краткое описание

С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все большее значение в новых политических условиях, когда Российской государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций, присущих государству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………3
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и признаки функций государства………………………………………….….4
1.2. Формы и методы осуществления функций государства………………………..5
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ………………………………………….………………..7
2.1. Политическая функция……………………………………………………………….…….………8
2.2. Экономическая функция…………………………………………………….……………..……..9
2.3. Социальная функция…………………………………….………………………………..………..10
2.4. Экологическая функция…………………………………………………………………..……….12
2.5. Защита прав и свобод граждан……………………………………………………..………..14
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ…………………………………………………….………….15
3.1. Функция обороны………………………………………………………………………….………….16
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями…………………………………………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….21
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………..……………….23

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

В любом  случае, внешние функции сводятся всего к двум:

-     оборона, защита государства от  внешней угрозы (строительство во  оруженных сил, ведение оборонительных  войн, создание и дея тельность  контрразведки, пограничных войск  и т. д.);

-     функция взаимодействия с другими  государствами и между народными  организациями (экономическое сотрудничество, уча стие в работе различных  международных организаций, в  военно-политических блоках и союзах и т. д.).

3.1. Функция обороны

Данная  функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она  нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности  государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно  Конституции Российской Федерации  “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской Федерации  несет военную службу в соответствии с федеральным законом”.

Согласно  этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального  и имущественного положения, места  жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных  Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва  исполняется 18 лет.

Согласно  Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации в  случае, если его убеждениям или  верованиям противоречит несение военной  службы, а также в иных установленных  федеральным законом случаях  имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.” Также граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно  статье 87 Конституции Российской Федерации  “Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации  вводит на территории Российской Федерации  или в ее отдельных местностях военное положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные  во время прохождения ими учебных  или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные  виды воинских преступлений предусмотрены в Уголовном Кодексе РСФСР.

Практическое  исполнение функции обороны так  же возложено на особые государственные  вооруженные организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения  от внешних посягательств и обеспечении  общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации  наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых  вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

Службы  внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения  военных действий.

Служба  безопасности. Она предназначена  для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних  посягательств.

Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция  призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие  и безопасность граждан.

В России принят специальный Закон “Об обороне”, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

3.2. Функция взаимодействия с  другими государствами и 

между народными организациями

Эта функция  государства обеспечивает существование  государства в мировом сообществе и включает в себя политические отношения, экономические и культурные связи, а также борьбу с международными преступлениями и участие в международной  охране окружающей среды.

Интеграция  России в мировое сообщество существенно  изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических  и общедемократических норм и  принципов в межгосударственных отношениях.

Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими  государствами в таких сферах, как  борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной  преступностью.

Конкретными действиями  государств в этой области  является создание международных организаций  по борьбе с преступлениями.

          Одной из таких организаций  является ИНТЕРПОЛ. Государство  планирует свою деятельность  по предупреждению и пресечению  этих преступлений, проводит совместные  мероприятия, обменивается информацией.  Это позволяет более эффективно  бороться с международной преступностью.

Каждое  государство связано с другими  государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Политические  отношения: Государство обязано  защищать своих граждан находящихся  на территории других государств и  оказывать им покровительство. Для  поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в  систему мирового хозяйства. Экономическое  развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом  рынке. Ни одно государство не может  существовать без экологических  связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это  наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Культурные  отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего  человечества. Она не может развиваться  обособленно, так как связана  с мировой культурой. Государство  поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному  росту и обогащению. Конкретными  видами деятельности государства в  этом направлении являются: международные  выставки, фестивали, олимпиады, международный  туризм и многое другое.

Участие в охране окружающей среды: В настоящее  время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно  находится в центре внимания всего  мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической  базы в государстве.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены  экологическим состоянием природы  в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают  различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство  принимает различные меры к нарушению  нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные  наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В формулировании определенной цели государства проявляется  его социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что в свою очередь обусловлено  осуществлением соответствующих функций.

Постановка  перед государством и обществом  определенных задач порождает необходимость  осуществления соответствующих  функций, так как вне реализации функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции  государства – это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую зависят от них. Однако при  всей своей значимости задачи не являются первоосновой для развития государства  и его функций, так как они  сами происходят из экономических и  политических потребностей общества, определяются закономерностями его  развития и зависят от национально  – исторической и иной специфики  каждого государства.

Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а  тем более в формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При этом следует  понимать, что каждому этапу соответствуют  «свои» функции, совершенно несхожие с  функциями других этапов развития, и что с переходом государства  на новый этап происходит полная или  частичная замена его функций: появляются новые функции, большая часть  существующих трансформируется и наполняется  иным содержанием.

Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития общества, а  также в зависимости от изменений  его социально-политического строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений  деятельности государства включаются функция подавления сопротивления  классовых, национальных и иных противников  и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с  их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская  функция и функция охраны социалистической собственности.

Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства  раскрывается его политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего его общества.

Следует указать и на новые направления  в решении вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что  все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в  их решении заинтересовано все об щество. Все это представляет собой  цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его  основной сущности — осуществления  полити ческой власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, кото рым соответствуют  три основные ветви власти — законодатель ная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и  соответствующая ей ветвь власти — надзорная).[37]

Каждая  из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей  степени, другими функциями, Так, исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской деятель ности  осуществляет нормотворчество, а также  в некоторой мере судебные полномочия (разрешение споров государственных  органов, входящих в систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушения норм права должностных лиц, привлечение  к материальной ответственности  рабочих и служащих, назначение и  реализация в определенной, установленной  законом части мер администра тивной ответственности и т.п.). Законодательные  органы, в свою очередь, имеют кроме  законодательных и иные функции: испол нительную (работа ряда комитетов  и комиссий) и судебную (вопросы  ответственности депутатов, например). Судебная же власть наряду с основной выполняет и другие функции (руково дящие разъяснения пленума Верховного суда РФ, зако нодательная инициатива, деятельность судебных исполнителей).

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   Теория государства и права:  Учебник для вузов / Под ред.проф. В.М. Корельского и проф. В.Д.  Перевалова – М.: ИНФРА-М, 2000.

2.   Венгерова А.Б. Теория государства  и права Учебник для юридических  вузов – М.: Юриспруденция, 1999.

3.   Комаров С.А., Малько А.В. Теория  государства и права. Учебно  – методическое пособие. Краткий  учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4.   Проблемы теории государства  и права. Учебное пособие. / Под  ред. М.Н. Марченко – М.: Проспект, 1999.

5.   Теория государства и права.  Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998.

6.   Клименко А.В., Румынина В.В. Теория  государства и права: Учеб.пособие  для студ. Учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.

7.   Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы  государства и права – М.: Теис, 1996.

8.   Морозова Л.А. Функции Российского  государства на современном этапе  // Государство и право. 1993 № 6.

9.   Денисов А.И. Сущность и формы  государства. М., 1960.

10.             Каск Л.И. Функции и структура  государства. Л., 1969.

11.             Теория государства и права  / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев  – Уфа, 1994.

12.             Обществознание. Пособие для поступающих  в вузы Российской Федерации.  Под ред.проф. М.Н. Марченко. –  М.: Зерцало, 2000.

13.             Черноголовкин Н.В. Теория функций  социалистического государства.  М., 1970.

Информация о работе Функции государства